А.С.Пушкин писал "Чтение - вот лучшее учение". Период обучения грамоте - отрезок времени в первом классе, начинающийся с первых дней учебного года и заканчивающийся в 3 четверти. Часто ребята испытывают трудности на первоначальном этапе, когда пытаются овладеть механизмом чтения. И в моей педагогической деятельности есть такие трудности. (Приложение I)
Передо мной возник проблемный вопрос: как помочь первокласснику облегчить процесс обучения чтению?
Рассмотрим теоретические сведения, раскрывающие особенности механизма чтения.
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г.Ананьев, лежат "сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем".
Чтение как один из видов письменной речи является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают её.
В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышим, произносим и словом видим. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь, считает Б.Г.Ананьев "является не слухомоторным, а зрительно-слухомоторным образованием".
Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и восприятия букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова его значением осуществляется понимание читаемого.
Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. Понимание "осуществляется на основе звуковой формы слова, с которым связано его значение" (Д.Б.Эльконин). Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Процесс понимания читаемого определяется характером восприятия. В то же время процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного.
Чтение взрослого человека - это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.
Т.Г. Егоров выделяет три этапа формирования навыка чтения:
1) аналитический;
2) синтетический;
3) этап автоматизации.
Каждый этап включает ряд ступеней. Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приёмами овладения.
Мы рассмотрим подробно аналитический этап. Ведь именно на этом этапе первоклассники испытывают особые трудности при обучении чтению. Аналитический этап можно разделить на несколько ступеней.
А) ступень овладения звуко-буквенными обозначениями. На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями дети анализируют звуковой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребёнок соотносит его с определённым графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.
Можно утверждать, что буква будет правильно и успешно усвоена в следующих случаях:
1. Когда ребенок дифференцирует звуки речи, т.е. когда у него имеется чёткий образ звука и когда звук не смешивается с другими ни по слуху, ни артикулярно.
2. Когда у ребёнка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. При выделении звука из речи ребёнок должен во всём многообразии его звучания, изменяющимся в зависимости от положения звука в слове, уловить некоторое основное постоянное качество вариантов звука, независимо от его непостоянных свойств. Только при этом условии в процессе обучения чтению формируется представление о графеме, о соотнесении буквы с фонемой.
3. Для ребёнка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
Основной трудностью этой ступени, как и всего процесса овладения чтением, является слияние звуков в слоги. При чтении слога в процессе слияния звуков ребёнок должен перейти от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в потоке речи, т.е. произнести слово так, как оно звучит в устной речи.
Темп чтения на этой ступени очень медленный, он определяется, прежде всего, характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра).
Б) ступень слогового чтения. Ребенок читает слово по составляющим его частям, т.е. по слогам, затем объединяет слоги в слово и потом осмысливает прочитанное. Темп чтения на этой ступени довольно медленный. На этой ступени имеет место смысловая догадка. Характерным является стремление повторять только что прочитанное слово. Путем повторения ребёнок пытается узнать прочитанное слово, соотнести его с определенным известным ему в устной речи.
В) ступень становления целостных приёмов восприятия. На этой ступени простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются ещё по слогам. На этой ступени значительную роль играет смысловая догадка. Догадка имеет место в пределах лишь предложения, а не общего содержания текста. Более зрелым на этой ступени является синтез слов в предложении. Темп чтения возрастает.
Рассмотрим программу "Обучение грамоте" авт. В.Г.Горецкий УМК "Школа России". В данной программе обучение грамоте содержит несколько периодов:
1. Подготовительный (добукварный) период. На данном этапе дети знакомятся со звуками речи, со словами и предложениями. Учащиеся изучают гласные буквы А, О, И, ы, У
2. Основной (букварный) период - включает четыре ступени:
1) изучение четырёх согласных букв Н, С, К, Т;
2) изучение следующих четырёх букв Л, Р, В, Е
3) изучение всех оставшихся букв
4) авторские страницы.
3. Послебукварный период включает в себя чтение произведений разных авторов.
Нам интересен основной период, выделим его задачи:
1) учить читать открытый слог;
2) учить читать закрытый слог (формировать умение "причитывать" согласные буквы вне слияния;
3) учить читать слова, предложения и тексты
Рассмотрев теоретические сведения о процессе чтения, о становлении навыка чтения у учащихся и соотнеся программу «Обучения грамоте» В.Г.Горецкого, мы выяснили следующее. Каждый день на протяжении последних пяти уроков добукварного периода и десяти первых уроков букварного периода учащиеся знакомятся с новой буквой, а заданий по повторению ранее изученных букв, чтению слогов нет. В учебнике «Азбука» под редакцией В.Г.Горецкого при знакомстве с новой буквой дети читают открытые слоги, слова, предложения, тексты. Но если ребенок ещё не запомнил образ буквы, как он может читать слова, предложения и тексы? Некоторым детям очень сложно каждый день запоминать образ новой буквы и его звуковую форму.
Возникла необходимость создания тренажёра. Его цель: систематическое повторение ранее изученных букв, с поэтапным усложнением заданий; отработка навыка чтения открытых слогов, закрытых слогов, слогов со стечением согласных.
Мы составили тренажёр «Читалочки» в соответствии со ступенями основного (букварного) периода обучения грамоте. Предлагаем несколько вариантов "Читалочек".
На первой ступени основного (букварного) периода после изучения четырёх согласных букв Н,С,К,Т раздаем детям «Читалочку №1». Учащиеся уже знают 5 гласных букв: а, о, и, у, ы.
Читалочка №1 | ||||
Назови буквы: а о и у ы |
||||
Произнеси звуки: [а][о][и][у][ы] |
||||
Назови буквы: н с к т |
||||
Произнеси звуки: [н] [с] [к] [т]; |
||||
Читайте слоги |
||||
на |
но |
ни |
ны |
ну |
ка |
ко |
ки |
ку |
|
са |
со |
си |
сы |
су |
та |
то |
ти |
ты |
ту |
Читайте слова |
||||
она оно они оса он осы носи сони кони сыто Нина косы коса сани коты тина нота сито Ника ты то |
||||
Читайте предложения |
||||
У Нины коса. Ника сыта. У Тани сани. |
Тренажёр направлен на отработку умений:
- произносить звуки [а] [о] [и] [у] [ы] [н] [с] [к] [т];
- читать открытые слоги;
- читать односложные, двусложные слова,
- читать предложения из двусложных слов.
Затем ребята получили "Читалочку №2" Мы усложнили материал и включили закрытые слоги.
Читалочка №2 |
Назови буквы: а о и у ы |
Произнеси звуки: [а][о][и][у][ы] |
Назови буквы: н с к т |
Произнеси звуки: [н] [с] [к] [т] |
Читайте слоги и слова |
на но ни ну ны: Ната ноты носи нити Ника Нина |
са со си су сы: сани сон сок сито сук сын сыт |
ка ко ки ку: кати кот коса кони киты кит киса кино |
та то ти ту ты: так ток токи тик тина тук тын тык |
Затем мы выдали детям "Читалочку №3". Содержание сложнее. В ней детиуже читают слоги в разброс, трёхсложные слова и более сложные по конструкции предложения.
Читалочка №3 | ||||
Назови буквы: а о и у ы |
||||
Произнеси звуки: [а][о][и][у][ы] |
||||
Назови буквы: н с к т |
||||
Произнеси звуки: [н] [с] [к] [т] |
||||
Читайте слоги |
||||
сы |
ты |
ни |
ка |
то |
ну |
ко |
ту |
си |
ны |
со |
но |
та |
сы |
су |
ти |
ку |
са |
си |
ки |
Читайте слова |
||||
осина Никита окуни котик каток канаты осока носок сынок |
||||
Читайте предложения |
||||
У осины сук. У Никиты окуни. Канат у Антона и Кости. |
"Читалочка №4" направлена на отработку умений - читать слоги со стечением согласных (ста, кро и др.), слова, предложения. Чтение таких слогов наиболее сложно для учащихся. В читалочке возрастает количество слов и предложений.
Читалочка №4 | ||||
Назови буквы: а о и у ы |
||||
Произнеси звуки: [а][о][и][у][ы] |
||||
Назови буквы: н с к т |
||||
Произнеси звуки: [н] [с] [к] [т] |
||||
Читайте слоги |
||||
сну |
сно |
сна |
сни |
сны |
ска |
ску |
ски |
ско |
|
кти |
кта |
кту |
кто |
|
сту |
ста |
сти |
сты |
сто |
нка |
нку |
нки |
нко |
|
Читайте слова |
||||
скука стон стук косынка кустик стоит сосны аисты кусты кисти нитка тонки нотки Никитка скок стык |
||||
Читайте предложения |
||||
Нина стоит у осины. У куста стоит Никитка. У Антона кисти. У Тани косынка. У Насти нитка. Скок кот на окно. |
"Читалочка №5" выдается после изучения трёх новых согласных Л, Р, В. Ребята учатся читать открытые слоги,закрытые слоги, слова и предложения как с ранее изученными буквами так и с новыми.
Читалочка №5 | ||||
Назови буквы: а о и у ы |
||||
Назови буквы: н с к т л р в |
||||
Произнеси звуки: [н] [с] [к] [т] [л] [р] [в] |
||||
Читайте слоги |
||||
ла |
ло |
лы |
ли |
лу |
ра |
ро |
ры |
ри |
ру |
ва |
во |
вы |
ви |
ву |
Читайте слова |
||||
лава лови лысо Лина луна лук лупа рак рана рано роса рот рота рык рис Рита рука вар вари вот вол выл вилы вина |
||||
Читайте предложения |
||||
Рита встала рано. У Лины росли ирисы. Лариса вела сестру Вику. Виталик выкопал лук . |
"Читалочка №6" более сложная по своему содержанию, чем другие. Появилась гласная е. Количество слогов увеличилось. Слова содержат слоги со стечением согласных. Предложения состоят из односложных, двусложных, трёхсложных слов
Читалочка №6 |
Назови буквы: а о и у ы е |
Назови буквы: н с к т л р в |
Произнеси звуки: [н] [с] [к] [т] [л] [р] [в] |
Читайте слоги |
сла сло слы сли слу сле кра кро кры кри кру кре
сво свы сви сву све вка вку вки вко вке рла рло
|
Читайте слова |
слова кресло слива красиво кроты крыша крик крути свои свиток вкусно скалка сроки сорви вилка оливки салатик ослики сливки крестик кроватка накрыла крикун светло |
Мы апробировали тренажёр "Читалочки" на первоклассниках. Каждому ребёнку "Читалочки" выдавались постепенно. Дети работали с тренажёром, как на уроке, так и дома. Результаты нас порадовали. (Приложение II) Произошло значительное улучшение читательских умений.
Сравнительная диагностика читательских умений первоклассников
Вывод:
- Ребята, которые знали только буквы, стали читать слоги.
- Ребята, которые испытывали трудности в чтении слогов, успешно "запели" слоги.
- Ребята, которые читали только короткие слова, состоящие из одного, двух слогов зачитали более сложные слова.
Мы проанализировали сроки обучения чтению ребят прошлого набора, первоклассников 2020 и этого набора, первоклассников 2021г. Первоначальный уровень читательских умений у ребят разных лет был примерно одинаковый. Учащиеся, применяющие тренажёр «Читалочки» на 2 недели быстрее овладели механизмом чтения. Что говорит об эффективности предлагаемой формы обучения.
Тренажёр "Читалочки" могут использовать, как педагоги дошкольных организаций, так и учителя начальных классов в период обучения грамоте.