День Народного единства. Подвиг Ивана Сусанина

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание

Ключевые слова: День народного единства, Иван Сусанин


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • пробудить интереса к русской истории и литературе, расширение читательского кругозора;
  • показать взаимосвязь исторического и литературного процессов, отражение исторических событий, взглядов в литературе;
  • развитие эмоциональной сферы; воспитание чувства сопереживания, чувства прекрасного;
  • привитие любви к родной истории, к русской поэзии;
  • внедрение использования мультимедийных технологий в проведении мероприятий, связанных с изучением предметов гуманитарного цикла;

Оборудование.

  • компьютер;
  • мультимедийное оборудование,
  • книжная выставка,

Методические приёмы: показ презентации, рассказ учителя.

План проведения мероприятия

Слайд 1

Сегодня в День народного единства мы вспомним о событиях и героях, которые положили начало празднику.

Слайд 2

16 век…Это было тяжелое время для России. Смерть Ивана Грозного, русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства».

Слайд 3

В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова
И по ночам всходило две луны.
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселяя

Слайд 4

И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа.

Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.

Слайд 5

И, тем не менее, нашлись здоровые силы - и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение.

Слайд 6, 7

Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова - сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.

Слайд 8

После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари-самозванцы. Борьба не закончилась. И как тут не вспомнить о подвиге простого русского крестьянина Ивана Сусанина. Сведений о его жизни практически нет. Жил в деревне Деревеньки или Деревнищи (?) - 1613 или 1612)

Слайд 9

Согласно легенде (не подтвержденной научными изысканиями), поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино.

Слайд 10

Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу.

Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности.

Слайд 11

Поэт-декабрист К.Ф.Рылеев написал думу, в которой воспел подвиг Сусанина. Рассказывая о тех событиях. Он писал:

Мой сын, поспешай же к царю молодому,
Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,
Что гордые ляхи, по злобе своей,
Его потаенно убить замышляют
И новой бедою Москве угрожают!
Скажи, что Сусанин спасает царя,
Любовью к отчизне и вере горя.
Скажи, что спасенье в одном лишь побеге
И что уж убийцы со мной на ночлеге».

Слайд 12

За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове.

Слайд 13

И вновь вспомним думу К.Рылеева.

«Злодей!- закричали враги, закипев,-
Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Слайд 14

Всё в том захолустье и мертво и глухо...
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -
Убейте! замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

Слайд 15

Михаил Фёдорович и инокиня Марфа нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

Слайд 16

Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Сабинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:

Слайд 17

Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князьМихаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти …

Слайд 18

На месте предполагаемого места смерти Ивана Сусанина сегодня стоит поминальный камень .

Слайд 19

В 1838 году Николаем I был подписан указ о даровании центральной площади Костромы имени Сусанинская и возведении на ней памятника «во свидетельство, что благородные потомки видели в бессмертном подвиге Сусанина - спасении жизни новоизбранного русской землей царя через пожертвование своей жизни - спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Слайд 20

В 1918 году с памятника были сброшены бюст Михаила и скульптура Сусанина, тогда же Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции (историческое название возвращено в 1992 году

Слайд 21

В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину - патриоту Земли Русской

Слайд 22

«Иван Сусанин» Алекс Беляничев

В старинном граде Костроме, на Волге,
Стоит непраздно памятник один.
С широкой бородой, в кафтане долгом
- Сусанин, патриот и гражданин.
Себя на смерть в мученьях обрекая,
Что думал ты? Мне надо знать. Скажи!
Из глубины веков, туманом тая,
Мне время посылает миражи…
- Псякрев! Кто знает в Домнино дорогу?! -
Но будто крови алая заря
Бросает на кирасы понемногу.
И мысль одна: «Спасти Государя!»
- Я… знаю. - Конь, храпя, грызет удила.
Поляк в кривой улыбке щерит рот,
Не ведая, что ждет его могила
Средь русских топких девственных болот.
Шагал неспешно, в лапотки обутый,
О скорой смерти Господа просил…
Доколь черпать кровавых распрей Смуты
Многострадальной матушке-Руси?!
- Злодеи! Такова, видать, судьбина…
Мне на Руси и помирать легко!
Болотом будет ваша домовина*!
А тот, кто нужен вам - уж далеко.
Глядел в лицо врагам открыто, смело.
Спасенье - смерть! И вознеслась душа,
Покинув вдрызг растерзанное тело
Под дьявольским ударом палаша…
Твой подвиг не сотрется временами!
…Мне кажется порой, что это я
Шепчу врагам кровавыми губами:
«За веру! За Отчизну! За Царя!»

Слайд 23, 24

Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей.

Но уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.

По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.