Соли как производные кислот и оснований

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: неограническая химия, соли


Класс: 8.

Тип урока урок открытия нового знания.

Цели:

  • Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;
  • Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;
  • Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
  • Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях.
  • Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, кислотный остаток.

Задачи:

  • изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат);
  • продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);
  • сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной
  • траектории (личностный результат).

Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.

Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.

Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа,
2002.

Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2010.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

1.

Организационный
этап

Приветствует детей.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.
(Личностные УУД: смыслообразование)

2.

Этап мотивации
(самоопределения) к учебной деятельности

Учитель создает благоприятный психологический
настрой на работу во время урока
Учитель организует работу в группах (приложение 1)

Работают в группах.
(Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)

3.

Этап актуализации
и пробного учебного действия

Задает вопросы. (приложение 2)

Отвечают на вопросы.
(Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.)

4.

Этап выявления
места и причины затруднения;

Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к
определению темы и цели урока (приложение 3)
Показывает ЭОР, демонстрирует образцы солей.

Предлагают варианты целеполаганий.
Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу (Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы)

5.

Этап построения
проекта выхода из затруднения;

Знакомит с алгоритмом составления формул и
названия солей (раздает каждому обучающемуся - приложение 4). Объясняет составление формул и названий солей на примерах сульфида алюминия и фосфата кальция.

Организует работу в парах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Работают с учебником §21стр.113 №1 (Познавательные УУД. Умение работать с текстом.
Коммуникативные УУД. Умение работать в группе)

6.

Этап первичного
закрепления с проговариванием во внешней речи;

Организует работу учащихся в парах, в группах для
проговаривания материала.

Проговаривают материал, анализируют записи
(номенклатуры) солей, их растворимости. (Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

7.

Этап
самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу (приложение 5)

Записывают в тетрадях.
Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого) Применяют знания на практике.
(Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других)

8.

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает выполнить задание на стр.113 №2.
и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

Решают самостоятельно.
Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания.
Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). (Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой)

Информация о
домашнем задании

Записывает домашнее задание на доске: §21 стр.113
№3, поясняет на что обратить внимание

Записывают в дневник

9.

Этап рефлексии
учебной деятельности на уроке.

Предлагает учащимся составить синквейн к понятию
- соль (приложение 6)
Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?
Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 7)

Проводят рефлексию.
Предлагают варианты синквейна.
Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.
(Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности.
Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)