Введение
Одной из интересных форм организации совместной продуктивной деятельности на уроке ОБЖ может быть групповая форма обучения учащихся. В условиях существующей в нашей школе классно-урочной системы эта форма легко вписывается в учебный процесс и не затрагивает содержание курса ОБЖ, определенное образовательным стандартом.
Групповая форма обучения безопасной жизнедеятельности - согласованная деятельность учителя и учеников, направленная на развитие самостоятельности, активности, инициативы каждого ученика при решении вопросов личной безопасности и безопасности окружающих.
Групповые формы организации обучения на уроках ОБЖ способствуют:
- вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать самостоятельно, позволяет решать разнообразные проблемы, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации;
- развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, культуры социального общения, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.;
- испытанию интеллектуальных, нравственных сил участников группы при решении проблем безопасности; умению управлять и регулировать свою эмоциональную сферу;
- стимулированию собственного независимого аргументированного мнения; критического, творческого мышления; доброжелательности и толерантности по отношению друг к другу и учителю; желанию помочь друг другу, что исключает соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность.
История групповых форм обучения
История развития групповых форм обучения уходит в глубокую древность. Групповые формы обучения складывались еще в древности на территориях Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Один учитель занимался с несколькими учениками, вместе хором заучивались учебные тексты. Сами группы по своему составу, возрасту учеников, уровню знаний были неоднородны. Из групповой формы обучения возникает классно-урочная система, которая преобладает в массовой школе до сих пор.
В начале 20 века в США появляется Дальтон-план (автор педагог Паркхерст), где предлагается лабораторно-групповой план организации занятий. Группе учащихся дают письменные задания с перечнем литературы, перед ними ставились конкретные задачи, выполнение которых завершалось отчетом. Эта форма обучения была реакцией против школьной зубрежки и воспитывала предприимчивость и инициативу учащихся.
В 20-е годы 20 века в школах СССР стала применяться бригадно-лабораторная форма обучения как американский вариант Дальтон-плана. Сначала учитель в классе объяснял общее задание, раскрывал содержание, понятия, беседовал, консультировал. Затем класс делился на бригады, каждой из которых давалось отдельное задание разной степени трудности. Они могли выполняться отдельными учениками бригады, затем результаты обсуждались бригадой. Выполнив задание, бригада отчитывалась перед учителем, чаще с отчетом выступал самый подготовленный ученик.
Современные формы группового обучения
В конце 90-х годов 20 века вновь растет интерес к групповым формам обучения. Предлагаются различные способы модернизации форм обучения. В рамках классно-урочной системы групповые формы обучения позволяют традиционный диалог «учитель-ученик» заменить на диалог «учитель-группа-ученик», где класс делится на небольшие группы, каждая из которых в своем темпе и своим способом овладевает учебным материалом.
Групповые формы обучения предмету подразделяются (классификация В.А.Сластенина) на:
- Бригадные - организуется деятельность специально сформированных групп для выполнения определенных заданий временных групп учащихся;
- Звеньевые - организуется учебная деятельность постоянных групп учащихся;
- Кооперативно-групповые - организуется деятельность групп, выполняющих часть общего, как правило, объемного задания;
- Дифференцированно-групповые - организуются временные или постоянные группы в зависимости от учебных возможностей, обученности учащихся;
- Парные - организуются группы для освоения нового материала, контроля знаний и т.д., могут быть временные и постоянные.
При организации самостоятельной познавательной деятельности в группе необходимо начать с размещения рабочих мест учащихся, чтобы они могли общаться в процессе совместной деятельности. Традиционная трехрядная планировка парт в классе, когда учащиеся видят затылки друг друга, настраивает уже на слушание учебного материала. Для общения в процессе совместной деятельности необходимо видеть лица своих партнеров, для этого столы можно поставить углом (для работы в тройках), по два вместе (для работы в четверках, шестерках). Планировка помещения подчиняется главной цели - общению учащихся в ходе познавательной совместной и творческой деятельности в группе.
На начальном этапе при вовлечении каждого ученика в активную групповую деятельность необходимо уделять внимание обучению культуре общения, приучая учащихся:
- взаимодействовать в группе с любым партнером вежливо, доброжелательно, терпимо общаться с партнером;
- работать активно и ответственно, отвечая не только за свои успехи, но и за успехи всей группы;
- осознавать, что работа в группах - это серьезный совместный познавательный труд.
Особое внимание при организации группового обучения следует обратить на комплектование групп, которое зависит от целей урока, учета индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Комплектование групп
Варианты комплектования групп:
1. Класс разбивается на группы по два-три человека (можно заранее при подготовке к уроку). Поначалу группы не стоит делать большими, в каждой группе должен быть сильный, средний, слабый ученик, мальчики и девочки.
2. Группы формируются по желанию учащихся, ученики сами определяют функции каждого при выполнении задания, при этом предусматривают специальные роли:
- организатор активной деятельности каждого ученика - отслеживает активность своих партнеров в группе;
- следящий за культурой общения и взаимопомощи внутри группы;
- редактор - контролирует правильность выполнения задания;
- лидер - берет на себя ответственность за подготовку партнеров по группе к докладу или отчету по законченному заданию.
Эти роли ученики выполняют наряду с общим групповым заданием.
3. Группы могут формироваться по уровню обученности, в процессе работы они могут распадаться на подгруппы - тройки или пары.
4. Исходя из специфики решаемой цели или педагогической ситуации в классе, можно организовать однородную группу (сильный или слабых учеников). Сильные могут быть экспертами в общем классном задании, определять параметры и критерии совместной деятельности; слабым учитель уделяет особое внимание.
Групповые формы работы
1. Бригадная групповая работа.
После объяснения нового материала на уроке класс подразделяется на несколько групп. Каждой группе дается определенное задание по закреплению учебного материала, где необходимо разобраться во всех деталях. Задание может выполняться по частям, каждый ученик занят выполнением своей части задания, или по вертушке, когда каждое последующее задание выполняется другим учеником (начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом любое задание объясняется в слух учеником и контролируется всей группой. Успех группы зависит от работы каждого учащегося, между собой группы не соревнуются. При завершении задания учитель организует общее обсуждение задания, если задание было одинаковым для всех групп (например: проблемная или конкретная ситуация, задача, серия задач и т.д.), если же задания были разные, рассматриваются задания каждой группы.
Каждый ученик в группе несет определенную персональную ответственность, поскольку успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого. Это стимулирует деятельность всех членов группы вовремя приходить друг другу на помощь в усвоении и понимании учебного материала. Каждый ученик приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения собственных предыдущих результатов, а это - равные возможности продвинутым, средним, отстающим ученикам в получении очков для своей команды.
Когда учебный материал освоен всеми учащимися, учитель проверяет индивидуально учащихся: это может быть тест, контрольная работа, опрос и т.д.
Разновидностью контроля знаний могут быть организованные учителем соревнования - «турнирные столы». Представители от каждой команды поочередно за турнирным столом отвечают на вопросы, при этом учитывается уровень обученности: слабые со слабыми, сильные с сильными, задания даются дифференцированными по сложности. Победитель каждого тура приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от планки стола. Это означает, что слабые ученики имеют одинаковые шансы на успех для своей команды.
2. Звеньевая групповая работа.
Учащиеся в постоянно действующей группе получают индивидуальное задание и обучаются в собственном темпе, выполняя собственное задание. Члены группы помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий. Итоговый контроль проводят сами ученики, специально назначенные эксперты-оценщики. Каждую неделю учитель отмечает количество тем и заданий, пройденных учениками, успешность их выполнения в классе и дома, отмечая успехи группы. При данной форма организации обучения у учителя освобождается время на уроке на индивидуальную работу с отдельными группами и учащимися, нуждающимися в его дополнительной помощи.
Кооперативно-групповая работа. Учебный материал разбивается на фрагменты: логические, или смысловые, блоки. Каждая группа работает над своим блоком общей темы. Затем учащиеся, состоящие в разных группах, встречаются как эксперты и обмениваются информацией по данному вопросу, сверяя взгляды, позиции, точки зрения. Эксперты, возвращаясь в группы, знакомят остальных с новой информацией. При этом необходимо внимательно слушать партнеров по группе и делать записи в тетради. Каждый заинтересован добросовестно выполнить задание, так как эта совместная работа, где каждый отсчитывается за часть своего задания.
Дифференцированно-групповая работа. Разнородные по уровню обученности группы по три-пять учащихся. Каждая группа получает одно задание (задания дифференцированы по уровню сложности), которое может быть подзаданием большой темы, над которой работает класс. В ходе работы в группе ведется дискуссия, обсуждаются варианты решения проблемы, выстраивается логика исследования, учащиеся пользуются справочной и нормативной литературой. После выполнения задания каждая группа составляет доклад, который подлежит презентации на уроке.
3. Парная работа.
Группы из четырех учащихся могут разбиваться на пары и выполнять часть группового задания, после выполнения которого обсуждают результат в группе.
В парах учащиеся работают над учебным текстом, обсуждают его, выделяют главные мысли. Составляют план, ищут решения задач, работают со словарем и нормативными документами, ведут аннотацию статей, редактируют и корректируют учебный материал, готовят его к «публикации» и т.д. учащиеся могут обсудить и поспрашивать друг друга по новому материалу или заданному на дом; потренироваться перед контрольной работой. После написания контрольной работы или выполнения теста, проверить работы друг друга и оценить их.
Комплектовать пары можно не только по их желанию, а с точки зрения воспитательной, потому что в жизни мы общаемся не только с теми людьми, с кем удобно. Парная работа развивает у учащихся терпимость друг к другу, взаимопомощь, поддержку, так как оба заинтересованы в успехе выполнения общего задания.
Технология групповой работы
Технология групповой работы выглядит следующим образом:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;
- дополнительная информация учителя.
Виды групповой работы
Групповая работа по содержанию заданий может быть:
- однородной - единое содержание групповой работы;
- дифференцированной - различные задания у каждой группы;
- комбинированной - как одинаковые, так и различные задания.
По составу групповая работа подразделяется на:
- работу в малых группах постоянного состава;
- работу в малых группах переменного состава.
Кроме этого, группы могут получать разные задания, но работающие на общий результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы).
Отметим, что групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как способ организации урока в целом.
Организация групповой формы работы
Организация учебно-познавательной деятельности заключается в том, что:
- класс на уроке делится на несколько групп (по 3-6 чел.) для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает конкретное задание, которое может быть как одинаковое для всех групп, так и дифференцированное;
- в результате индивидуального вклада каждого члена группы в работу достигается общая цель, поставленная перед школьниками;
- задание выполняется под руководством учителя или лидера группы (капитана, командира, консультанта) таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы может быть непостоянный (подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по предмету, психологической совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга, максимально реализовывать свои возможности) и постоянный (подбирается с учетом психологической совместимости учащихся, уровня их обученности).
В учебно-воспитательном процессе по ОБЖ групповая форма работы может применяться для решения практически всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна такая организация работы при проведении практических работ, ролевых игр, на которых происходит как овладение новыми знаниями, формирование новых умений, так и закрепление изученных и освоенных (например, отработка навыков оказания первой медицинской помощи).
Групповая форма работы возможна при изучении всех разделов курса и сопровождается интенсивной самостоятельной работой, обменом мнениями, совместным поиском истины (например, темы «Нарушение экологического равновесия» (8-й класс), «Международное гуманитарное право» (9-й класс), «Здоровый образ жизни» и др.). Так же эффективна групповая работа при подготовке и проведении тематических учебных конференций, посвященных какой-либо проблеме, диспутов, а также нетрадиционных уроков (урок-суд, интегрированный урок, урок-путешествие и пр.).
При организации групповой работы учитель выполняет разные функции: контролирует ход работы в группах, консультирует, оказывает помощь как отдельным членам группы, так и группе в целом, отвечает на возникающие вопросы, регулирует споры, порядок работы. Естественно, что во многом эффективность и результативность учебно-познавательной деятельности школьников зависят от педагога, от знания класса (не только уровень обученности каждого учащегося, но и особенности межличностных отношений в классе), частоты проводимых уроков с групповыми формами работы, систематических консультаций лидеров групп.
Успех групповой работы школьников зависит от мастерства педагога, от его умения распределять внимание на уроке таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали внимание учителя, его личную заинтересованность в успехе каждого обучающегося, в содействии благоприятного психологического климата в классе.
Зарубежный опыт
В современной зарубежной педагогической литературе работу в малых группах называют обучением в сотрудничестве (cooperativ learning).
Такая форма организации обучения распространена в школах США, Англии, Канады, Японии, Израиля и других развитых стран и имеет следующие разновидности групповой работы:
1. Обучение в команде (student team learning - STL)
При реализации данного вида групповой работы большое внимание уделяется общим целям и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы всех участников группы (команды), каждого ее члена. Учебно-познавательная деятельность каждого школьника осуществляется при постоянном взаимодействии с другими членами группы. Перед каждым школьником стоит задача не только сделать что-то вместе, а познать что-то новое вместе. При этом вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый ее член.
«Вертушка»
Учащиеся работают в группе из четырех человек разного уровня обученности. После объяснения учителем нового материала, учащиеся закрепляют его, работая в группе. Группам дается определенное задание, необходимые опорные материалы. Задание дается либо по частям (каждый ученик работает над своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). Выполнение любого задания объясняется учеником вслух и контролируется всей группой. По окончании работы учащимся предлагаются индивидуальные тесты (соревнуются не сильные со слабыми, а каждый учащийся проверяет свои знания).
Командно-игровая деятельность
Учащимся после объяснения учителем нового материала предлагаются соревновательные турниры. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равных по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов, при этом не учитывается «планка» стола. В этой деятельности слабоуспевающие учащиеся имеют равные шансы на победу наряду с сильными учащимися.
Индивидуальная работа в команде
Школьники получают индивидуальное задание по результатам проведенного тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя каждый свою работу. Каждая из команд выполняет разные задания, члены команды помогают друг другу. После выполнения заданий учитель проводит индивидуальное итоговое тестирование.
2. «Пила»
Учащиеся формируются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который предварительно разбит на фрагменты (смысловые или логические блоки). Каждый член группы находит материал по своей теме, тщательно его прорабатывает. После этого ученики из разных групп, изучающие одну и ту же тему, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу в качестве экспертов («встреча экспертов»). Затем они возвращаются к своей группе и обучают ее членов всему, чему они научились и узнали сами. Каждый член группы в свою очередь излагает информацию на свою часть задания, темы. Таким образом, знания становятся цельными, как зубцы одной пилы. В заключение отчитывается каждый член команды и вся команда в целом.
3. Учимся вместе
Класс делится на разнородные (по уровню обученности) группы по три-пять человек. Каждая группа получает одно задание, которое является частью большой темы, над которой на уроке работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение нового материала. Внутри группа сама определяет, что делает каждый ее член, контролирует правильность выполнения задания. Учителем контролируется как успешность выполнения школьниками задач учебно-познавательной деятельности, так и культура их общения.
4. Исследовательская работа
Учащиеся работают индивидуально или в группах по три-шесть человек, при этом акцент делается на их самостоятельную деятельность. Школьники выбирают подтему общей темы, над которой предстоит работать всему классу.
После этого в малых, группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Таким образом, каждый вносит свой вклад в решение общей задачи. Кроме этого, в группах организуются дискуссии, обсуждения, которые позволяют каждому члену группы познакомиться с работой другого.
Во всех рассмотренных видах обучения в сотрудничестве происходит активное общение учащихся друг с другом и учителем, при этом школьники выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Безусловно, все рассмотренные варианты групповой работы применимы в процессе преподавания курса ОБЖ.
Проектирование урока
Немаловажным условием успешности проведения урока ОБЖ с групповыми формами работы является умение учителя грамотно спроектировать предстоящее учебное занятие, подготовить его с учетом всех вышеназванных особенностей.
Применяя методику проектирования Т.Е. Муравьевой, можно представить процедуру проектирования урока ОБЖ с групповой формой работы:
- Анализ темы и содержания учебного материала, структурирование содержания, выделение в нем отдельных блоков, частей, элементов.
- Формулирование заданий для учащихся по освоению каждого элемента содержания (общих или дифференцированных).
- Выбор вида групповой работы (по составу участников и по содержанию заданий).
- Определение способа формирования групп (не постоянный или постоянный состав членов групп) и выбор (назначение) лидера (капитана) группы.
- Разработка форм выдачи заданий, инструкций для учащихся, алгоритмов деятельности, памяток и т.п.
- Продумывание возможных затруднений учащихся при выполнении заданий и способов их устранения.
- Определение способа и последовательности подачи результатов работы групп.
- Обдумывание содержания урока: форму обобщения результатов работы группы, выделение главного, расстановку акцентов.
- Определение критериев и формы оценки деятельности школьников (самооценка, взаимная оценка, оценка учителя).
- Продумывание способов использования внешних условий образовательного процесса: учебно-материальной базы, социального, природно-климатического окружения, нравственно-психологического климата в классе.
- Подготовка необходимого для урока оборудования и материалов.
- Распределение времени на каждый вид учебно-познавательной деятельности школьников.
- Составление подробного проекта урока.
- Мысленное проигрывание разработанного урока, внесение в него корректив.
- Консультирование лидеров групп.
Заключение
Основная идея обучения в группах на уроках ОБЖ - это общность целей, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Успех усвоения учебного материала учениками всей группы зависит от вклада каждого ученика, от его индивидуальной ответственности. Любой ученик, должен совершенствовать собственные достижения, каждый учится в силу своих возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. От учебных усилий каждого ученика зависит успех всей группы.
Обучение в группах на уроке ОБЖ имеет еще и очень важный эффект социализации личности школьника, формирует его коммуникативные умения, учит вместе работать, творить, быть готовым прийти на помощь друг к другу, быть доброжелательным и заинтересованным в успехе других, а это в дальнейшей жизни становится качествами личности.
Литература
- Бабанский Ю. К. Педагогика.- М.: Педагогика, 1981
- Бондаренко С. М. Урок - творчество учителя.- М.,2004
- Журнал ОБЖ № 1,8 2005, № 4 2006
- Кондратьева С.В. Учитель - ученик.- М.: Педагогика, 2000
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976
- Латчук В. Н., Миронов С. К. Тетрадь для оценки качества и знаний по ОБЖ 6, 7, 11кл.- М.: Дрофа, 2003
- Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций.- М.: Педагогика, 2001
- Михайлов А. А. Внеурочные занятия по курсу «ОБЖ»: Методическое пособие для учителей сельских школ.- Шуя, 2001
- Немов Р. С. Психология.- М.: Педагогика, 1991
- Подласый И. П. Педагогика.- М.: Дрофа, 2005
- Сластенин В. А. Современная педагогика.- М.: Просвещение, 1990
- Топоров И. К. ОБЖ. 5-9. - М.: Просвещение, 2000
- Щуркова И. Формирование познавательных интересов у учащихся.- М., 1989