В современном мире иностранный язык стал средством взаимодействия общества, роль которого возрастает в связи с развитием международных экономических, научных, социальных, культурных связей. Уже не возникает вопрос «Зачем нужно изучать иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования его в повседневной жизни, например в сети интернет, в печатных изданиях, телевидении и т.п. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать и знание хотя бы одного иностранного языка является практически нормой в современном обществе, также это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.
Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность - одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность способна использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке английского языка, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами. Однако одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся.
Можно выделить несколько особенностей заданий для формирования функциональной грамотности:
- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление;
- читательская грамотность.
Проанализировав задания из учебника, непосредственно с которым мы работаем, я нашла примеры, как можно сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Формирование математической грамотности
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника для 5 класса.
На картинках изображены предметы с указанием их веса в граммах и килограммах. Дети используют математические суждения и путём сложения определяют общий вес необходимых предметов для поездки на Северный полюс и на Чёрное море. («Форвард» 5 класс Часть 1, стр.81 упр.6)
Формирование финансовой грамотности
Финансовая грамотность - способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств.
Работая с картинками банкнот, легко определяется их ценность, так как в задании ещё есть предложенные варианты для ответов. Дети знакомятся с английскими купюрами, сравнивают их с российскими. Далее, полученные знания применяются в ролевых играх «Покупки». («Форвард» 6 класс Часть 2, стр.33 упр.5,6).
Формирование естественнонаучной грамотности
Используя словарные слова, географическую карту мира, дети применяют знания, полученные на уроках окружающего мира, географии, биологии. Путём рассуждения делаются выводы о том, какие природные ресурсы добываются под землёй, под водой, что растёт на деревьях, что производят насекомые. («Форвард» 5 класс Часть 1, стр.40 упр.16,17. стр.41 упр.18,19,20)
Формирование глобальных компетенций
Глобальные компетенции - это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Дети знакомятся с информацией о роли музыки в жизни людей. Знакомятся с точкой зрения девочки и высказывают свои мысли о роли музыки в жизни подростка. («Форвард» 6 класс Часть 2, стр.75 упр.8)
Формирование креативного мышления
Креативное мышление - это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
Дети обрабатывают полученную информацию. На основе предложенного текста составляют описание своего населённого пункта, подбирая дополнительный материал, который касается только своего места проживания. («Форвард» 6 класс Часть 2, стр.41 упр.32)
Формирование читательской грамотности
Читательская грамотность - это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание.
В своей практике учителя сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом. Зачастую учащиеся не могут выделить ключевые слова и определить главную мысль текста, и, как следствие, подобрать к этому тексту заголовок, не умеют читать диаграммы и интерпретировать информацию, данную в таблицах, то есть они не в состоянии перенести знания и умения из одной области в другую.
Поскольку одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся, на уроках при работе с текстом можно использовать современную педагогическую технологию, которая сделает урок интересным - это технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:
- Подобрать антонимы или синонимы к словам.
-Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.
- Прочитать текст и выделить основные темы повествования.
- Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы
- Пересказать текст от лица различных персонажей.
- Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
- Дать совет герою (героине).
И это, безусловно, только малая часть заданий, с помощью которых можно развить читательскую грамотность.
В данных упражнениях подразумевается работа со смешанным текстом «Приключения Тома Сойера». Детям необходимо прочесть его и получить запрашиваемую информацию. Так, в упр.17 на основе суждения можно сделать выводы и дать правильный ответ. В упр.18 выстраивается логическая цепочка при выборе правильного ответа из предложенных. («Форвард» 5 класс Часть 2, стр.10 упр.17, стр.11 упр.18)
И в заключение хотелось бы сделать вывод о том, что применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира, а, как известно, всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Список литературы
- Боголепова С.Е. Навстречу ФГОС: формирующая оценка. - URL: http://tea4er.ru/home/volume4/3428-2013-09-18-09-42-30
- Бойцова Е.Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-tehnologii-formiruyuschego-otsenivaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsy
- Вандакурова А.А. Особенности современного урока иностранного языка и виды его оценивания. - URL:https://www.pedm.ru/categories/3/articles/653
- Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания: методический конструктор: методическое пособие.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2016. - 80 с.
- Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. Пособие / М.А.Пинская. - М.: Логос, 2010. - 264 с.
- Соломатина А.С. Формирующее оценивание в педагогической практике учителя английского языка. - URL:https://открытыйурок.рф/статьи/665962/
- Титова А.А. Формирующее оценивание на уроках английского языка на средней ступени обучения. - URL: https://infourok.ru/doklad-formiruyuschee-ocenivanie-na-urokah- angliyskogo-yazika-na-sredney-stupeni-obucheniya-1978326.html
- Формирующее оценивание - сущность, технологии, - режим доступа: http://sandbox. openclass.ru/node/13 7655