Цель: формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- дать учащимся понятие о микроорганизмах;
- дать представление о пользе и вреде микробов для человека;
- убедить учащихся в необходимости соблюдать правила личной гигиены и гигиены питания; воспитывать потребность в ЗОЖ, ответственное отношение к своему здоровью.
Форма проведения: игровой практикум.
Ход занятия
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сентябрь наступил, закончилось лето -
Пришел праздник знаний, учебы, отметок!
С праздником Вас поздравляю, друзья!
Школьные двери вновь распахнутся,
Завтра учебные будни начнутся.
А сегодня - праздничный час!
На большой голубой планете
Нет сегодня счастливее нас.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь уж - третий класс!
Мы собрались, чтобы в очередной раз поговорить о здоровье. Тема нашего урока «Человек и микробы».
Здоровье - самое ценное богатство общества и каждого человека.
Попробуйте оценить состояние своего здоровья, загибая палец на каждый ответ «да»:
- ты каждый год болеешь гриппом или ангиной;
- иногда у тебя бывает насморк;
- бывает, что болит живот;
- часто у тебя бывает плохое настроение;
- иногда ты плохо спишь ночью, часто просыпаешься;
- мало бываешь на воздухе;
- не любишь физкультуру, подвижные игры;
- часто ешь сладости, чипсы, пьешь лимонад.
Учитель: Кто из вас не загнул ни одного пальца? Таких ребят мало. Значит, тема здоровья для нас по-прежнему важна. Уровень здоровья населения, особенно детей, в последние годы сильно снизился. Поэтому мы все чаще говорим о необходимости вести здоровый образ жизни.
Из каких компонентов состоит здоровый образ жизни? Выберите 3 ромашки, на которых написаны правильные привычки.
(Один выбирает 3 ромашки). (Ответы: закаливание, правильное питание, прогулки, физкультура, гигиена, отказ от вредных привычек, ночной сон, режим дня)
Учитель: Прикрепите свои цветы на дерево. У каждой пары получился свой цветок ЗОЖ.
Что такое микробы? В толковом словаре можно прочитать значение этого слова: «Микробы - название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом. К микроорганизмам относят бактерии, грибы, вирусы. Как и всякие живые организмы, они питаются, дышат и размножаются».
Как микробы могут быть связаны с нашим здоровьем? Где они живут? (Высказывания детей.)
Микробы живут в воде, в земле, в воздухе, во льдах, в растениях, в человеке - везде!
Учитель: Сегодня здесь присутствует судья для того, чтобы осудить микробов.
Судья: Я обвиняю микробы, в том, что они приносят людям огромный вред! Они проникают в организмы людей и вызываете инфекции. Истории известны катастрофические эпидемии, унесшие жизни миллионов людей. А кто виноват? Микробы!
Учитель: Микробов в природе огромное количество. В одной капле сырой воды их живет почти столько же, сколько людей на всем земном шаре! Давайте посмотрим, какие микроорганизмы живут в капле сырой воды. (Слайд)
Мы пьем сырую воду вместе с огромным количеством разных микробов. Среди них есть такие, которые вызывают болезни. Вместе с некачественной пищей в наш организм через органы пищеварения тоже попадают микробы. Часто они вызывают кишечные болезни, отравления.
Учитель: Ребята, подумайте, как не пропустить в организм болезнетворных микробов вместе с водой и пищей!
(Ответы на слайде, неправильные исчезают по щелчку).
(Выводы: воду кипятить, готовую пищу хранить в холодильнике, не есть испорченные и просроченные продукты, мыть овощи и фрукты).
Учитель: Значит, от отравления и кишечных болезней человек может себя защитить.
- Вы согласны с этим, товарищ судья?
Судья: Да, убедили. Но все равно микробы очень опасны. Каждую минуту нас атакуют со всех сторон полчища микробов. Их оружие - инфекции, болезни, иногда смерть.
Учитель: Действительно, от инфекций во все времена погибали тысячи людей. В старину даже грипп был очень опасен. Он передается по воздуху особыми микробами, которые называются вирусами. Попадает в организм через органы дыхания.
Учитель: Подумайте, как можно не допустить распространения гриппа? Выполните задание на карточках. Представьте ситуацию, когда в семье кто-то заболел гриппом. Подберите картинки для больного и здорового человека.
1 человек находит предметы для заболевшего, 2 - для здоровых пока членов семьи.
(Предметы: носовой платок, ватно-марлевая повязка, витамины, чеснок, лук, уксус, пистолет, шоколадка, лекарства, мёд). (Обсуждение)
Учитель: Вы знаете, что при заболевании у человека чаще всего повышается температура. Как вы думаете, почему?
Учитель: Оказывается, при возникновении инфекции наш организм специально повышает температуру тела, чтобы погибали болезнетворные микробы. Поэтому не спешите при температуре принимать жаропонижающие средства, не мешайте работе организма! Не создавайте в организме подходящую среду для проживания вредных микробов!
- А Вы что по этому поводу думаете, товарищ судья?
Судья: Оказывается, что от инфекционных болезней мы тоже можем себя защитить. А как быть с микробами, которые находятся на нашей коже? Ведь если их в капле воды миллионы, то сколько же их на коже? Я недавно порезал палец, и он воспалился, долго болел. Потому что микробы попали в рану. Любая рана может вызвать заражение крови!
Учитель: Ребята, а что бы вы посоветовали судье сделать в такой ситуации? Что нужно выбрать из аптечки для обработки повреждений кожи.
(Детям предлагаются картинки на слайде: перекись водорода, бинт, вата, мыло, пластырь, зеленка, цитрамон, зубная щетка, активированный уголь, термометр, йод).
Учитель: Помните: главная защита человека от вредных микробов - его чистая здоровая кожа. Такой барьер они не преодолеют. И главный наш помощник в борьбе с микробами - обыкновенное мыло, лучше хозяйственное.
Учитель: Но ведь есть и полезные для человека микробы! Их гораздо больше, чем вредных!
- А Вы о них знаете, товарищ судья?
Судья: Не может быть! Ребята, вы слышали что-нибудь о полезных микробах?
Учитель: А я слышала! Действительно, полезных микроорганизмов в природе гораздо больше, чем вредных. А вы знаете, ребята, что в организме каждого человека около 3 кг микробов? Они живут в кишечнике, желудке, во рту и помогают переваривать пищу. Многие их них обогащают организм витаминами. Очень плохо было бы человеку без них.
Учитель: Полезные микробы называются бактериями молочнокислого брожения и помогают делать кефир, простоквашу, сыр, сметану, ряженку, йогурт, творог. Вы же любите эти продукты? Они очень полезны, т.к. содержат те же микроорганизмы, которые живут в нашем кишечнике. (Слайд с картинками)
- Какое решение Вы примети, товарищ судья?
Суд постановил:
- С вредными микробами бороться!
- Полезные микробы любить и оберегать!
Давайте избавимся от вредных микробов!
Учитель приглашает по одному человеку лопнуть шары с вредными микробами.
(Лопают шары с вредными микробами).
Судья: Спасибо за помощь, ребята!
Учитель: Решение суда все обязаны выполнять. Конечно, суд этот был шуточным, а вот армия микробов, окружающих нас, вполне реальна. Как же уберечь себя от опасности? Давайте вспомним правила, как защитить себя от болезней.
(Карточку зачитывают и прикрепляют на ватман).
Правила:
- Чаще мыть руки с мылом, не только перед едой.
- После мытья руки обязательно вытирать полотенцем.
- Следить за чистотой волос, ногтей, одежды.
- Мыться горячей водой, мочалкой и мылом.
- Повреждения кожи обрабатывать.
- Не есть испорченные продукты.
- Готовую пищу хранить в холодильнике.
- Овощи и фрукты обязательно мыть водой.
- Нельзя пить сырую воду.
- Нужно чистить 2 раза зубы.
- При общении с человеком, больным гриппом, прикрывать рот и нос носовым платком или марлевой повязкой.
- Употреблять в пищу сырой лук и чеснок, они убивают микробов.
- Во время эпидемий гриппа стараться избегать многолюдных мест.
- Обязательно принимать витамины.
- Проветривать помещения.
Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, как защитить себя от болезней.
Учитель: Спасибо за работу. И последний вопрос: Как вы думаете, какой организм больше подвержен атакам микробов: сильный или слабый?
Учитель: Надеюсь, что после нашего занятия среди вас будет больше ребят, которые заботятся о своем здоровье. Желаю всем хорошего настроения! Будьте здоровы!