Домра и её влияние в развитии русской культуры

Разделы: Музыка, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: домра


Введение

Музыка… Мы слышим её с раннего детства, слушаем, когда нам весело и когда на душе совсем грустно. Музыка наполняет наши души красотой, чистотой, благодатью. Музыка вечна! Так же как и музыка, бессмертны и музыкальные инструменты.

Актуальность темы моего реферата диктуется малой изученностью этого русского народного инструмента. Неоспоримо доказано, что русская музыка имеет огромное значение в историческом развитии музыкальной мысли в масштабах мировой культуры. Так, со времени формирования отечественной классической музыки великая русская культура, в свою очередь, начинает воздействовать на развитие мировой музыкальной мысли.

Я выбрал именно эту тему, потому что хочу показать моим одноклассникам и по возможности ученикам начальной школы красоту и великолепие народного инструмента. Самому узнать больше о происхождении, истории, жизни такого замечательного и мелодического музыкального инструмента, как домра.

Цель: Выявить влияние домры на развитие культуры России.

Задачи:

  • Изучить материалы по истории возникновения и распространения домры на Руси.
  • Приобщение молодого поколения к родной культуре.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ДОМРЫ НА РУССКУЮ КУЛЬТУРУ

1.1. История появления домры

Домра - старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент.

Судьба его удивительна и уникальна в своем роде. Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой.

Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу извлечения звука. Принято считать, что все восточные инструменты имели одного предка - восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов ­ плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро­монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны.

Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко­культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно­щипковым инструментам того времени.

Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты.

1.2. Виды домры

Существуют 2 типа домры:

  • Трёхструнная домра ­ строй EAD
  • Четырехструнная домра - строй GDAE как у мандолины или скрипки.

Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо­сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая.

В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Разновидности домры и строй:

  • Домра пиколло b1 e2 a2
  • Домра прима (малая) e1 a1 d2
  • Домра альт e a d1
  • Домра тенор (редкая разновидность) B e a
  • Домра бас E A d
  • Домра контрабас минор (редкая разновидность) 1E 1A D
  • Домра контрабас мажор (редкая разновидность) 1A D G

Все разновидности домры имели единый квартовый строй. Диапазон домры малой составлял чуть больше двух октав от ми первой октавы до фа третьей.

Спустя двенадцать лет, московский музыкант Григорий Павлович Любимов, расширил возможности Андреевской домры за счет увеличения диапазона, изменения квартового строя на квинтовый, увеличения кузова и добавления струны.

Сегодня диапазон современной трехструнной домры увеличен еще на одну октаву от ми первой до фа четвертой, что значительно расширило возможности исполнителей. Заняв важное место в составе русского народного оркестра, домра долгое время представлялась инструментом, предназначенным исключительно для оркестрового исполнительства. Лишь спустя несколько лет при Великорусском оркестре начал функционировать квартет домр.

1.3. Технология изготовления домры и ее устройство

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку­гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по­видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки. Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник. Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков. От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте.

Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева.

Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра.

Дека - из прямолинейной (резонансовой) ели.

Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева.

Лучший материал для изготовления подставки - клен.

Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости.

Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.

Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину): первая - 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая - 0,40 мм, третья - 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя­тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.

Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОМРЫ НА СОВРЕМЕННУЮ РУССКУЮ КУЛЬТУРУ

2.1. В.В.Андреев - создатель великого русского оркестра

Василий Васильевич Андреев (15 января 1861 - 26 декабря 1918) - музыкант, композитор, виртуоз­балалаечник. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).

Василий Андреев родился в 1861 году в городе Бежецке Тверской губернии. Мать - Андреева, Софья Михайловна, была из старинного дворянского рода, играла на рояле. В 1883 году, Василий Андреев занялся усовершенствованием народных музыкальных инструментов и образовал в Санкт­Петербурге из любителей игры на них оркестр из струнных, духовых, ударных инструментов. После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).

Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.

2.2. Домра в наше время

Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990 годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители­домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В.Яковлев, В.Никулин, В.Красноярцев, а несколько позднее - Т.Вольская, В.Круглов, А.Цыганков, С.Лукин, Б.Михеев, В.Ивко, возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов.

В домровом репертуаре художественно полноценными оказались, например, транскрипции сонат для скрипки и чембало, скрипичных концертов И.С.Баха, вальса­скерцо П.И.Чайковского, фантазий Г.Венявского, образцов флейтовой музыки - скерцо из Сюиты h­moll И.С.Баха, сонаты Ф.Пуленка, вокализа М.И.Глинки или "Сапатеадо" П.Сарасате. На домре играют транскрипции Д.Гершвина, А.Пьяццоллы, джазовые композиции, сочинения этнического характера.

Но, конечно, только оригинальный репертуар может способствовать развитию домры, двигать ее вперед.

Сейчас композиторы обратили внимание на инструмент, отметили, что домра может очень интересно прозвучать в ансамбле. Сочетания могут быть самыми различными. Таким образом, начиная с середины 40­х годов прошлого столетия, домра предстала как инструмент профессионально­академического плана. Сегодня исполнители на домре готовы представлять сольные программы в двух отделениях, включающие произведения различных жанров и направлений, поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью исполнения, теплотой и благородством звучания. За последние годы уровень исполнения значительно возрос. Домру можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров. Ежегодно проводится множество конкурсов среди исполнителей на народных инструментах, как детских, так и профессиональных, выявляя целый ряд талантливых музыкантов. Все это позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Заключение

Сегодня домра - молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра.

Влияет ли домра на культуру России? Актуален этот инструмент в наши дни?

По моему мнению, домра уже давно выходит за рамки критериев и определений. Буквально за несколько десятилетий домрой пройден огромный путь от музыкального примитива до высочайших явлений камерной инструментальной культуры, на который многим «классическим» инструментам потребовался ряд столетий.

Будущее домры - в XXI веке, вместе с новой музыкой, новыми идеями в искусстве. Сегодня домра звучит и как сольный инструмент, и в ансамблях, в оркестрах, а также со сцен театральных залов. Звучание домры открывает для всех нас чудесный мир музыки и дает понять, что мы, русские люди, должны уважать и относиться бережно к родной национальной культуре.

Список литературы

  1. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник научных трудов. Выпуск 2. Год издания 1993.
  2. Раминцын А.С., «Домра и сродный с ней музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1991 год
  3. Азбука домриста. Сост. Т.Разумеева, 2006 год, изд. «Кифара», Москава
  4. Махан В.В. «Домра и домровское искусство на рубеже веков»
  5. Домрист. Домра и музыка - сайт домристов о домре.
  6. Михеев. «Рассказы о русских народных инструментах», Москва, 1990.
  7. Яковлев Ю.В. История русской домры: на подступах к новому поколению.