Пояснительная записка
Направление программы курса внеурочной деятельности «Кинотренинг: я - эмпатийный». Курс предназначен для обучающихся с особыми образовательными потребностями 7-11 классов.
Актуальность курса по формированию эмпатии с помощью кинотренинга в том, что одной из популярных форм работы педагога-психолога с подростками и педагогами является тренинг. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с указанными категориями.
Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством».
Наиболее доступной формой воздействия на эмоциональный мир подростка является кинематограф. Авторы И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.М.Родина, указывали в своих работах на возможности использования кинофильмов для повышения эмоциональной отзывчивости подростков, формирование у них эмпатии. В работе Р.С.Емотина мы находим указание на то, что данная форма работы использовалась М.Наумбергом в работе с детьми, имеющими нарушения поведения.
Метод кинотренинга, который подразумевает продвижение и в познании самого себя, и в овладении новыми поведенческими навыками. И то и другое должно укрепить веру участников в свою личностную силу, сформировать умение выстраивать отношения на основе эмпатии с окружающими людьми.
Данная форма работы использовалась М.Наумбергом в работе с детьми, имеющими нарушения поведения. Автор указывает, что достаточно эффективно применяется данный метод в психиатрических клиниках, в системе уголовных наказаний и постепенно внедряется в работу образовательных учреждений. По мнению Е.П.Кораблиной, А.А.Плескачевской просмотр кинофильмов будет способствовать созданию условий для эмоционального отреагирования актуальных проблем и ситуаций, формированию способности к сопереживанию, созданию условий для личностного развития подростков, формированию умения анализировать фильмы.
Программа кинотренинга по формированию эмпатии у детей с ООП составлена в соответствии с рекомендациями авторов: Елены Павловны Кораблиной, Анны Александровны Плескачевской и имеет своей целью развитие эмпатии, а также выработку определенных навыков, связанных с умением формировать взаимодоверительные отношения в процессе взаимодействия.
Цель курса внеурочной деятельности: развитие эмпатии детей с ООП с помощью кинотренинга.
Планируя кинотренинг, были определены следующие задачи:
- Формирование эмпатии в межличностном взаимодействии. (Решение задачи можно проследить при помощи методики: «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М.Щетининой. Методика находится в приложении 3).
- Определение значимости ролей различных стратегий поведения, порождающих разнообразные эффекты и феномены межличностных отношений, связанных с наличием эмпатии или ее отсутствием (развитие психологической наблюдательности; формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера; развитие способности сопереживания партнеру по общению. Решение данной задачи можно проследить при помощи методики «Экспресс-диагностика эмпатии» (автор И.М.Юсупов, методика находится в приложении 1).
- Развитие рефлексивных способностей, связанных с осознанием собственных ценностных позиций, относительно самого себя и окружающего мира (решение данной задачи можно проверить при помощи методики: «Незаконченные предложения». Методика находится в приложении 2).
- Обогащение словаря новыми словами на тему «эмпатия», усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Закрепление, уточнение и активизация словаря на тему «эмпатия».
В процессе кинотренинга мы формируем эмпатию к детям, пожилым людям, героям художественных произведений, животным, фильмы подобранны по каждой из названных тем.
Е.П.Кораблина и А.А.Плескачевская в своей работе выделили следующие механизмы кинотерапии: механизм проекции; механизм идентификации; механизм гештальт- терапии; механизм «маски».
Е.Г.Коблик выдела следующие требования к фильмам, рекомендованным к просмотру:
- Предварительно ведущий должен просмотреть фильм. Оценить его содержание с точки зрения достижения цели просмотра и наличии сцен, не предназначенных для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика).
- Тематика фильма должна быть интересной и понятной для подростков. Фильм должен быть созвучен внутреннему запросу конкретного возраста зрителя.
- При проведении обсуждения фильма необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков, уровень их развития, возраст.
- Важно учитывать время просмотра и время, оставленное для обсуждения.
Таким образом, в процессе грамотно организованной работы с фильмом у зрителей происходит осознание своих личностных особенностей, формируются навыки эмпатии, сопереживания, сочувствия, соучастия. Все это позволяет подростку перейти к осмысленной коррекции своих действий и эмоциональных состояний. Данный метод ориентирует подростка на понимание себя и окружающих, а также на осознанное управление своей жизнью.
Очень важно соблюдать основные правила проведения кинотренинга - просмотр и обсуждения фильмов:
- Во время киносеанса никто не разговаривает и не мешает друг другу.
- После просмотра фильма при обсуждении соблюдать доверительный стиль общения.
- Искренность общения. Говорить нужно только то, что чувствуешь и думаешь по поводу просмотренного фильма и своих переживаний. Если нет желания высказаться искренно и откровенно, то лучше помолчать.
- Конфиденциальность. Нельзя рассказывать о чувствах и переживаниях другого человека после завершения занятий.
- Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из девочек, все внимательно слушают, не перебивают, давая возможность сказать то, что хочется.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- сопереживать, проявлять интерес к состоянию другого человека, они будут ярче и выразительнее эмоционально положительно реагировать на человека в ходе общения, идентифицироваться с ним.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
- определять и распознавать понятия «эмпатия», «эгоизм», «сострадание» и др.;
- осознавать значимость эмпатии, сострадания.
- в ходе кинотренинга у детей с ООП будет формироваться психологическая наблюдательность; навыки «чтения» невербальных сигналов партнера; будут развиваться рефлексивные навыки.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Содержание курса внеурочной деятельности
По мнению И.А.Акиндиновой, А.А.Бакановой, Е.П.Кораблиной, Г.М.Каджаспирова, К.В.Петров, А.А.Плескачевской, А.М.Родиной с целью формирования способности сочувствовать, сопереживать у подростков, работу по организации просмотра художественного фильма целесообразно организовать в несколько этапов.
I этап является подготовительным. На этом этапе психолог просматривает фильм, анализирует содержание фильма с точки зрения его полезности для формирования эмпатии у подростков, заранее пытается предвидеть реакции на фильм. Как указывает Р.С.Емотин, фильм, выбранный для работы должен знакомить зрителей с различными социальными типажами, обучать участников просмотра определять собственные чувства и чувства киногероя, навыкам решения проблем, навыкам релаксации. Кроме того, фильм должен иметь четкую тематическую линию. По рекомендациям авторов, продолжительность фильма должна составлять не более 120 минут.
II этап - вступительное слово психолога (знакомство с темой). Здесь целесообразно использовать, например, мультимедийную презентацию «Фильм о фильме», которая позволит ввести подростков в сюжет фильма. Можно озвучить основную тему видео и обозначить подросткам, на что им необходимо обратить внимание при просмотре.
III этап - собственно просмотр фильма. На этом этапе психолог обращает внимание подростков на образы героев, особенности их поведения, эмоциональные переживания. Все это способствует адекватному осознанию детьми ситуаций, сюжетных линий фильма.
IV этап - обсуждение фильма. На данном этапе проводится спонтанное обсуждение сюжета фильма. Рекомендовано проводить данный этап в кругу, чтобы каждый участник обсуждения видел лица других участников, имел возможность высказать те мысли и чувства, которые затронули его во время просмотра кинофильма, отмечают наиболее яркие эмоционально-насыщенные эпизоды. На четвертом этапе происходит обмен мнениями о том, что именно вызвало наибольшие впечатления у участников просмотра. На данном этапе важно уделить внимание чувствам, мыслям, реакциям, которые вызвали у участников просмотра те или иные персонажи фильма. Известно, что в процессе просмотра фильма человеку свойственно идентифицировать себя с тем или иным героем или ситуацией, воссозданной в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают выразить те мысли, которые трудно было передать словами. В целом, данная работа способствует обучению детей навыкам эмпатии, определению собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя). Кроме того, работа с фильмом позволяет показать участникам кинопросмотра, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар подростков. Как указывала А.А.Плескачевская, обсуждение фильма формирует навыки эмоционального отреагирования, позволяет переосмыслить свои чувства, развивает способность к сопереживанию.
Во время обсуждения фильма рекомендуют использовать следующие приемы работы с подростками: проигрывание ситуаций, в которые попадают герои фильма и театральные импровизации. Эти методы позволяют сформировать у подростков способность к эмпатии, показателями которого является «умение понимать отношения другого к себе» и «умение понимать эмоциональное состояния другого». В процессе проигрывания ситуаций, в которые попадают герои фильма подросток научится критически осмысливать свое поведение. На это указывали И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.А.Плескачевская, А.М.Родина.
V этап - рефлексия. На данном этапе целесообразно обобщить сказанное участниками, резюмировать высказывания. Авторы рекомендуют подойти к организации данного этапа очень ответственно, поскольку он предполагает смысловую и эмоциональную оценку содержания фильма. На это указывали И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.А.Плескачевская, А.М.Родина. По мнению авторов, при отсутствии данного этапа в просмотре кинопроизведения эффективность данного метода в работе с подростками по формированию у них эмпатии снижается.
Кинотренинговая программа включает 10 занятий, каждое по 2-3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Фильмы показываются в дневное время, с 14.00 часов. На каждом занятии заполняется дневник наблюдений, в котором фиксируется возникающие чувства и эмоции, которые испытывают обучающиеся с ООП в процессе просмотра фильмов, высказывания при обсуждении фильмов и др. Также после фильма обучающиеся дают «обратную связь», отвечают письменно на вопросы: Какие чувства вызвал фильм? Чему учит этот фильм? Что означает новое слово (например, милосердие, бескорыстие)?
Структура занятий включает следующие этапы:
- I этап - подготовительный: вступительное слово психолога, беседа, словарная работа (время - 10-15 минут).
- II этап - основной: просмотр и обсуждение фильма (время - 01.30 - 02.00 часа).
- III этап - заключительный: рефлексия, получение обратной связи в виде анкетирования (время:15-20 минут).
Фильмы для кинотренинга отбирались по следующим критериям:
- Главные герои фильмов должны быть примерно такого же возраста, что и дети с ООП.
- Содержание фильмов подбирается с учетом возрастных обучающихся.
- Открытость мотивов, поступков, смыслов и ценностей главного героя.
Тематический перечень фильмов
Тема для формирующей направленности |
Формируемые понятия, умения |
Кол-во часов |
Отношение к учителям |
Просмотр фильма «4:0 в пользу Танечки». Формирование понятия «альтруизм». Умение бескорыстно заботится о благополучии других. |
2 |
Отношение к животным |
Просмотр фильма «Пальма» «Белый Бим Чёрное ухо». Формирование понятия «милосердие». Умение оказывать помощь другим безвозмездно. |
2 |
Отношение к пожилым людям |
Просмотр фильма «Альпийская сказка». Формирование понятия «эмпатия». Обучающиеся учатся сочувствовать и сопереживать. |
2 |
Отношение к детям |
Просмотр фильма «Хорошие дети не плачут». Формирование понятия «доброта» Умение проявлять великодушие, внимание или заботу о других, без ожидания похвалы или награды. |
2 |
Отношение к героям художественных произведений |
Просмотр фильма «Куколка», «Поллианна» Формирование понятия «сочувствие», «эгоцентризм». Восприятие, понимание и реакция на страдания других людей. |
4 |
Отношение к знакомым |
Просмотр фильма «Чучело». Формирование понятия «преданность». Умение проявлять верность, приверженность, которое основано на любви и проявляется в трудных жизненных обстоятельствах. |
2 |
Отношение к малознакомым |
Просмотр фильма. «Форпост», «Звездочки на земле». Формирование понятия «толерантность», «сострадание». Умение культурно вести себя с другими, не нарушая правил поведения общения.
|
4 |
Нейтральные темы |
Просмотр фильма «Энн из зеленых крыш». Формирование понятия «бескорыстие». Умение совершать поступки, приносящие благо другим. |
2 |
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Кол-во
|
Содержание деятельности |
Дата проведения |
1 |
Входная диагностика |
2 |
Диагностика эмпатический способностей у детей до кинотренинга. Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
2 |
Просмотр фильма «Альпийская сказка». Введение понятия альтруизм. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). |
|
3 |
Просмотр фильма «Пальма» Или «Белый Бим Чёрное ухо» Введение понятия милосердие. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
4 |
Просмотр фильма «Хорошие дети не плачут» Введение понятия доброта. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
5 |
Просмотр фильма «Куколка» Введение понятия эгоцентризм. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
6 |
Просмотр фильма «Поллианна» Введение понятия сочувствие. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
7 |
Просмотр фильма «Чучело» Введение понятия преданность. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
8 |
Просмотр фильма «Форпост» Введение понятия сострадание. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
9 |
Просмотр фильма «Звездочки на земле» Введение понятия толерантность. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
10 |
Просмотр фильма «Энн из зеленых крыш» Введение понятия бескорыстие. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
11 |
Просмотр фильма «4:0 в пользу Танечки» введение понятия альтруизм. |
2 |
Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос. |
|
12 |
Итоговая диагностика |
Изучения эмпатических способностей после проведения кинотренинга. |