Модель внеурочной деятельности "Предметная карусель"

Разделы: Начальная школа


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа реализуется ОУ, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • снизить учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность - это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Нашим коллективом разработана модель организации внеурочной деятельности в первом - втором классах.

Цель образовательной программы: Обеспечение и развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Задачи:

  • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • Развивать творческие способности;
  • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
  • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, риторикой, математикой, информатикой.

В основе нашей внеурочной деятельности лежат курсы «Интеллектика» А.Зака, «логики» по учебникам О.А.Холодовой, а также курс» Риторики» по Ладыженской.

«Интеллектика»

Основная цель курса развивающих занятий «Интеллектика» состоит в том, чтобы обеспечить достаточно высокую интеллектуальную готовность детей к обучению в средней и старшей школе. Это означает более широкие, чем обычно, возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно-логического и творческого мышления.

Задача: обеспечить более высокий уровень интеллектуальной подготовки.

Формирует способность:

  • анализировать (познавательная компетентность)
  • комбинировать (познавательная компетентность)
  • планировать (регулятивная компетентность)
  • рассуждать (коммуникативная компетентность)

Ожидаемый результат: во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, необоснованное беспокойство.

Умники и умницы

Программа позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления. Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т.е. приобрести так называемую логическую грамотность.

Цель программы: создание положительной мотивации к учебной деятельности, преодоление неустойчивости внимания, непроизвольности процесса зрительного и слухового запоминания и развитие мыслительной деятельности через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся.

Основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Ожидаемые результаты: в результате занятий ребята достигнут значительных успехов в своём развитии, они многому научатся, и эти умения будут применять в учебной работе, что приведёт к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникнет интерес к учёбе, а у кого-то закрепится.

Риторика

Цель: научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне.

Ожидаемый результат: одним из результатов обучения является решение задач воспитания - осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.

Особенности реализации программы.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности. Реализация программы рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В 1 классе по 30 минут, во 2 классах по 40 минут.

Суть нашей «карусели» заключается в том, что наша параллель разделилась на 2 группы по 3 учителя. Каждый учитель ведет определенный курс, близкий и понятный ему, а также востребованный детьми и родителями. Дети трёх разных классов посещают каждый из наших курсов по 1 ч в неделю.

Формы внеурочной воспитательной деятельности

Основой для разработки программы стал методический конструктор Григорьева, который помог определить как преимущественные формы достижения результатов, так и уровень результатов внеурочной деятельности. Ведущей формой организации занятий является групповая.

Вид внеурочной деятельности

Уровень результатов внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

познавательная

Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний, ролевая игра

Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

А также участие в КВНах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах, проекты.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • Интерес и мотивация,
  • Эмоциональное отношение к деятельности;
  • Творчество

Познавательная компетентность

  • Переработка полученной информации
  • Ориентировка в различных способах решения задачи и выбор наиболее эффективного в зависимости от конкретных условий
  • Выдвижение гипотез о способах решения поставленной задачи

Коммуникативная компетентность

  • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками
  • Передача информации в устной и письменной речи
  • Использование в коммуникации различных знаково-символических средств.

Выводы

Таким образом, в течение 1 и 2 класса дети посещают данные курсы. Учителя в процессе занятий знакомятся с детьми параллельных классов, дети - с учителями. Такое сотрудничество позволяет интереснее организовать не только внеурочную работу, но и любую другую.

Результатом данной модели внеурочной деятельности является организация предметных школ в 3-4 классах по русскому языку, математике, а также развитию речи, и т.д.

Такая форма внеурочной деятельности позволяет выявить способных, заинтересованных детей. Найти каждому ребёнку занятие по способностям, возможностям и по желанию.