Недавно в моей жизни произошло событие!
Я прочла книгу русского мыслителя Ивана Александровича Ильина «Поющее сердце». Эта книга «тихих созерцаний» отозвалась в моей душе похожестью моих мыслей с мыслями автора этой книги:
«По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас то, что он читает…»
«Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца»
И я в очередной раз подумала:
«Как хорошо уметь читать…»
Или, перефразируя известные слова, «Любите ли вы читать, так как я…
Считаю чтение важным в моей жизни и стараюсь увлечь чтением своих учеников.
Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с природой, всем, что его окружает.
Через книгу ребенок воспринимает модели поведения.
Снижение интереса к чтению общество пытается объяснить серией массовых средств информации, особенно телевидения. Посмотрев фильм, телеспектакль, далеко не каждый потянется к книге, чтобы перечитать, открыть для себя нового писателя. Это желание надо постоянно воспитывать.
За 8 лет работы в «Газпром школе» мы с ребятами активно участвуем, создаем и совершенствуем проект «Моя золотая библиотека».Считаю этот проект самым важным в начальной школе.
Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги.
А появление воспитателя в образе сказочного героя особенно положительно влияет на учеников. Я часто практикую такой приём в наших занятиях.
Моя задача стать ребёнку партнёром и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить лестницу личностного развития.
Так как подготовка ко всем ежедневным занятиям заблаговременная, то готовиться и ко всем занятиям (в том числе занятиям по проекту) получается качественно.
Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Я заметила, что принудительное чтение, как правило, неплодотворное.
Поэтому главная цель - открыть интерес.
Интерес - это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Все мероприятия по проекту, как и каждодневные занятия с детьми, готовятся по технологии САУ (5 шагов):
- При составлении плана воспитательной работы класса, наряду с мероприятиями программ «Деловые дети», экологической программы «Это наша с тобою Земля», «Здоровая Россия» и других, обязательно вношу мероприятия проекта «Моя золотая библиотека» в соответствующий модуль - Ключевые общешкольные дела (для начальной школы).
- При подготовке каждого занятия ставлю цель, выделяю единицу содержания (что должны научиться делать ученики в ходе занятия), создаю условия для достижения поставленных целей.
- В ходе занятия организую свою деятельность и деятельность своих учеников.
- Подвожу итог на рефлексивной основе.
Так как воспитатели не ставят оценок, в качестве бонусов самые активные участники получают небольшие сувениры: наклейки, закладки, блокноты, сладкие призы.
Проект не статичен, он постоянно обновляется. В нашу работу вошли новые формы: квесты, использование мобильных устройств, аудиофайлы.
Стараемся читать в школе в свободное время (читательские минуты, время свободного чтения, посещение библиотечных часов).
Разработаны, и постоянно корректируются, с учетом интересов учеников, списки литературы. В последнее время даже с электронными ссылками и аудиофайлами.
Создана большая копилка викторин по различным блокам проекта, которые являются приложениями к плану воспитательной работы.
Принцип формирования следующий: в электронной папке «МЗБ» собраны папки по классам, в каждом классе папки по блокам, блоки состоят из конспектов конкретных занятий, презентаций, роликов, тестов, квестов и др.
После изучения различных мобильных приложений Plickers, Lenoit, Learning aps они тоже активно использовались в работе по проекту.
Мы ведем читательские дневники. Они помогают ученикам выражать в рисунках свои впечатления, самостоятельно оценивать содержание прочитанных произведений.
После окончания интенсива по работе с Google приложениями я создала Google класс, где разместила задания по проекту и использовала его, когда школа работала в дистанционном режиме.
Делюсь своими разработками с коллегами, размещаю на портале «Продлёнка», в прошлом году подготовила дистанционное занятие по одному из произведений проекта, которое вошло в общешкольный сборник .
Если чтением увлечь, то у учеников начальной школы не бывает вопросов, зачем читать?
Эти мероприятия в содружестве с семьёй позволяют вызвать у детей интерес к книге, к чтению, к получению знаний из книги.
Когда дети читают, интересуются литературой, а потом выигрывают в викторинах на параллель, олимпиадах и конкурсах, то считаю себя причастной к победам и достижениям своих учеников.
Работаем в тандеме с учителем и библиотекарем Ипатовой Е.В., стараемся найти время для чтения, проведения мероприятий проекта, ежегодно проводим конкурс чтецов.
И как результ - у учеников класса улучшились оценки по чтению за первый-второй триместр благодаря тесному общению с книгами.
Наверное, у Вас может возникнуть вопрос, любят ли наши дети читать?
С уверенностью могу сказать: дети класса много и с удовольствием читают. Постоянно посещают школьную библиотеку. У каждого ученика класса на школьном абонементе есть книги, которые постоянно обновляются.
Моя Формула «Чтение - лучшее учение. Делись прочитанным. Читай сам и увлекай других».