Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Кинотренинг: я – эмпатийный"

03.11.2022

Пояснительная записка

Направление программы курса внеурочной деятельности «Кинотренинг: я - эмпатийный». Курс предназначен для обучающихся с особыми образовательными потребностями 7-11 классов.

Актуальность курса по формированию эмпатии с помощью кинотренинга в том, что одной из популярных форм работы педагога-психолога с подростками и педагогами является тренинг. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффективно работать с указанными категориями.

Кинотренинг (кинотерапия) относится к групповым занятиям под общим названием «терапия искусством».

Наиболее доступной формой воздействия на эмоциональный мир подростка является кинематограф. Авторы И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.М.Родина, указывали в своих работах на возможности использования кинофильмов для повышения эмоциональной отзывчивости подростков, формирование у них эмпатии. В работе Р.С.Емотина мы находим указание на то, что данная форма работы использовалась М.Наумбергом в работе с детьми, имеющими нарушения поведения.

Метод кинотренинга, который подразумевает продвижение и в познании самого себя, и в овладении новыми поведенческими навыками. И то и другое должно укрепить веру участников в свою личностную силу, сформировать умение выстраивать отношения на основе эмпатии с окружающими людьми.

Данная форма работы использовалась М.Наумбергом в работе с детьми, имеющими нарушения поведения. Автор указывает, что достаточно эффективно применяется данный метод в психиатрических клиниках, в системе уголовных наказаний и постепенно внедряется в работу образовательных учреждений. По мнению Е.П.Кораблиной, А.А.Плескачевской просмотр кинофильмов будет способствовать созданию условий для эмоционального отреагирования актуальных проблем и ситуаций, формированию способности к сопереживанию, созданию условий для личностного развития подростков, формированию умения анализировать фильмы.

Программа кинотренинга по формированию эмпатии у детей с ООП составлена в соответствии с рекомендациями авторов: Елены Павловны Кораблиной, Анны Александровны Плескачевской и имеет своей целью развитие эмпатии, а также выработку определенных навыков, связанных с умением формировать взаимодоверительные отношения в процессе взаимодействия.

Цель курса внеурочной деятельности: развитие эмпатии детей с ООП с помощью кинотренинга.

Планируя кинотренинг, были определены следующие задачи:

  • Формирование эмпатии в межличностном взаимодействии. (Решение задачи можно проследить при помощи методики: «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А.М.Щетининой. Методика находится в приложении 3).
  • Определение значимости ролей различных стратегий поведения, порождающих разнообразные эффекты и феномены межличностных отношений, связанных с наличием эмпатии или ее отсутствием (развитие психологической наблюдательности; формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера; развитие способности сопереживания партнеру по общению. Решение данной задачи можно проследить при помощи методики «Экспресс-диагностика эмпатии» (автор И.М.Юсупов, методика находится в приложении 1).
  • Развитие рефлексивных способностей, связанных с осознанием собственных ценностных позиций, относительно самого себя и окружающего мира (решение данной задачи можно проверить при помощи методики: «Незаконченные предложения». Методика находится в приложении 2).
  • Обогащение словаря новыми словами на тему «эмпатия», усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Закрепление, уточнение и активизация словаря на тему «эмпатия».

В процессе кинотренинга мы формируем эмпатию к детям, пожилым людям, героям художественных произведений, животным, фильмы подобранны по каждой из названных тем.

Е.П.Кораблина и А.А.Плескачевская в своей работе выделили следующие механизмы кинотерапии: механизм проекции; механизм идентификации; механизм гештальт- терапии; механизм «маски».

Е.Г.Коблик выдела следующие требования к фильмам, рекомендованным к просмотру:

  • Предварительно ведущий должен просмотреть фильм. Оценить его содержание с точки зрения достижения цели просмотра и наличии сцен, не предназначенных для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика).
  • Тематика фильма должна быть интересной и понятной для подростков. Фильм должен быть созвучен внутреннему запросу конкретного возраста зрителя.
  • При проведении обсуждения фильма необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков, уровень их развития, возраст.
  • Важно учитывать время просмотра и время, оставленное для обсуждения.

Таким образом, в процессе грамотно организованной работы с фильмом у зрителей происходит осознание своих личностных особенностей, формируются навыки эмпатии, сопереживания, сочувствия, соучастия. Все это позволяет подростку перейти к осмысленной коррекции своих действий и эмоциональных состояний. Данный метод ориентирует подростка на понимание себя и окружающих, а также на осознанное управление своей жизнью.

Очень важно соблюдать основные правила проведения кинотренинга - просмотр и обсуждения фильмов:

  • Во время киносеанса никто не разговаривает и не мешает друг другу.
  • После просмотра фильма при обсуждении соблюдать доверительный стиль общения.
  • Искренность общения. Говорить нужно только то, что чувствуешь и думаешь по поводу просмотренного фильма и своих переживаний. Если нет желания высказаться искренно и откровенно, то лучше помолчать.
  • Конфиденциальность. Нельзя рассказывать о чувствах и переживаниях другого человека после завершения занятий.
  • Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из девочек, все внимательно слушают, не перебивают, давая возможность сказать то, что хочется.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные действия:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей, и сопереживание им.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • сопереживать, проявлять интерес к состоянию другого человека, они будут ярче и выразительнее эмоционально положительно реагировать на человека в ходе общения, идентифицироваться с ним.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

  • определять и распознавать понятия «эмпатия», «эгоизм», «сострадание» и др.;
  • осознавать значимость эмпатии, сострадания.
  • в ходе кинотренинга у детей с ООП будет формироваться психологическая наблюдательность; навыки «чтения» невербальных сигналов партнера; будут развиваться рефлексивные навыки.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Содержание курса внеурочной деятельности

По мнению И.А.Акиндиновой, А.А.Бакановой, Е.П.Кораблиной, Г.М.Каджаспирова, К.В.Петров, А.А.Плескачевской, А.М.Родиной с целью формирования способности сочувствовать, сопереживать у подростков, работу по организации просмотра художественного фильма целесообразно организовать в несколько этапов.

I этап является подготовительным. На этом этапе психолог просматривает фильм, анализирует содержание фильма с точки зрения его полезности для формирования эмпатии у подростков, заранее пытается предвидеть реакции на фильм. Как указывает Р.С.Емотин, фильм, выбранный для работы должен знакомить зрителей с различными социальными типажами, обучать участников просмотра определять собственные чувства и чувства киногероя, навыкам решения проблем, навыкам релаксации. Кроме того, фильм должен иметь четкую тематическую линию. По рекомендациям авторов, продолжительность фильма должна составлять не более 120 минут.

II этап - вступительное слово психолога (знакомство с темой). Здесь целесообразно использовать, например, мультимедийную презентацию «Фильм о фильме», которая позволит ввести подростков в сюжет фильма. Можно озвучить основную тему видео и обозначить подросткам, на что им необходимо обратить внимание при просмотре.

III этап - собственно просмотр фильма. На этом этапе психолог обращает внимание подростков на образы героев, особенности их поведения, эмоциональные переживания. Все это способствует адекватному осознанию детьми ситуаций, сюжетных линий фильма.

IV этап - обсуждение фильма. На данном этапе проводится спонтанное обсуждение сюжета фильма. Рекомендовано проводить данный этап в кругу, чтобы каждый участник обсуждения видел лица других участников, имел возможность высказать те мысли и чувства, которые затронули его во время просмотра кинофильма, отмечают наиболее яркие эмоционально-насыщенные эпизоды. На четвертом этапе происходит обмен мнениями о том, что именно вызвало наибольшие впечатления у участников просмотра. На данном этапе важно уделить внимание чувствам, мыслям, реакциям, которые вызвали у участников просмотра те или иные персонажи фильма. Известно, что в процессе просмотра фильма человеку свойственно идентифицировать себя с тем или иным героем или ситуацией, воссозданной в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают выразить те мысли, которые трудно было передать словами. В целом, данная работа способствует обучению детей навыкам эмпатии, определению собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя). Кроме того, работа с фильмом позволяет показать участникам кинопросмотра, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар подростков. Как указывала А.А.Плескачевская, обсуждение фильма формирует навыки эмоционального отреагирования, позволяет переосмыслить свои чувства, развивает способность к сопереживанию.

Во время обсуждения фильма рекомендуют использовать следующие приемы работы с подростками: проигрывание ситуаций, в которые попадают герои фильма и театральные импровизации. Эти методы позволяют сформировать у подростков способность к эмпатии, показателями которого является «умение понимать отношения другого к себе» и «умение понимать эмоциональное состояния другого». В процессе проигрывания ситуаций, в которые попадают герои фильма подросток научится критически осмысливать свое поведение. На это указывали И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.А.Плескачевская, А.М.Родина.

V этап - рефлексия. На данном этапе целесообразно обобщить сказанное участниками, резюмировать высказывания. Авторы рекомендуют подойти к организации данного этапа очень ответственно, поскольку он предполагает смысловую и эмоциональную оценку содержания фильма. На это указывали И.А.Акиндинова, А.А.Баканова, Е.П.Кораблина, А.А.Плескачевская, А.М.Родина. По мнению авторов, при отсутствии данного этапа в просмотре кинопроизведения эффективность данного метода в работе с подростками по формированию у них эмпатии снижается.

Кинотренинговая программа включает 10 занятий, каждое по 2-3 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Фильмы показываются в дневное время, с 14.00 часов. На каждом занятии заполняется дневник наблюдений, в котором фиксируется возникающие чувства и эмоции, которые испытывают обучающиеся с ООП в процессе просмотра фильмов, высказывания при обсуждении фильмов и др. Также после фильма обучающиеся дают «обратную связь», отвечают письменно на вопросы: Какие чувства вызвал фильм? Чему учит этот фильм? Что означает новое слово (например, милосердие, бескорыстие)?

Структура занятий включает следующие этапы:

  • I этап - подготовительный: вступительное слово психолога, беседа, словарная работа (время - 10-15 минут).
  • II этап - основной: просмотр и обсуждение фильма (время - 01.30 - 02.00 часа).
  • III этап - заключительный: рефлексия, получение обратной связи в виде анкетирования (время:15-20 минут).

Фильмы для кинотренинга отбирались по следующим критериям:

  • Главные герои фильмов должны быть примерно такого же возраста, что и дети с ООП.
  • Содержание фильмов подбирается с учетом возрастных обучающихся.
  • Открытость мотивов, поступков, смыслов и ценностей главного героя.

Тематический перечень фильмов

Тема для формирующей направленности

Формируемые понятия, умения

Кол-во часов

Отношение к учителям

Просмотр фильма «4:0 в пользу Танечки». Формирование понятия «альтруизм». Умение бескорыстно заботится о благополучии других.

2

Отношение к животным

Просмотр фильма «Пальма» «Белый Бим Чёрное ухо». Формирование понятия «милосердие». Умение оказывать помощь другим безвозмездно.

2

Отношение к пожилым людям

Просмотр фильма «Альпийская сказка». Формирование понятия «эмпатия». Обучающиеся учатся сочувствовать и сопереживать.

2

Отношение к детям

Просмотр фильма «Хорошие дети не плачут». Формирование понятия «доброта» Умение проявлять великодушие, внимание или заботу о других, без ожидания похвалы или награды.

2

Отношение к героям художественных произведений

Просмотр фильма «Куколка», «Поллианна» Формирование понятия «сочувствие», «эгоцентризм». Восприятие, понимание и реакция на страдания других людей.

4

Отношение к знакомым

Просмотр фильма «Чучело». Формирование понятия «преданность». Умение проявлять верность, приверженность, которое основано на любви и проявляется в трудных жизненных обстоятельствах.

2

Отношение к малознакомым

Просмотр фильма. «Форпост», «Звездочки на земле». Формирование понятия «толерантность», «сострадание». Умение культурно вести себя с другими, не нарушая правил поведения общения.
Умение прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную.

4

Нейтральные темы

Просмотр фильма «Энн из зеленых крыш». Формирование понятия «бескорыстие». Умение совершать поступки, приносящие благо другим.

2

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во
часов

Содержание деятельности

Дата проведения

1

Входная диагностика

2

Диагностика эмпатический способностей у детей до кинотренинга. Беседа после фильма. Письменный опрос.

2

Просмотр фильма «Альпийская сказка». Введение понятия альтруизм.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей).

3

Просмотр фильма «Пальма» Или «Белый Бим Чёрное ухо» Введение понятия милосердие.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

4

Просмотр фильма «Хорошие дети не плачут» Введение понятия доброта.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

5

Просмотр фильма «Куколка» Введение понятия эгоцентризм.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

6

Просмотр фильма «Поллианна» Введение понятия сочувствие.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

7

Просмотр фильма «Чучело» Введение понятия преданность.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

8

Просмотр фильма «Форпост» Введение понятия сострадание.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

9

Просмотр фильма «Звездочки на земле» Введение понятия толерантность.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

10

Просмотр фильма «Энн из зеленых крыш» Введение понятия бескорыстие.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

11

Просмотр фильма «4:0 в пользу Танечки» введение понятия альтруизм.

2

Просмотр фильма. Во время занятия педагог ведет дневник наблюдений (эмоциональные проявления детей). Беседа после фильма. Письменный опрос.

12

Итоговая диагностика

Изучения эмпатических способностей после проведения кинотренинга.

Инструктивные карты проведения занятий


aid: 695036