Проект разработки туристического маршрута "В гостях у мамонта"

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение

Ключевые слова: краеведение, малая родина


Проект ставит перед собой цель разработать экскурсионный маршрут, представленный информационным буклетом, по значимым с исторической и культурной точки зрения местам села Костенки, пробудить интерес и бережное отношение к нашей малой Родине. В работе по созданию маршрута и подготовке буклета использовались метод интервью, анкетирование, опрос, собеседование, фотографирование. Автор выдвигает гипотезу, что Костенки привлекают большое количество туристов памятниками эпохи палеолита и известным музеем-заповедником, и можно предположить, что гостям будет интересно познакомиться и с другими памятниками культуры и истории села.

Проект несомненно актуален. Село Костенки известно не только в России, но и за ее пределами тем, что здесь находятся стоянки эпохи палеолита. Огромное количество туристов ежегодно посещают археологический музей-заповедник. С 2021 г. в Воронежской области реализуется проект - создание многофункционального историко-туристского кластера «Костенки». Наше село за несколько лет превратится в популярный туристический парк. На его территории появятся смотровые площадки, объекты дополненной реальности и эко-ферма. Но ведь не только музей и археологические памятники эпохи палеолита достойны внимания жителей села и туристов. Костенки имеют славную историю, являются родиной многих выдающихся людей. Нам есть, что показать гостям села. При быстро возрастающем числе туристов пока отсутствует развитый туристический маршрут. А ведь многие посетители музея едут к нам издалека. Вероятно, им было бы интересно не только посетить музей, но и ознакомиться с экологическими, культурными и историческими памятниками села Костенки.

Материалы, полученные в результате работы над проектом, оформлены в буклет. В МБОУ «Костенская СОШ» работает музей «Повесть костенских лет». Материалы экспозиций используются при проведении уроков и во внеурочной деятельности. На экскурсии к нам приезжают ученики других школ. Наш буклет даст возможность больше рассказать об истории села Костенки, станет сувениром. А для гостей села-путеводителем по местности для осмотра достопримечательностей.

Цель проекта: разработать экскурсионный маршрут, представленный информационным буклетом, по значимым с исторической и культурной точки зрения местам села Костенки, пробудить интерес и бережное отношение к нашей малой Родине.

Задачи:

  • Изучить литературные, исторические и информационные источники по теме.
  • Изучить опыт создания экскурсионных маршрутов: познакомиться с правилами составления и проведения экскурсий.
  • Определить и провести осмотр мест села, которые имеют большую историческую и культурную ценность.
  • Найти информацию, систематизировать, обработать. Подобрать фотографии, пользуясь архивами школьного музея «Повесть костенских лет», личными архивами жителей села, СМИ.
  • Создать буклет экскурсионного маршрута для учащихся школы и их родителей, жителей и гостей села.

Объектом исследования стало Костенское сельское поселение и его окрестности, предметом исследования - историко-культурный потенциал села Костенки.

При создании работы использованы методы: интервью; анкетирование; опрос; собеседование; фотографирование.

Актуальность проекта

Наш родной край на протяжении столетий привлекает внимание ученых, археологов, любителей истории. Село Костенки известно не только в России, но и за ее пределами тем, что здесь находятся стоянки эпохи палеолита. Огромное количество туристов ежегодно посещают археологический музей-заповедник. С 2021 гг в Воронежской области реализуется проект - создание многофункционального историко-туристского кластера «Костенки». Наше село за несколько лет превратится в популярный туристический парк. На его территории появятся смотровые площадки, объекты дополненной реальности и эко-ферма. Я горжусь тем, что живу в таком замечательном месте. Но ведь не только музей и археологические памятники эпохи палеолита достойны внимания жителей села и туристов. Костенки имеют славную историю, являются родиной многих выдающихся людей. Нам есть, что показать гостям села. При быстро возрастающем числе туристов пока отсутствует развитый туристический маршрут. А ведь многие посетители музея едут к нам издалека. Вероятно, им было бы интересно не только посетить музей, но и ознакомиться с экологическими, культурными и историческими памятниками села Костенки.

Материалы, полученные в результате работы над проектом, оформлены в буклет. В МБОУ «Костенская СОШ» работает музей «Повесть костенских лет». Материалы экспозиций используются при проведении уроков и во внеурочной деятельности. На экскурсии к нам приезжают ученики других школ. Наш буклет даст возможность больше рассказать об истории села Костенки, станет сувениром. А для гостей села-путеводителем по местности для осмотра достопримечательностей.

Для меня наш проект - возможность больше узнать об истории своей малой Родины и рассказать, как можно большему количеству людей, что село Костенки - прекрасное место!

Гипотеза: зная, что Костенки привлекают большое количество туристов памятниками эпохи палеолита и известным музеем-заповедником, можно предположить, что гостям будет интересно познакомиться и с другими памятниками культуры и истории села.

Необходимое оборудование: Ноутбук, фотоаппарат, МФУ, фотобумага, канцтовары

Этапы работы

Работа предполагает несколько этапов: подготовительный, практический (основной), аналитический (обобщающий).

Подготовительный этап:

  • изучение литературы, позволяющей выявить состояние проблемы, проанализировать опыт создания экскурсионного маршрута.
  • выявление экскурсионных объектов для создания маршрута.
  • определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрута и подготовке буклета
  • разработка программы деятельности

Основной этап:

  • отбор информации и материалов по точкам маршрута.
  • поиск и отбор фотографий
  • составление текстов к пунктам маршрута по селу
  • выпуск буклета по проекту

Аналитический этап:

  • выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей.

Бюджет проекта.

Статья расходов

Сумма в рублях

Канцтовары (бумага «Снегурочка», ручки, карандаши, блокноты, писчая бумага)

1000

Фотобумага

1000

Ноутбук

Оборудование школьного музея

Фотоаппарат

Оборудование школьного музея

МФУ

Оборудование школьного музея

Ожидаемые результаты:

  1. Создание маршрута и выпуск информационного буклета;
  2. Положительные отзывы посетителей школьного музея;
  3. Публикация статьи о проекте на сайте виртуального музея «Повесть костенских лет»;
  4. Использование буклетов в работе классных коллективов и учителей школы по направлениям «Мой край родной».

После изучения литературы, обобщающей правила и опыт разработки экскурсионных маршрутов, я поняла, что самое главное - выбор мест, которые можно включить в экскурсионный тур. Необходимо определить достопримечательности, которые могут стать объектами экскурсий. Это могут быть как памятники архитектуры, исторические памятники, так и просто интересные и необычные места нашего села.

Учащимся 4-7 классов (24 человека) была предложена анкета «Достопримечательности моей малой Родины», целью которой было выявление уровня знаний по данной теме. Также мне было нужно получить информацию о том, какие места вызывают наибольший интерес у жителей села.

Вопросы анкеты:

  1. Чем знаменито, на ваш взгляд, село Костенки?
  2. Кто прославил нашу малую Родину? Назовите имена знаменитых односельчан.
  3. На каких зданиях в нашем селе установлены мемориальные доски?
  4. В честь каких событий в парке села возведен памятник?
  5. Какие местные достопримечательности ты бы показал гостям?

В результате анализа анкет выяснилось, что ученики нашей школы достаточно хорошо знают родной край.

1. На первый вопрос 100 процентов опрошенных ответили «Музей-заповедник «Костенки»».

2. Кто прославил нашу малую Родину? Назовите имена знаменитых односельчан.

3. На каких зданиях в нашем селе установлены мемориальные доски?

На четвертый вопрос также все ученики дали верный ответ.

4. Какие местные достопримечательности ты бы показал гостям?

После обработки результатов опроса среди школьников, учителей и знакомых, и изучения истории своей местности мною были выбраны различные места и здания, по которым можно составить маршрут экскурсии по селу Костенки.

В сущности, экскурсия - это прогулка, которая имеет как познавательную цель, так и развлекательную. Итак, выбираем объекты для нашей экскурсии:

  1. Смотровая площадка
  2. Государственный археологический музей-заповедник «Костенки»
  3. Предполагаемое местонахождение крепости Костенск
  4. Здание администрации сельского поселения
  5. Памятник павшим воинам ВОВ

При отборе информации, фотоматериалов я неоднократно обращалась за помощью к руководителю школьного музея «Повесть костенских лет» Араловой Л.А. и волонтерам объединения «Патриот». В своей работе я сотрудничала с Чудиновой Т.Г., которая оказала мне информационную помощь при составлении истории Памятника павшим воинам ВОВ.

Описание экскурсионного маршрута

1. Смотровая площадка

Со смотровой площадки открывается красивый вид на село Костенки. Перед нами река Дон. Слева и позади - меловые холмы и овраги, которые являются особенностями костенского рельефа. Мел это горная порода осадочного типа, продукт, образованный из мельчайших животных обитателей морских глубин. Процесс активного накопления этого вещества в земной коре начался примерно 150 миллионов лет назад и продолжался он почти 90 миллионов лет. Меловые отложения образовались в тех местах, где когда-то плескался Тетис - теплый и неглубокий океан.

Первые по времени поселения человека в Костенках относятся к 45 тысячам лет назад, последние заканчивают свое существование примерно 30 тысяч лет спустя. За это время человечество сумело пройти грандиозный путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов».

В 2021 году на смотровой площадке установлена скульптура мамонта. Семиметровый монумент выполнен из стали и поражает воображение всех, кто его видит. Кажется, что древний исполин прошел сквозь толщу времен и опять бродит в поисках растительности по просторам Костенок.

А прямо через дорогу находится инсталляция, посвященная Мостищенскому лабиринту.

2. Государственный археологический музей-заповедник «Костенки»

Музей-заповедник «Костенки» представляет собой музей, внутри которого сохраняется памятник каменного века - жилище из костей мамонта.

Костенковский комплекс верхнепалеолитических памятников считается одним из богатейших и самых исследуемых в мире: здесь насчитывается около 60 древних поселений, а раскопки ведутся с 1879 года. В 60-е годы XX века во время раскопок стоянки Костенки 11 археологом А.Н.Рогачевым было предложено сохранить остатки обнаруженного древнего жилища из костей мамонта в качестве научного факта.

Ввиду большого интереса широкой общественности к этим находкам в 1979 году в Костенках открылся музей, под крышей которого была сохранена стоянка верхнего палеолита, возрастом более чем 20 000 лет. В последние годы в музее созданы новые экспозиции, в которой представлены художественные реконструкции ледникового периода и жизни людей каменного века, сохраненное жилище из костей мамонта и подлинные предметы верхнего палеолита, найденные при раскопках костенковских памятников[1]

3. Предполагаемое местонахождение города-крепости Костенск

Город Костенск был построен на правом берегу Дона в 1642 год в составе Белгородской засечной черты. Руководил строительством воронежец, сын боярский Богдан Конинский. Деревянная крепость имела одну проезжую башню и представляла собой прямоугольник, от которого по направлению к Дону с двух сторон шла дубовая сторожевая стена. За стеной проходил ров, и были устроены надолбы, деревянные укрепления. Крепость размещалась примерно на месте центральной площади села, занимаю территорию, на которой сейчас расположены здание МБОУ «Костенская СОШ», СЦКиД, ФАП, администрации Костенского сельского поселения, парк.

По данным 1676 года здесь 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В 18 веке Костенская крепость приходит в упадок. Посетивший ее путешественник С.Гмелин писал: «Городок костенский худ и мал, и хотя он укреплен валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием». По уставу 1779 г Костенск утратил статус города. [4, с.5]

4. Здание администрации костенского сельского поселения является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. Оно построено в 1898г и является старейшим зданием села Костенки. Постройка являлась зданием волостного правления.

Во время национализации земли в селе в 1917 году здесь был убит сыном попа первый председатель сельского совета Протопопов Петр Тимофеевич.

5. Памятник павшим воинам ВОВ Село Костенки как и все населенные пункты наше большой страны пострадало в годы ВОВ. Оно находилось в руках мадьяров, было освобождено бойцами 141 стрелковой дивизии 19 января 1943 года. Жители села с честью защищали свою Родину в те страшные годы. 1500 костенцев ушли на фронт, более 800 не вернулись домой. [5, с.221]

В 1981 году в канун 40-летия начала ВОВ по инициативе председателей колхозов Клейна С.Д. и Черкасова В.И. в центре села был установлен памятник погибшим односельчанам. В центре - монумент солдата, спасшего девочку. Слева и справа располагаются плиты, на которых выбиты имена погибших односельчан. В 2020-202 1гг. была проведена реконструкция памятника. Мемориальные плиты обновили, а у памятника разбили прекрасный парк.

Заключение

В нашем селе есть достопримечательности, которые будут интересны гостям. И в наш район многие туристы с удовольствием бы приезжали. Надо в будущем создавать для них условия: строить кемпинги, организовывать экскурсии.

И каждый житель села может открыть для себя что-то новое или посмотреть на старые места по-другому. Задачи, поставленные в начале проектной работы выполнены. Цель достигнута.

Для того, чтобы дети в школе стремились больше узнать о своей Родине, надо придумывать интересные игры, проводить викторины и конкурсы, посвящённые истории и природе родного края.

Источники и литература, используемые при работе над проектом

  1. Сайт Государственного музея-заповедника «Костенки».
  2. Государственный археологический музей-заповедник (kostenki-museum.ru).
  3. Акиньшин А., Комолов Н. Династия Романовых и Воронежский край. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2014.
  4. Комолов Н. …Город стоит в лощине деревянный:очерк истории Костенска от Филимона Катасонова до Екатерины Великой. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2016.
  5. Методическое пособие по созданию виртуальной экскурсии / сост. А.А.Калина, О.В.Каткова. - Н.Новгород: Мининский университет, 2020.
  6. Край Воронежский: Земля Хохольская, Воронеж: изд-во им. Болховитинова Е.П., 1998.
  7. Хохольский район. 75 лет, Воронеж: Кварта, 2016.