Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кинотренинг: я – эмпатийный"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


Пояснительная записка

Направление программы курса внеурочной деятельности «Кинотренинг: я - эмпатийный». Курс предназначен для обучающихся с особыми образовательными потребностями 7-11 классов.

Актуальность курса по формированию эмпатии с помощью кинотренинга в том, что одной из популярных форм работы педагога-психолога с подростками и педагогами является тренинг. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с указанными категориями.

Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством».

Наиболее доступной формой воздействия на эмоциональный мир подростка является кинематограф. Авторы И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.М.Родина, указывали в своих работах на возможности использования кинофильмов для повышения эмоциональной отзывчивости подростков, формирование у них эмпатии. В работе Р.С.Емотина мы находим указание на то, что данная форма работы использовалась М.Наумбергом в работе с детьми, имеющими нарушения поведения.

Метод кинотренинга, который подразумевает продвижение и в познании самого себя, и в овладении новыми поведенческими навыками. И то и другое должно укрепить веру участников в свою личностную силу, сформировать умение выстраивать отношения на основе эмпатии с окружающими людьми.

Данная форма работы использовалась М.Наумбергом в работе с детьми, имеющими нарушения поведения. Автор указывает, что достаточно эффективно применяется данный метод в психиатрических клиниках, в системе уголовных наказаний и постепенно внедряется в работу образовательных учреждений. По мнению Е.П.Кораблиной, А.А.Плескачевской просмотр кинофильмов будет способствовать созданию условий для эмоционального отреагирования актуальных проблем и ситуаций, формированию способности к сопереживанию, созданию условий для личностного развития подростков, формированию умения анализировать фильмы.

Программа кинотренинга по формированию эмпатии у детей с ООП составлена в соответствии с рекомендациями авторов: Елены Павловны Кораблиной, Анны Александровны Плескачевской и имеет своей целью развитие эмпатии, а также выработку определенных навыков, связанных с умением формировать взаимодоверительные отношения в процессе взаимодействия.

Цель курса внеурочной деятельности: развитие эмпатии детей с ООП с помощью кинотренинга.

Планируя кинотренинг, были определены следующие задачи:

  • Формирование эмпатии в межличностном взаимодействии. (Решение задачи можно проследить при помощи методики: «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М.Щетининой. Методика находится в приложении 3).
  • Определение значимости ролей различных стратегий поведения, порождающих разнообразные эффекты и феномены межличностных отношений, связанных с наличием эмпатии или ее отсутствием (развитие психологической наблюдательности; формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера; развитие способности сопереживания партнеру по общению. Решение данной задачи можно проследить при помощи методики «Экспресс-диагностика эмпатии» (автор И.М.Юсупов, методика находится в приложении 1).
  • Развитие рефлексивных способностей, связанных с осознанием собственных ценностных позиций, относительно самого себя и окружающего мира (решение данной задачи можно проверить при помощи методики: «Незаконченные предложения». Методика находится в приложении 2).
  • Обогащение словаря новыми словами на тему «эмпатия», усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Закрепление, уточнение и активизация словаря на тему «эмпатия».

В процессе кинотренинга мы формируем эмпатию к детям, пожилым людям, героям художественных произведений, животным, фильмы подобранны по каждой из названных тем.

Е.П.Кораблина и А.А.Плескачевская в своей работе выделили следующие механизмы кинотерапии: механизм проекции; механизм идентификации; механизм гештальт- терапии; механизм «маски».

Е.Г.Коблик выдела следующие требования к фильмам, рекомендованным к просмотру:

  • Предварительно ведущий должен просмотреть фильм. Оценить его содержание с точки зрения достижения цели просмотра и наличии сцен, не предназначенных для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика).
  • Тематика фильма должна быть интересной и понятной для подростков. Фильм должен быть созвучен внутреннему запросу конкретного возраста зрителя.
  • При проведении обсуждения фильма необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков, уровень их развития, возраст.
  • Важно учитывать время просмотра и время, оставленное для обсуждения.

Таким образом, в процессе грамотно организованной работы с фильмом у зрителей происходит осознание своих личностных особенностей, формируются навыки эмпатии, сопереживания, сочувствия, соучастия. Все это позволяет подростку перейти к осмысленной коррекции своих действий и эмоциональных состояний. Данный метод ориентирует подростка на понимание себя и окружающих, а также на осознанное управление своей жизнью.

Очень важно соблюдать основные правила проведения кинотренинга - просмотр и обсуждения фильмов:

  • Во время киносеанса никто не разговаривает и не мешает друг другу.
  • После просмотра фильма при обсуждении соблюдать доверительный стиль общения.
  • Искренность общения. Говорить нужно только то, что чувствуешь и думаешь по поводу просмотренного фильма и своих переживаний. Если нет желания высказаться искренно и откровенно, то лучше помолчать.
  • Конфиденциальность. Нельзя рассказывать о чувствах и переживаниях другого человека после завершения занятий.
  • Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из девочек, все внимательно слушают, не перебивают, давая возможность сказать то, что хочется.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • сопереживать, проявлять интерес к состоянию другого человека, они будут ярче и выразительнее эмоционально положительно реагировать на человека в ходе общения, идентифицироваться с ним.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

  • определять и распознавать понятия «эмпатия», «эгоизм», «сострадание» и др.;
  • осознавать значимость эмпатии, сострадания.
  • в ходе кинотренинга у детей с ООП будет формироваться психологическая наблюдательность; навыки «чтения» невербальных сигналов партнера; будут развиваться рефлексивные навыки.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Содержание курса внеурочной деятельности

По мнению И.А.Акиндиновой, А.А.Бакановой, Е.П.Кораблиной, Г.М.Каджаспирова, К.В.Петров, А.А.Плескачевской, А.М.Родиной с целью формирования способности сочувствовать, сопереживать у подростков, работу по организации просмотра художественного фильма целесообразно организовать в несколько этапов.

I этап является подготовительным. На этом этапе психолог просматривает фильм, анализирует содержание фильма с точки зрения его полезности для формирования эмпатии у подростков, заранее пытается предвидеть реакции на фильм. Как указывает Р.С.Емотин, фильм, выбранный для работы должен знакомить зрителей с различными социальными типажами, обучать участников просмотра определять собственные чувства и чувства киногероя, навыкам решения проблем, навыкам релаксации. Кроме того, фильм должен иметь четкую тематическую линию. По рекомендациям авторов, продолжительность фильма должна составлять не более 120 минут.

II этап - вступительное слово психолога (знакомство с темой). Здесь целесообразно использовать, например, мультимедийную презентацию «Фильм о фильме», которая позволит ввести подростков в сюжет фильма. Можно озвучить основную тему видео и обозначить подросткам, на что им необходимо обратить внимание при просмотре.

III этап - собственно просмотр фильма. На этом этапе психолог обращает внимание подростков на образы героев, особенности их поведения, эмоциональные переживания. Все это способствует адекватному осознанию детьми ситуаций, сюжетных линий фильма.

IV этап - обсуждение фильма. На данном этапе проводится спонтанное обсуждение сюжета фильма. Рекомендовано проводить данный этап в кругу, чтобы каждый участник обсуждения видел лица других участников, имел возможность высказать те мысли и чувства, которые затронули его во время просмотра кинофильма, отмечают наиболее яркие эмоционально-насыщенные эпизоды. На четвертом этапе происходит обмен мнениями о том, что именно вызвало наибольшие впечатления у участников просмотра. На данном этапе важно уделить внимание чувствам, мыслям, реакциям, которые вызвали у участников просмотра те или иные персонажи фильма. Известно, что в процессе просмотра фильма человеку свойственно идентифицировать себя с тем или иным героем или ситуацией, воссозданной в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают выразить те мысли, которые трудно было передать словами. В целом, данная работа способствует обучению детей навыкам эмпатии, определению собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя). Кроме того, работа с фильмом позволяет показать участникам кинопросмотра, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар подростков. Как указывала А.А.Плескачевская, обсуждение фильма формирует навыки эмоционального отреагирования, позволяет переосмыслить свои чувства, развивает способность к сопереживанию.

Во время обсуждения фильма рекомендуют использовать следующие приемы работы с подростками: проигрывание ситуаций, в которые попадают герои фильма и театральные импровизации. Эти методы позволяют сформировать у подростков способность к эмпатии, показателями которого является «умение понимать отношения другого к себе» и «умение понимать эмоциональное состояния другого». В процессе проигрывания ситуаций, в которые попадают герои фильма подросток научится критически осмысливать свое поведение. На это указывали И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.А.Плескачевская, А.М.Родина.

V этап - рефлексия. На данном этапе целесообразно обобщить сказанное участниками, резюмировать высказывания. Авторы рекомендуют подойти к организации данного этапа очень ответственно, поскольку он предполагает смысловую и эмоциональную оценку содержания фильма. На это указывали И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.А.Плескачевская, А.М.Родина. По мнению авторов, при отсутствии данного этапа в просмотре кинопроизведения эффективность данного метода в работе с подростками по формированию у них эмпатии снижается.

Кинотренинговая программа включает 10 занятий, каждое по 2-3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Фильмы показываются в дневное время, с 14.00 часов. На каждом занятии заполняется дневник наблюдений, в котором фиксируется возникающие чувства и эмоции, которые испытывают обучающиеся с ООП в процессе просмотра фильмов, высказывания при обсуждении фильмов и др. Также после фильма обучающиеся дают «обратную связь», отвечают письменно на вопросы: Какие чувства вызвал фильм? Чему учит этот фильм? Что означает новое слово (например, милосердие, бескорыстие)?

Структура занятий включает следующие этапы:

  • I этап - подготовительный: вступительное слово психолога, беседа, словарная работа (время - 10-15 минут).
  • II этап - основной: просмотр и обсуждение фильма (время - 01.30 - 02.00 часа).
  • III этап - заключительный: рефлексия, получение обратной связи в виде анкетирования (время:15-20 минут).

Фильмы для кинотренинга отбирались по следующим критериям:

  • Главные герои фильмов должны быть примерно такого же возраста, что и дети с ООП.
  • Содержание фильмов подбирается с учетом возрастных обучающихся.
  • Открытость мотивов, поступков, смыслов и ценностей главного героя.

Тематический перечень фильмов

Тема для формирующей направленности

Формируемые понятия, умения

Кол-во часов

Отношение к учителям

Просмотр фильма «4:0 в пользу Танечки». Формирование понятия «альтруизм». Умение бескорыстно заботится о благополучии других.

2

Отношение к животным

Просмотр фильма «Пальма» «Белый Бим Чёрное ухо». Формирование понятия «милосердие». Умение оказывать помощь другим безвозмездно.

2

Отношение к пожилым людям

Просмотр фильма «Альпийская сказка». Формирование понятия «эмпатия». Обучающиеся учатся сочувствовать и сопереживать.

2

Отношение к детям

Просмотр фильма «Хорошие дети не плачут». Формирование понятия «доброта» Умение проявлять великодушие, внимание или заботу о других, без ожидания похвалы или награды.

2

Отношение к героям художественных произведений

Просмотр фильма «Куколка», «Поллианна» Формирование понятия «сочувствие», «эгоцентризм». Восприятие, понимание и реакция на страдания других людей.

4

Отношение к знакомым

Просмотр фильма «Чучело». Формирование понятия «преданность». Умение проявлять верность, приверженность, которое основано на любви и проявляется в трудных жизненных обстоятельствах.

2

Отношение к малознакомым

Просмотр фильма. «Форпост», «Звездочки на земле». Формирование понятия «толерантность», «сострадание». Умение культурно вести себя с другими, не нарушая правил поведения общения.
Умение прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

4

Нейтральные темы

Просмотр фильма «Энн из зеленых крыш». Формирование понятия «бескорыстие». Умение совершать поступки, приносящие благо другим.

2

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание деятельности

Дата проведения

1

Входная диагностика

2

Диагностика эмпатический способностей у детей до кинотренинга. Беседа после фильма. Письменный опрос.

2

Просмотр фильма «Альпийская сказка». Введение понятия альтруизм.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей).

3

Просмотр фильма «Пальма» Или «Белый Бим Чёрное ухо» Введение понятия милосердие.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

4

Просмотр фильма «Хорошие дети не плачут» Введение понятия доброта.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

5

Просмотр фильма «Куколка» Введение понятия эгоцентризм.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

6

Просмотр фильма «Поллианна» Введение понятия сочувствие.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

7

Просмотр фильма «Чучело» Введение понятия преданность.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

8

Просмотр фильма «Форпост» Введение понятия сострадание.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

9

Просмотр фильма «Звездочки на земле» Введение понятия толерантность.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

10

Просмотр фильма «Энн из зеленых крыш» Введение понятия бескорыстие.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

11

Просмотр фильма «4:0 в пользу Танечки» введение понятия альтруизм.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

12

Итоговая диагностика

Изучения эмпатических способностей после проведения кинотренинга.

Инструктивные карты проведения занятий