«Забота о человеческом здоровье,
тем более здоровье ребенка -
… это, прежде всего, забота
о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом
этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский
Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей.
Быть здоровым - это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны "создать" и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.
В практике существует множество определений понятия "здоровье". «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".
Изучив современные педагогические технологии по здоровьесбережению, я остановилась на технологии раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом В.Ф.Базарным, отличительной чертой, которой является то, что основное внимание обращено главным образом, на учащихся начальной школы. Кстати сказать, что традиционное построение уроков, способы передачи информации и технологии учебно-воспитательного процесса буквально "вытравили из школы детерминанты биологического развития человека" - это прямостояние, пространство, движение, физические нагрузки, ориентировочно-поисковую активность.
Происходит нарушение активизации функций организма.
"... Все это приводит к тому, что дети в процессе письма и чтения пребывают в хроническом сенсорно-моторном, психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении.» Отмеченные виды напряжения угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, в том числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно-сосудистых, нервных расстройств и т.д. В.Ф.Базарным разработана методика по охране и укреплению здоровья детей.
Этого можно добиться используя биологические предпосылки нормального развития:
- вертикализация позы в процессе обучения,
- пространство.
Что представляет вертикализация позы?
Это периодическая смена поз, в частности перевод детей из традиционной позы обучения сидя, в позу - стоя, режим динамических поз.
На своих уроках я использую первый вариант практического решения этого вопроса, этот способ не требует никаких материальных затрат.
В основу положены 5 основных советов доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
Первый совет: «Ребёнок должен как можно больше двигаться. Обязанность взрослых - не ограничивать естественную свободу детей».
На основе данного совета мною разработан комплекс утренней гимнастики, которая проводится ежедневно перед первым уроком. Гимнастика до учебных занятий, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
После 2,3,4 урока проводятся подвижные (динамические) перемены, которые помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют отдохнуть после умственного труда на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Подвижные перемены проводятся на улице, в спортивном зале или детской рекреации.
Второй совет: «Для обеспечения сообразного природе ребёнка режима работы необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, а предоставить ему возможность работать, жить, в режиме телесной вертикали».
Придерживаясь данного положения, учебные занятия в классе провожу в режиме смены динамических поз. Например, устный счет на уроке математики проводим стоя, все проверки: домашней работы, упражнений и т.д. Однако главным здесь оказывается не столько продолжительность пребывания в таком положении, сколько сам факт смены позы. Всем известно, что через физические усилия, активность чувств формируется человек, его здоровье, нравственное и физическое: "... Ребенок нормально растет, когда он на ногах.
Третий совет: «Ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире».
Известно, что основной объем информации дети получают через зрительный анализатор. При этом установлено, что эффективность зрительного восприятия повышается в условиях широкого пространственного обзора. Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.
В различных участках класса на стене фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить красочные картинки. Располагать их нужно в 4-х углах. Картинки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполнять их нужно только в положении «стоя». Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). Под счет 1, 2, 3, 4; 4, 3, 2, 1; 2, 1,4, 3 и т.д. дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках. Также использую шаговый логоритм, который повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия.
При прочтении текста в режиме дальнего зрения на школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски, устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.
При прочтении текста в режиме ближнего зрения школьник берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист с текстом, отодвигает на максимальное расстояние и начинает медленно, по слогам, читать, подбирая шаг к каждому слогу. Чтобы укрепить мышцы глаз, рта, щёк, т.е. мимических мышц, провожу игру «Угадай по выражению лица». Ведущий (ученик) старается выразить эмоциональное состояние изображенного на листе образа мимикой (радость, грусть, удивление, страх и т.д.). Все остальные ребята должны отгадать то, что хотел передать ведущий.
Не нужно забывать и о дыхании. Урок начинаю с успокаивающего дыхания. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения также включаю в утреннюю гимнастику, использую на уроках чтения, окружающего мира, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.
Четвёртый совет: «Чтобы ребёнок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищённым, пусть он как можно чаще поёт!»
Поэтому во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно - перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.
Пятый совет: «Ребёнок должен постоянно творить свой мир своими руками.
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является внеурочная занятость детей. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются: соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы, содействующие физкультурному образованию, здоровью, и удовлетворяющие биологическую потребность детей в движении. Уроки здоровья помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то мы с вами должны формировать адекватную самооценку у детей. Поэтому в работе с детьми я употребляю такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя. Не нужно забывать "Слово - лечит, слово и калечит".
Сегодня с уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья детей младшего школьного возраста больше, чем врач.
Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:
- Созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
- Исследование состояния здоровья учащихся показало, дети стали меньше болеть простудными заболеваниями;
- Повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса Сохранению и укреплению физического здоровья детей 90 % обучающихся класса принимают участие в школьных и районных соревнованиях по плаванию, горным лыжам, легкоатлетических кроссах, спартакиаде школы;
- Способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.
Районная олимпиада школьников: I место по математике, II место по окружающему миру, III место по русскому языку.
Таким образом, используемая система работы, способствует осознанию необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; развитию у обучающихся самостоятельности, целеустремлённости в учебно-познавательной деятельности и в решении учебно-практических задач; формированию ответственности, готовности преодолевать трудности, самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием, самовоспитанием.