Использование окружающей среды как компонента приобщения дошкольников 4–5 лет к природным объектам

Разделы: Работа с родителями, Экология

Класс: д/с


Современный дошкольник, живущий в условиях поколения «Дети с гаджетами», зачастую, не обращает внимание на окружающий прекрасный мир нашей природы. Задача педагогов дошкольной организации привить у дошкольников любовь и уважение к природным объектам. Основным средством и способом создания благоприятной атмосферы для исследования объектов природы, выступает - создание предметной эколого-развивающей среды на участке детского сада.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Цель экологического образования в ДОО - формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Привитие дошкольника желания сохранять природную среду, наполняющую участок детского сада, расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Содействие развитию представлений о растительном и животном мире. Результат экологического воспитания - экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

Цель для родителей: Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Цель для педагогов: осуществление цикла занятий с детьми на участке детского сада в любое время года. Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы создания предметной эколого-развивающей предметной среды на участке детского сада «Экологическая тропа»:

  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
  • Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.
  • Составление паспорта всех точек тропинки.
  • Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Оснащение экологической тропы может включать

1 объект. Цветочная мозаика (цветник)

Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений.

2 объект. Тропа здоровья

  • ящички с еловыми шишками, галькой, керамзитом, каштанами, песком;
  • деревянные палочки; массажные коврики;
  • мешочки с песком;
  • «следы»;
  • спортивное оборудование (бревно).

3 объект. «Птичья столовая»

Дерево с несколькими скворечниками .

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, формировать умения отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе.

4 объект. «Лаборатория Юных эколят»

(изготовленные вместе с детьми экологические знаки)

  • Правила пребывания в природе зимой
  • Правила пребывания в природе весной
  • Правила - пребывания в природе летом
  • Правила пребывания в природе осенью

5 объект. Метеостанция

«Метеостанция» - площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, состоянием растений.)

На данном объекте дошкольники легко и не навязчиво приобретают необходимый багаж знаний:

  1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.
  2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.
  3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.
  4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.
  5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.
  6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.
  7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.
  8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
  9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.
  10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.
  11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.
  12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.
  13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.
  14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связей, что очень важно для пониманию экологических закономерностей и для жизни вообще. Чтобы получиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состояниями растениями, поведениями животных, производить замеры, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверить прогноз с реальными результатами.

Экологическая тропа - специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память. А самое главное - появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Несколько правил для создания предметной эколого-развивающей предметной среды на участке детского сада «Экологическая тропа».

  1. Помните, все объекты должны быть всегда доступны для дошкольников.
  2. Природные объекты должны быть интересны для наблюдения;
  3. Природные объекты должны быть разнообразны по видам;
  4. Если это растения, желательно, чтобы растения природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;
  5. Подбирать и высаживать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.
  6. Все объекты должны быть безопасны для жизни и здоровья дошкольников (недопустимы ядовитые и колючие растения; недопустимы животные не прошедшие медицинского осмотра ветеринарами);
  7. Изготовление правил поведения в природе должно прививать стремление заботиться о природе, представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите, а также основы экологической грамотности.

Формы и способы организации совместной деятельности детей и взрослых

По маршруту экологической тропы используются следующие формы и способы организации совместной деятельности:

  1. Наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  2. Целевые прогулки;
  3. Экологические акции;
  4. Труд в природе;
  5. Решение экологических ситуативных задач;
  6. Опытно-исследовательская деятельность;
  7. Экологические праздник, развлечения;
  8. Экологические игры

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных организаций жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками [1].

Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения».

Литература

  • Рыжова Н.А. Экологическая тропинка. Дошкольное воспитание № 7, 2000,с. 23-27.
  • Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж. Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
  • Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.