Адаптация ребенка 2–3 лет к детскому саду

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация детей к детскому саду


Актуальность темы

В последнее время наблюдается тенденция к возрастанию общего числа детей, поступающих в детские дошкольные учреждения в раннем возрасте. Общеизвестно, что зачастую родители достаточно болезненно воспринимают проблемный аспект адаптации ребенка к ДОУ, так как дети в 1 раз должны переходить из достаточно изолированной семейной действительности в мир широкого социального взаимодействия. Специфика этапа приспособления ребенка к новому окружению определяется физ. совершенствованием, психическим развитием (1).

Период приспособления имеет весомое значение для ребят, которые поступают в детсад. Различный уровень соц. готовности обуславливается общей неоднородностью степени совершенствования индивида, спецификой соц. окружения, а также воспитания в рамках семьи, иными аспектами. Из-за данных различий ребят в рамках поступления в детсад специалистами отмечаются различные начальные возможности детей. Этот фактор не дает возможности детям в равной мере приспособиться к специфике ДОУ. Соответственно, временной промежуток адаптации дает возможность не допустить влияния этого проблемного аспекта.

Значимость адаптационной проблемы обуславливается общим ростом возрастного порога начала посещения детьми ДОУ (два-три года); организацией стадии образования в ДОУ; сменой общественных условий жизнедеятельности детей; личностными взаимными отношениями детей, взрослых; степенью привязанности детей к родителям; личностной спецификой; возрастом; психическими, психофизиологическими особенностями детей, психогенетикой, нейрофизиологией.

Исследованность темы

К.Ушинский рассуждает о том, что при воспитании детей родители, воспитатели должны понимать их индивидуальную личностную специфику. Для понимания этого касаемо вновь поступивших детей с родителями проводят беседу. Специалисты наблюдают за детьми в различные временные периоды, в рамках различных ситуаций. Подобное изучение предоставляет возможность воспитателям верно оценивать личностные особенности ребят, лучше работать с детьми [5]. Адаптационные сложности анализировались разными российскими, иностранными специалистами. Среди них Н.Аксарина, Р.Тонковая-Ямпольская, Е.Шмидт-Кольмер [2].

Весомое участие в рамках анализа этого проблемного аспекта приняли следующие российские преподаватели: Л.Мокшанцева, Н.Кирюхина. Изучая проблемный аспект приспособления ребят в рассматриваемом возрасте к специфике дошкольного образовательного учреждения, Мокшанцева рассуждает о том, что у небольшого числа ребят адаптация к специфике учреждений проходит безболезненно. Стоит отметить, что в рамках первых 2 недель вероятны такие проявления: снижение настроения в рамках короткого периода, общее уменьшение речевой активности, небольшие поведенческие нарушения. Нарушений в области взаимодействия с собственной семьей практически не наблюдается. То же самое следует сказать о двигательной активности. В рамках временного промежутка легкой адаптации болезни также не обнаруживаются [4].

Длительность адаптации, а также адаптационные способности определяются возрастом детей. В научных работах Аксариной говорится о том, что с большими сложностями привыкают к детскому саду малыши возрастом от девяти-десяти месяцев до двух лет. В данном возрасте формируются регулярные привычки. Спустя 2 года меняется подвижность нервных процессов у ребят, наблюдается большая любознательность по отношению к окружающему миру. Детей в большей мере начинают интересовать игрушки. Ребята лучше понимают взрослую речь, охотнее коммуницируют в целом. Соответственно, для детей старше 2 лет стадия приспособления производится с большей простотой в сравнении с младшими детьми [1]. Эта позиция поддерживается также Севостьяновой. Она советует родителям отдавать детей в детсад в такой период:

  • 1 г. 3 мес.,
  • 1 г. 6 мес.,
  • 1 г. 9 мес.,
  • 2 г.,
  • 2 г. 3 мес.,
  • два года шесть мес.,
  • три года 9 мес.,
  • три года [6].

Кирюхина рассматривает адаптацию в контексте 3 факторов [3]: биоадаптации - стадии весомого взаимодействия организма и среды; общественной адаптации - навыка приспособления к общественной специфике; физ. адаптации - фидбека, который в полной мере соответствует потребностям в рассматриваемом положении. Необходимо понимать, что успешность приспособления к дошкольному учреждению зависит от наставника, семьи ребенка.

Обсуждение на базе индивидуального опыта

Длительность адаптации определяется личностными, типологическими аспектами касаемо детей. Некоторые дети охотно общаются с другими индивидами. Для них период адаптации проистекает с большой легкостью. Иные дети больше любят уединение, более стеснительны. Шум, а также коммуникация с иными ребятами их может раздражать. Сложности в контексте самостоятельности ребенка в весомой мере воздействуют на коммуникацию с окружением. Детям требуется больший временной период для привыкания к обновленной специфике. Среди предпосылок трудности адаптации к детсаду: различия временного режима; присутствие специфических привычек у детей; малая игровая подвижность; отсутствие общей сформированности базовых умений в области гигиены, культуры; малый опыт коммуникации.

Ребята в раннем возрасте подвержены получению сильных позитивных, отрицательных эмоций в рамках подражания чужой деятельности, в рамках коммуникации. При приспособлении индивида к обновленным условиям зачастую появляются трудности, которые взаимосвязаны с аппетитом, культурными, гигиеническими умениями. В рамках адаптации требуется принимать во внимание личностную, возрастную специфику ребят. При этом детей не нужно перевоспитывать. К примеру, когда ребенок не хочет есть, не нужно через силу его кормить. Это может привести к отрицательным последствиям, привести к рвоте на регулярной основе в подобных ситуациях. Когда ребенок не хочет спать, воспитателю нужно предложить ему полежать на кровати с открытыми глазами, дав поиграть. Когда у детей наблюдаются особенности, взаимосвязанные с гигиеной, семьям нужно принести в детсад вещи для переодевания. Нужно с большей частотой напоминать малышу о гигиенических процедурах.

Не следует торопить малышей в рамках приспособления к дневному режиму (сон, обед и так далее). Необходимо заблаговременно предупредить ребят об особенностях режима. Можно готовить карточки с описанием дневного режима, выкладывая их на специальной доске. В начале суток ребят уместно знакомить с общим распорядком дня. После реализации действий карточки снимают с магнитной доски для большего удобства, наглядности. В результате дети это видят.

Воспитатели часто дают ребятам односложные поручения, выполняемые в целях придать действиям ощущение успеха. Родители должны предоставлять в детский сад сведения касаемо текущих интересов детей, их предпочтений. Когда ребенок приносит в детский сад игрушки, воспитатель должен смотреть, чтобы эти игрушки не отбирались в садике другими детьми.

Выводы

Научные работы Мокшанцевой, иных специалистов свидетельствуют о том, что трудность адаптации детей к дошкольным образовательным учреждениям зачастую вызвана такими аспектами: отсутствие приспособленности ребят к суточному режиму в рамках собственной семьи; тот факт, что дети неохотно играют с игрушками; нехватка культурных, а также гигиенических навыков; отсутствие навыка взаимодействия с незнакомыми детьми. В целях изучить перспективы адаптации на старте, воспитатели осуществляют сбор перечня сведений касаемо совершенствования детей (включая соц. угрозы совершенствования). Еще важно правильно производить оценку текущий эмоций ребенка, принимать в расчет специфику возраста; произвести проверку перспектив адаптации детей на ранних стадиях посещения детсада; следить за адаптационной динамикой.

Требуется принимать в расчет неустойчивость психологического состояния, эмоций. Соответственно, требуется оказание психологической поддержки (пример - объятия, утешение, успокоение, прогулки, чтение и так далее). Воспитатели должны в 1 месяц быть в группе ребят раннего возраста. Психологи помогают им правильно вести коммуникацию (в том числе с необщительными детьми), коммуницировать с родителями, предоставляя сведения относительно детей, адаптационного периода. Когда у детей наблюдаются общие характеристики дезадаптации, специалисты оказывают помощь семьям в рамках стадии социализации. В этом случае допускается, к примеру, нахождение в адаптационной группе, предполагающее специфику посещения группы вместе с семьей либо возможность посещать специальные центры развития.

Отмечаются ситуации, при которых адаптация проходит не так эффективно, как планировалось изначально. В этом случае возможны реакции детей на соматическом уровне (пример - жалобы на боль в голове, одышка и так далее). В подобной ситуации необходим перенос начала посещения детского сада на более поздний срок. Тогда воспитатели, иные сотрудники детсада могут консультировать семьи детей, отслеживая перемены эмоционального фона, поведенческие изменения как в рамках заведения, так и в контексте домашней обстановки для возможности корректировать поведение, его нюансы, проявления.

Еще необходимо выделить, что проблемный аспект адаптации ребят в анализируемом возрасте к общей специфике смены условий дошкольного образования в нынешний период, ввод общегосударственных нормативов; развитие новых обучающих форматов, форматов воспитания детей достаточно востребован в нынешний период. Стоит выделить, что адаптация детей к специфике ДОУ обуславливается здоровьем, а также спецификой семейного воспитания, взаимоотношений с наставниками в рамках ДОУ, психологическими, физиологическими особенностями. Ретроспектива научных трудов, которые посвящены аспектам адаптации дошкольников, свидетельствует о том, что психологический, физиологический, общественно-психологический, педагогический уровни дают возможность рассмотреть заданный процесс в качестве многофакторного. Сопоставление вышеназванных уровней в весомой мере регламентирует особенности использования методик адаптации.

Список источников

1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина. 2007. 304 с.

2. Бежаева Д.Н. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада / Д.Н.Бежаева, О.А.Зиновенко. - Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. С. 34-37. (1) Бобылева А.Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2017. №1.

3. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2-е изд., 2006. - 112 с.

4. Макшанцева Л.В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 2003. № 1. С. 60-67.

5. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л.И.Капла. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с., ил.

6. Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. М.: Сфера. 2006. 96 с.