Что такое сегодня качество образования и как его достичь? Если бы на этот вопрос можно было легко ответить, то мы не стали бы много раз задумываться над ним и не возвращались бы к нему снова и снова.
Нас с вами интересует, что такое качество в образовании.
В книге «Управление качеством образования под редакцией М.М.Поташника качество (результат) образования понимается как «важнейший показатель успеха школы…». По его мнению, «качество (результат) образования - соотношение цели и результата, меры достижения целей…». Из логики определения вытекает: результат образования определяется его целями. Что можно сегодня считать целями образования?
Образование во всем мире рассматривается как качество базовой общекультурной ценности.
Одной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом:
сформировать способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.
Для достижения поставленной цели подросток, выполнивший данную основную образовательную программу, должен:
- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
- обладать соответствующими учебно-предметными и ключевыми компетентностями на определенном уровне их реализации;
- иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
- уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
В связи с этим основная образовательная программа (ООП) основного общего образования прежде всего обеспечивает базовые (общие) требования к результатам освоения ООП основного общего образования:
- сквозные образовательные результаты продолжают быть объектом особого внимания на ступени основного образования и измеряются через:
- образовательную самостоятельность, подразумевающую умения обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития;
- образовательную инициативу - умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
- образовательную ответственность - умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.
- предметные знания должны стать инструментальными, чтобы обучающийся мог в состоянии пользоваться ими для того, чтобы:
- вычислять взаимосвязанные параметры системного объекта;
- взаимосогласовывать разные процессы при изменениях объекта;
- манипулировать со сложными зависимостями;
- определять и задавать условия сохранения и превращения сложных объектов;
- решать задачи в нестандартных условиях;
- строить инициативную пробу самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (образовательный интерес и образовательная амбиция).
- в области понимания и мышления у обучающихся должно появиться:
- позиционное видение изучаемых объектов;
- умение соотносить разные знаковые формы описания объектов, выражающееся в умении переводить одни знаки в другие и фиксировать смысловые изменения при изменении знаковых форм;
- в области действия должно возникнуть умение преобразовывать собственный способ действия, выражающееся в умении:
- строить ситуации проверки суждения;
- достраивать ситуацию действия до полноты условий его выполнения;
- ограничивать суждения условиями рассмотрения объекта;
- определять условия возможности достижения результата и ограничения достижений в зависимости от условий действия.*
______________
* Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./ Сост. Е.С.Савинов. - М.: Просвещение, 2011.
Перечисленные выше требования к результатам находят свое отражение в частных образовательных результатах по предметным областям.
Условием достижения этих результатов образования является построение ООП с учетом возрастных особенностей обучающихся на основе множественности видов деятельности ребенка - «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
УУД направлены на достижение планируемых результатов образования, достичь которых возможно при условии применения в образовательной деятельности современных образовательных технологий:
- проектно-исследовательской;
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- проблемной;
- информационно- коммуникационной;
- уровневой дифференциации;
- проблемно-диалоговой;
- технологии оценивания;
- технологии продуктивно чтения;
- технологии продуктивного диалога;
- учебной ситуации;
- технологии дискуссий.
1. МЕТОД ПРОЕКТОВ (проектная деятельность). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования) знаний.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность |
Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования |
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле |
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основные этапы работы над проектом |
Структура учебной деятельности |
|
1 |
Принятие решения о выполнении проекта |
Учебные мотивы |
2 |
Определение цели деятельности |
Учебная цель |
3 |
Определение задач деятельности |
Учебная задача |
4 |
1) Составление плана действий
|
Учебные действия и операции
|
5 |
Поверка программы на «реализуемость» |
|
6 |
Выполнение программы |
|
7 |
Предварительный контроль |
|
8 |
Презентация продукта |
Возможны следующие типы и виды проектов, проектных форм учебной деятельности.
В работе с детьми я на своих уроках применяю «Учебные монопроекты»
Как это работает? При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе учебного блока. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле конкретного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Такие я использую в начальной школе:
- создание книжки-малышки, после изучения букв;
- «Мой дом»;
- «Погода» и многие другие темы.
В старшем звене детям очень нравится работать по темам:
- Путешествие;
- Англоговорящие страны
- Россия
- Жизнь
Проектно-исследовательская деятельность направлена на развитие УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
2. ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО»
Технология РКМЧП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Акценты целей технологии РКМЧП:
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений (коммуникативные УУД).
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности (коммуникативные, личностные УУД).
- Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом (регулятивные, личностные, коммуникативные УУД).
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (коммуникативные, познавательные, регулятивные, познавательные УУД).
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации (личностные, познавательные, регулятивные УУД).
Технология РКМЧП - надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.
В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме (познавательные и личностные УУД), определяются цели изучения предстоящего учебного материала (регулятивные УУД).
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная) (познавательные и личностные УУД. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний (регулятивные УУД).
Это технологию я использую игровую технологи. Я сама с удовольствием провожу игры на уроках и вижу, как нравится моим ученикам весело и интересно изучать английский язык.
1. Игра в мяч.
Игра используется при работе над любой темой. Дети встают или т в круг или остаются на своих местах. Учитель бросает мяч одному из учащихся и называет какое-либо слово по теме на английском или русском языке. Играющий, поймав мяч, произносит соответственно эквивалент данного слова и возвращает мяч учителю. Учитель бросает мяч другому ученику и произносит новое слово.
T.: Мяч.
Р1.: A ball.
Т.: Машина.
P2.: A car. И т.д.
2. Оборудование: карточки с числами, с изображением животных, членов семьи и т.д.
В игре принимают участие две команды. На столе разложены карточки с числами. К столу одновременно подходят по одному представителю от каждой команды. Учитель называет число по-английски. Задача играющих - быстрее взять нужную карточку.
Побеждает команда, набравшая большее количество карточек.
3. Игра в рифму.
Учитель называет слово, а учащиеся подбирают к этому слову слово, рифмующееся с ним, например: cat - hat, ball - wall, dog- frog, rose - nose и т.д. Побеждает тот, кто назвал большее количество слов.
4. Пара слов.
Это может быть существительное + прилагательное: cat-fat, fox-red, elephant-big, mouse-little и т.д.; существительное + глагол: frog- jump, bird-fly, fish-swim и т.д.; синонимы: big-large, little-small, slim-thin и т.д.; антонимы: big-little, huge-tiny, black-white.
5. «Собери слово».
При изучении алфавита и обучении чтению очень хороший результат дает игра-соревнование. Младшие школьники, поделенные на команды, с огромным удовольствием принимают в ней участие, работают вместе и сильные и слабые.
Для учащихся постарше овладеть лексическими навыками позволят ролевая игра. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнёров переплетается теснейшим образом.
3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
Суть его заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Формируются коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные УУД. Сюда относятся, например, задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем (самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, открытие способа доказательства геометрической теоремы и т.д.).
Проблемное обучение включает несколько этапов:
- осознание общей проблемной ситуации;
- ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
- решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
- проверка правильности решения проблемы.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения, включающий содержание учебных курсов, разные типы обучения и способы организации образовательного процесса в современной школе. Для этого этапа обучения я использую.
Синквейн - прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти: в первой строке, определяется тема (одно существительное); во второй дается описание темы (два прилагательных или причастия); в третьей - ее характеристика через действие (три глагола); в четвертой составляется фраза, в которой выражено отношение автора к теме; в пятой строке для обобщения или расширения смысла темы приводится синоним (одно слово).
Данный метод позволяет учителю проверить степень понимания учеником того или иного грамматического явления, а также возможность закрепить данное понятие с помощью ассоциаций, связанных с отношением ученика к данному явлению. Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. Метод синквейна способствует реализации творческого потенциала учащихся и их самовыражению при изучении грамматических явлений.
Правила написания синквейна
- Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
- Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
- Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
- Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
- Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Примеры синквейна:
Spring. (Весна)
Green, beautifull. (Зеленая, красивая)
Melts, awakens, sing songs. (Тает, пробуждается, поют песни)
Nature awakens from winter. (Природа просыпается после зимы)
Life. (Жизнь)
Синквейн:
English (английский)
Helpful, interesting (полезный, интересный)
Help, teach, use (помощь, учить, использование)
A lot of people speak (много людей говорят)
Knowledge (знание)
4. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
«Информационные технологии - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И.Г.Захарова).
Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии - это вспомогательные средства в процессе обучения.
В стандартах второго поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.
К ним относятся:
- готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни (регулятивные УУД);
- владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ (коммуникативные и личностные УУД);
- умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды (личностные УУД). Данную технологию на своих уроках я использую при рассказе о достопримечательностях той или иной страны, известных людях и событиях.
5. ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:
- форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых;
- создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
- комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание обще классной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня ФГОС выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам, работа в режиме диалога, семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».
Уровневая дифференциация - одна из ведущих образовательных технологий, которая способствует:
- развитию умений работать в группах, приобретать опыт сотрудничества, развивать речевую деятельность - коммуникативные УУД;
- навыку работы с информацией, использованию информации - познавательные УУД;
- приобретению опыта межличностных отношений, формированию готовности к самообразованию, формированию навыка взаимо- и самооценки - личностные УУД;
- формированию умения контролировать свои действия по результату и способу действия, ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию - регулятивные УУД.
6. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Проблемно-диалоговая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта образовательная технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:
- за счёт использования диалога - коммуникативных универсальных учебных действий,
- необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных универсальных учебных действий.
7. ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
8. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование:
- коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников;
- познавательных универсальных учебных действий, например, - умения извлекать информацию из текста.
9. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Учебная ситуация - это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание и т.д., частично запоминают.
Способы передачи учебной задачи в учебную ситуацию:
- продумать содержание учебной задачи;
- поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активные действия, создавали мотивацию учения, причем, не вынуждая, а побуждая.
Учебные ситуации:
- ситуация - проблема;
- ситуация - иллюстрация;
- ситуация - оценка;
- ситуация - тренинг.
Примером учебной ситуации может послужить составление кроссворда по изученной теме. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить домашнее задание однокласснику», или выполнение практической работы и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ученик совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Отбор и использование учебных ситуаций позволяет формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
- определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи (формируются коммуникативные и личностные универсальные учебные действия);
- отбор учебного материала;
- определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся) (развиваются регулятивные универсальные учебные действия);
- прогнозирование возможных действий детей.
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом:
- возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
- специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в литературе, истории и т.д.);
- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Основной результат - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Структура деятельности:
- зона актуального развития - потребность, мотивация, целеполагание, деятельность, результат, оценивание, рефлексия;
- зона ближайшего развития.
Учебная ситуация - продуктивная форма учебной деятельности, способствующая развитию и формированию универсальных учебных действий.
10. ТЕХНОЛОГИЯ ДИСКУССИЙ
Дискуссия одна из возможных форм обучения, способ построения образовательного процесса, способ работы учителя, ведущий механизм развития и формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.
К числу приемов обмена мнениями относятся:
- «Круглый стол» - беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с "аудиторией" (остальной частью класса);
- «Заседание экспертной группы» («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь.
- «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием» экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом).
- «Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
- «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений.
- «Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).
Несколько особняком среди них стоит так называемая «техника аквариума».
Такое название получил особый вариант организации коллективного взаимодействия, который выделяется среди форм учебной дискуссии. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями.
Процедурно «техника аквариума» выглядит следующим образом:
- Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.
- Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.
- Учитель либо участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию группы всему классу.
- Группам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.
- Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от нее указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказаться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.
- Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.
- «Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения.
- После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.
Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации.
Включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за работой и поддерживает связь со своими представителями. В поле внимания всего класса находятся всего пять-шесть говорящих, это сосредоточивает восприятие на основных позициях. "Техника аквариума" не только усиливает включенность детей в групповое обсуждение проблем, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.
Основная образовательная программа основного общего образования является программой действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных результатов и предусматривает, в частности:
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- обновление содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей);
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических работников школы, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;
- наличие современных обновленных школ (зданий с их современным технологичным и безопасным наполнением). Смею предположить, что таковых по стране не более десяти процентов.