Этикет (французское слово "etiquette") означает совокупность правил поведения, проявления внешней культуры человека или группы людей. Иными словами, правила этикета, которые должен усвоить и обязан соблюдать культурный человек, дают ответы на вопросы: как вести себя в конкретной обстановке, как и что говорить в том или ином случае, как одеваться, держаться за столом и т.д.
Хорошие манеры - это то, что никогда не выйдет из моды. Для того, чтобы ребёнку было легче адаптироваться к социуму, хорошие манеры нужно прививать с самого раннего детства.
Немного истории. Что такое этикет?
Это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов.
Суть его - в умении быть приятными для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства.
Сравним, например, поведение русского человека в 16 и 18 вв. Городской московский житель в 17 в. руководствовался указаниями "Домостроя", которые учили его быть хозяином своего дома, господином жены, детей и слуг, находится в полнейшем подчинении от того, кто знатнее и богаче его, не задумываться над чувствами и настроениями тех, кто находился ниже на социальной лестнице. В 18 в. в России на основе европейского этикета и русских обычаев и традиций формируется новый порядок поведения. Знатный человек того времени, стремившийся сохранить свои позиции при царском дворе, руководствовался правилами изложенными в книге "Юности честное зеркало ". По-прежнему сохранились почитание более знатного, приоритетное положение мужчины - хозяина дома, но в жизни стали активно входить понятия приятности общения, умения нравиться, быть человеком галантным. Постепенно менялся сам стиль общения. В 19 в. этикет рассматривался как соблюдаемое во всех случаях жизни "знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никаким из своих действий не оскорбить людской слабости".
Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет? Кому это нужно? Этикет детям очень нужен! Не окружению, а самим детям. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Этикет открывает ребёнку дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ему быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.
Для того чтобы привить ребёнку хорошие манеры нужно в первую очередь посмотреть на себя, так как дети всегда перенимают у собственных родителей. Ежедневно показывая пример подрастающему поколению, родители воспитывают в детях вежливость, заботу к окружающим, внимательность. Если ребёнок каждый день видит, что мама или папа употребляют при встрече с человеком вежливые слова, уступает место в общественном транспорте пожилому человеку и т.д., он тоже начинает вести себя подобным образом.
Маленькие дети до года уже способны различить интонацию и запомнить всё сказанное, именно в этот период жизни ребёнка складывается его будущий лексикон. Необходимо как можно чаще говорить вежливые слова, тем больше этих слов запомнит ваш ребёнок.
Для того чтобы ваш ребёнок был вежлив и воспитан нужно вести себя:
- деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;
- никогда не оскорбляйте человеческое достоинство своего сына или дочери, не кричите на своего ребёнка, не говорите при нём или ему грубых слов и, ни в коем случае, не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания;
- не забывайте говорить ребёнку "пожалуйста", "спокойной ночи", "спасибо за помощь", почаще хвалите ребёнка;
- требуя от ребёнка выполнения определённых правил, выполняйте их сами;
- не делайте бесконечных замечаний по пустякам, а как можно чаще поощряйте самостоятельность своего ребёнка;
- уважайте человеческое достоинство вашего ребёнка;
- разучивайте с детьми стихи о доброте:
- чаще бывайте с детьми на природе;
- учите ребёнка правильному обращению с братьями нашими меньшими. Необходимо, чтобы ребёнок понял, что смятая трава, растоптанный жук, сорванный цветок - тоже живые и им тоже может быть больно.
Дети не очень любят уроки хороших манер, им это не интересно. Если взрослые употребляют оклики и сухие слова, получается обратный эффект - дети стараясь показать свою независимость, ведут себя наперекор всем нареканиям.
Лучшее, что воспринимают дети - это игра. Можно попробовать, играя с ребёнком в куклы, обыграть некоторые ситуации ("в метро", "в гостях у бабушки").
Так же, чтобы привить ребёнку хорошие манеры обязательно нужно найти время и прочесть следующие произведения: С.Маршак "Урок вежливости", Б.Заходер "Очень вежливый индюк", К.Чуковский "Мойдодыр", и "Федорино горе" и другие.
Малышей необходимо с ранних лет знакомить с нормами поведения в обществе, объясняя их социальные роли. Девочки - маленькие леди, а мальчики - будущие мужчины, поэтому они должны вести себя подобающим образом. Правила хороших манер просты: быть вежливым, здороваться и прощаться, предлагать свою помощь и говорить спасибо. Знать правила дружбы: уметь делиться, сопереживать и поддерживать других, уважать чужие интересы наравне со своими, быть добрым, отзывчивым, уметь проигрывать, радуюсь успехам друзей, признавать свои ошибки и решать споры мирно. Владеть навыками поведения в гостях и в общественном месте: с вниманием относиться к потребностям окружающих, не кричать, не мешать другим людям, не портить чужие вещи, помогать тем, кто в этом нуждается (уступать место, пропускать вперёд, поднимать упавшее). Прилично вести себя за столом: не говорите с полным ртом, не кричать, есть аккуратно, не жадничать. Дети обязательно должны понять, что недопустимо проявлять физическое и психическое агрессию. Нельзя драться, кусаться, царапаться, щипать, обзываться и обижать других своими поступками и словами. Мальчикам следует научиться проявлять вежливость по отношению к девочкам: помогать им, уступать место и дорогу, пропускать, подавать руку, придерживать дверь. Девочкам необходимо благодарить мальчиков за заботу и помогать им в том, в чем они слабее.
Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра. Ребенок все чаще сталкивается со скандалами, грубыми окриками, толчками, жизнь постепенно покидает атмосфера теплоты, добра и уюта.
Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так чтобы человек- будь то маленький или взрослый- дарил окружающим искреннюю улыбку!
Для каждого возраста приняты свои нормы этикета и отсюда следуют определённые для этого возраста задачи по привитию этикета у ребёнка:
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- в совместной деятельности с взрослым, в играх учить детей элементарным нормам поведения;
- прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие;
- воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий;
- продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- словесно поощрять использование в речи "вежливых" слов;
- обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на "Вы";
- воспитывать умение играть рядом и в подгруппах;
- учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- формировать навыки поведения за столом.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- формировать умение управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми;
- формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- напомнить о необходимости здороваться, прощаться, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию;
- воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;
- закрепить навыки бережного отношения к вещам;
- совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
- учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет):
- закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших;
- продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
- учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре);
- учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;
- воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
- воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т.д.;
- воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей;
- закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой);
- развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
В результате работы постепенно у детей формируется интерес к правилам поведения, желание их выполнять. Появляются продвижения в освоении личностных взаимоотношений: дети более доброжелательно относятся к сверстникам, оказывают помощь, делятся игрушками, радуются за товарища.
Список использованной литературы
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М,, 1979.
- Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г.М.Ляминой. М., 1978.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н.Павловой. М., 1986.
- Курочкина И, И. Этикет для детей и взрослых. М., 2001.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.
- Безгина О.Ю. «Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей». - М.: Мозаика - Синтез, 2005 - 40с.
- Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов» - М.: Просвещение, 2007г. - 127с.
Ссылки на интернет-источники