Современное школьное математическое образование способствует прочному овладению математическим языком, универсальным для большинства школьных предметов, знаниями, необходимыми для существования в современном мире, формированию навыков логического мышления.
В настоящее время актуальной является задача подготовки обучающихся к аттестации в форме государственной итоговой аттестации. Экзамен по математике в форме ОГЭ является обязательным для выпускников основной школы.
Школа реализует программы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Данные программы, формирующие способности к саморазвитию, критическому и логическому мышлению, позволяют школьникам совершенствовать уровень математической грамотности, что способствует качественной сдаче экзамена.
Наиболее успешным будет тот выпускник, который не только владеет глубокими знаниями в этой науке, но и может использовать свои знания в ситуациях, когда они необходимы. На данном этапе современная школа находится на этапе формирования и активного применения уже имеющихся программ, реализация которых поможет обучающимся применить полученные навыки на итоговой аттестации.
Программа курса внеурочной деятельности «Вектор перемен» для обучающихся девятых классов ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов. Особенность курса «Вектор перемен» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются разноуровневые задания по отдельным темам математики, рассчитанные на несколько занятий. Такие занятия позволяют развить интерес школьников к предмету на уровне уже имеющихся у них знаний и, соответственно, лучше подготовиться к экзамену. Новизна программы состоит в том, что данная программа достаточно универсальна, имеет большую практическую значимость, доступна обучающимся. Начинать изучение программы можно с любой темы; каждая из них имеет развивающую направленность.
Курс строится на решении различных по степени важности и трудности задач и по форме организации ориентирован на работу не только с высоко мотивированными обучающимися. Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Цель данного курса: подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Задачи курса: повторить и обобщить знания по математике за курс основной общеобразовательной школы; расширить знания по отдельным темам курса математики 5-9 классов; выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики при подготовке к ОГЭ.
Содержание курса внеурочной деятельности представлено следующими разделами: арифметика; в мире уравнений, неравенств и задач; замечательные теоремы и факты в геометрии; практико-ориентированные задачи.
Реализация программы позволяет обучающимся достичь необходимого уровня компетентности. Другими словами, формируется способность применять эти знания в практической деятельности, самостоятельно вырабатывать на основе таких знаний способы практической деятельности.
Высокие показатели результатов основного государственного экзамена по математике характеризуют результативность программы.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№
|
№ по теме |
Наименование темы |
Кол-во
|
Арифметика |
5 |
||
1 |
1 |
Представление, понятие, суждение, умозаключение |
1 |
2 |
2 |
Приемы рационального счета. Приемы устного счета |
1 |
3 |
3 |
Признаки делимости чисел |
1 |
4 |
4 |
Перевод десятичных дробей в обыкновенные и обратно |
1 |
5 |
5 |
Ох, уж эти проценты! Основные виды задач на нахождение процентного отношения |
1 |
В мире уравнений, неравенств и задач |
14 |
||
6 |
1 |
Нестандартные способы применения формул в алгебре при упрощении выражений |
1 |
7 |
2 |
Эти простые «непростые» уравнения. Виды и способы решений уравнений. Теорема Виета |
1 |
8 |
3 |
Решение уравнений в целых натуральных числах |
1 |
9 |
4 |
Неравенства. Элементы нестандартных приемов решения неравенств |
1 |
10 |
5 |
Системы рациональных уравнений. Основные методы решения |
1 |
11 |
6 |
Системы линейных уравнений; их решение с помощью определителей. Формулы Крамера |
1 |
12 |
7 |
Математическое моделирование. Виды моделей |
1 |
16 |
8 |
Понятие текстовой задачи, сюжетной задачи |
1 |
14 |
9 |
Виды текстовых задач, способы их решения |
1 |
15 |
10 |
Задачи на количество. Задачи на процессы |
1 |
16 |
11 |
Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям) |
1 |
17 |
12 |
Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем |
1 |
18 |
13 |
Решение текстовой задачи с помощью двумерных диаграмм |
1 |
19 |
14 |
Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием |
1 |
Замечательные теоремы и факты в геометрии |
10 |
||
20 |
1 |
Различные приемы доказательства теорем в геометрии |
1 |
21 |
2 |
Теоремы Чевы и Менелая |
1 |
22 |
3 |
Теорема Пифагора и ее роль в геометрии. Различные доказательства теоремы. Обобщение теоремы Пифагора |
1 |
23 |
4 |
Основные приемы решения геометрических задач |
1 |
24 |
5 |
Площади треугольника и многоугольников |
1 |
25 |
6 |
Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции |
1 |
26 |
7 |
Линии в треугольнике |
1 |
27 |
8 |
Подобные фигуры |
1 |
28 |
9 |
Окружность |
1 |
29 |
10 |
Нахождение площадей фигур на клетчатой бумаге. Формула Пика |
1 |
Практико-ориентированные задачи |
4 |
||
30 |
1 |
Прикладные задачи геометрии |
1 |
31 |
2 |
Применение математических формул и преобразований в домашней практике (строительство, кулинария, рукоделие, домашняя экономика |
1 |
32 |
3 |
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков |
1 |
33 |
4 |
Случайные события. Вероятность случайных событий |
1 |
Итоговое занятие |
1 |
||
34 |
1 |
Итоговое занятие |
1 |