Советский всемирно известный педагог А.С.Макаренко считал, что подлинное развитие педагогической науки связано с ее способностью «проектировать личность»; определенность целей дает возможность перейти к строгой технологии учебно-воспитательного процесса. Однако любое антропологическое определение человека неполное и не в состоянии установить его сущность вне связи со временем, поскольку мы не знаем, какие новые возможности он еще породит в будущем. Немецкий философ и преподаватель О.Ф.Больнов сказал, что педагогика не может иметь прочный образ человека, в соответствии с которым воспитывает детей - с тем чтобы сохранять открытость для новых, непредвиденных возможностей будущего, и с этой мыслью нельзя не согласиться.
Советская педагогика была направлена на профессионально ориентированное школьное обучение и воспитание. После распада СССР советская система образования была разрушена, но к некоторым традициям приходится возвращаться. А.С.Макаренко неоднократно говорил: «Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути».*
_________________
* Макаренко А. С. - Соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 74.
ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга - правопреемник межшкольного учебно-производственного комбината, и вопросы профориентации учащихся для учреждения остаются актуальными.
В последнее время в образовательной среде предлагается использовать термин «профессиональная навигация», потому что меняется социально - педагогическая парадигма выбора профессии. Профессиональная навигация - это видение (предвидение) будущего, длительный процесс, потому что с большой долей вероятности современному учащемуся придется в течение жизни сменить выбранную профессию (и не одну, или дополнить образование другой специальностью).
С появлением цифровых технологий современный мир качественно и необратимо изменился, утрачена стабильность, события происходят сверхбыстро. С одной стороны, мы живем уже в условиях информационного общества, и учим детей, ориентируясь на ближайшее будущее, в котором произойдут качественные изменения на рынке труда.
С другой стороны, существует мнение, что в настоящее время на смену информационной эпохе приходит эпоха творчества и инноваций. Основой креативной экономики является использование людьми творческого воображения для повышения ценности той или иной идеи. (Джон А.Хокинс разработал концепцию креативной экономики в 2001-м году, чтобы описать экономические системы, в которых ценность зависит от оригинальности и креативности, а не от традиционных ресурсов, таких как земля, труд и капитал).
По какому пути развития пойдет мир? Наше будущее - роботы или «креативщики»? Как вырастить человека, который станет успешным, высокопрофессиональным и конкурентоспособным?
Перед образовательными учреждениями сегодня стоит сверхсложная задача: сориентировать учащихся в выборе верного профессионального направления в условиях перехода в «неизведанное».
Исторически сложившаяся традиция в учреждениях дополнительного образования такова, что обучение ориентировано на активацию и поддержку творческих способностей учащихся, развитие способностей к самоопределению и выбору дальнейшего профессионального пути. Сегодня учреждения дополнительного образования должны также формировать и «надпрофессиональные навыки» «профессий будущего».
По мнению профессора Т.В.Черниговской, для будущего «необходимо конвергентное образование, которое поможет научить детей жить в цифровом мире, разовьет навыки адаптации к постоянным переменам и умение верифицировать информацию, переобучаться и противостоять стрессу».**
_________________
** Черниговская Т.В. Человек в цифровом мире [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.url: https://psy.su/feed/6900/ - 01.12.2021.
В техническом смысле образование (включая обучение и воспитание) - это процесс, посредством которого общество через школы, профессиональные образовательные учреждения и другие социальные институты целенаправленно передает свое культурное наследие. Процесс воспитания нельзя ограничить рамками какой-то, даже самой совершенной, программы, т.к. в него вмешивается слишком много ситуативных моментов.
Одно из направлений удовлетворения потребностей подготовки будущего специалиста под конкретные запросы социума - это включение инновационных технологий, повышающих эффективность образовательной деятельности, включая электронное и дистанционное обучение, которые сегодня становятся привычным явлением.
Организация профориентационной работы со старшеклассниками требует ресурсного обеспечения. Целесообразно использование возможностей СПО, ВУЗов и предприятий района. Объединение ресурсов социальных партнёров позволяет обеспечить доступное качественное, многостороннее образование, содействовать развитию личностного и профессионального самоопределения школьников.
В 2019-2022 гг. в Центре технического творчества Адмиралтейского района реализовывался профориентационный проект «Твои горизонты».
Для этого были заключены договоры сетевого взаимодействия с образовательными организациями и договоры о сотрудничестве с предприятиями. В результате учащиеся получили возможность участвовать в следующих образовательных мероприятиях:
- Психологическое тестирование, профконсультирование и тренинги;
- Профессиональные пробы;
- Профориентационные экскурсии;
- Профориентационная игра «Мир профессий будущего», изданная в дополнении к «Атласу новых профессий».
При объединении ресурсов социальных партнеров ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района было создано образовательное пространство, включающее в себя тематические локации в учреждениях СПО, ВУЗов и промышленных предприятиях Адмиралтейского района.
Как говорил А.С. Макаренко, «воспитывает каждый квадратный метр земли», т.е. чем больше разносторонних участников образовательное процесса, объединенных совместной целью, тем результативнее будет воспитание. Как показала практика, к участию в проекте «Твои горизонты» подключаются неравнодушные, творческие педагоги и другие активные взрослые, благодаря которым проект развивается.
Сегодня в сложный переходный период необходим глубокий анализ предыдущих педагогических достижений, а также проектирование вероятностного будущего, педагогических систем. Воспитать успешную личность могут только педагоги и наставники, которые сами развивают в себе «надпрофессиональные навыки». Воспитание - это искусство, потому что оно человеческое, и каждый настоящий педагог вкладывает и душу, и знания в воспитанника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.: ил.
- Больнов О.Ф. Теория и практика воспитания// Теоретические вопросы образования: хрестоматия / сост., под ред.: М.А.Гусаковского, А.А.Полонникова, А.М.Корбута. - Минск: БГУ, 2013. - С.70 - 85.
- Землянухина Н. С., Кузнецов П.С., Фурсов А.Л. Изменение парадигмы профориентации в условиях постмодерна // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 128-133. DOI: https://doi. org/10.18500/1994-2540-2019-19-2-128-133
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.
- Методические рекомендации по организации профориентационной деятельности. Методические рекомендации. - СПб: ЛОИРО, 2015. - 27 с.
- Тонков Е.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Е.В.Тонков. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. - 172 с. Режим доступа: www.url: //https://core.ac.uk/download/pdf/159637985.pdf - 01.12.2021
- Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. - М. Классика-XXI, 2011. - 256 с.
- Черниговская Т.В. Человек в цифровом мире [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.url: https://psy.su/feed/6900/ - 01.12.2021
- Атлас новых профессий [Электронный ресурс] //https://new.atlas100.ru/