Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В условиях пандемии Covid-19 жить и работать всем пришлось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден был приспосабливаться, и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. Наблюдая за тем, как многие родители, не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят достаточного количества времени для общения с воспитателем, но вместе с тем являются активными пользователями Интернета, мы пришли к выводу, что можно и нужно шире и активнее использовать интернет-пространство в работе с семьями воспитанников.
Преимущества такой формы взаимодействия с семьями дошкольников очевидны, и заключаются в следующем:
- минимизация времени для доступа родителей к информации;
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
- рост объема информации;
- оперативное получение информации родителями;
- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Так появилась идея создания интернет сообщества между педагогами и родителями по развитию игровой деятельности у детей с ОВЗ.
Именно игровой, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника. Сотрудники ДОУ и родители должны помочь ребенку сделать эту деятельность яркой, положительной, разнообразной и познавательной. Большая роль в развитии игровой деятельности отводится семье. Но многие родители не уделяют должного внимания игре, считая это не столь важным; в силу занятости; или просто незнания как организовать игру со своим ребенком. Поэтому в проекте будут участвовать родители ребят. Присмотритесь к детям с ОВЗ, к тому, как они поводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять. Никакие мультфильмы. Компьютерные игры не заменят в жизни ребенка живую настоящую игру, в которой он реально, а не виртуально может принимать участие. Отсутствие игры приводит к тому, что обедняется словарный запас, психологический фон, социальный опыт дошкольника, а этого допускать никак нельзя. В связи с этим, тему проекта считаем актуальной на сегодняшний день.
Проект: «Обогащение игрового опыта детей с ОВЗ через взаимодействие с родителями в онлайн режиме»
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Тип проекта:
- Информационный,
- Познавательный,
- Творческий.
Участники проекта: Родители, дети, воспитатели, сотрудники детского сада.
Возраст детей: 4-5 лет.
Цель проекта: Обеспечение открытости и доступности взаимодействия педагогов и родителей средствами онлайн общения.
Основные задачи проекта:
Для педагогов:
- Овладеть формами онлайн обучения и информационно коммуникативными технологиями;
- Вовлекать родителей в единое информационно образовательное пространство детского сада;
- Расширять спектр форм взаимодействия с родителями посредством ИКТ.
Для родителей:
- Развивать игровые навыки в общении с детьми;
- Стимулировать социальную активность;
- Повышать психолого-педагогическую культуру в вопросах развития и воспитания детей.
Для детей:
- Развивать самостоятельность, увлеченность в игровой деятельности;
- Осваивать правила игры;
- Развивать игровые навыки.
Формы взаимодействия:
- Индивидуальное;
- Онлайн режим.
Характер взаимодействия:
- Ситуативное;
- Ситуативно-деловое;
- Партнерское.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
- применение усвоенных знаний и способов игровой деятельности для решения новых проблем;
- формирование умения планировать свои действия, направленных на достижение конкретной цели;
- формирование умения решать игровые задачи, адекватные возрасту;
- формирование представлений о социальных явлениях, о значимости семьи в жизни каждого человека, активизация эмоций, памяти, развитие познавательной активности.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию игровой деятельности у детей с ОВЗ;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам развития игровой деятельности;
- установление эмоционально близких отношений родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Для педагогов:
- повышение знаний по совершенствованию игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ;
- оснащение предметно-развивающей образовательной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетных и подвижных игр.
Основное содержание и этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Обучение педагогов и родителей использованию ЭОР (электронных образовательных ресурсов - ZOOM, MAAM, Вайбер, Вацап, сайт МБДОУ);
- Анкетирование родителей;
- Создание сайта;
- Подбор информационного материала для родителей;
- Подбор игр, игрового материала для совместных игр с родителями и детьми.
Основной этап:
- Viber - анкетирование объявление, опрос, ссылка на сайты;
- WhatsApp - видеоматериал;
- Сайт ДОУ - фото, консультации;
- ZOOM - мастер-класс;
- MAAM - семинар-практикум.
Заключительный этап:
- Презентация проекта;
- Продукт проекта - челлендж «Моя любимая игра».
Реализация проекта:
- Анкетирование родителей «Игра в жизни вашего ребенка»;
- Цель: познакомиться с игровыми предпочтениями детей в семье, выяснить степень участия и заинтересованности родителей в игре ребенка дома;
- Создание двух групп под названием «Кораблик» на сайтах: «Одноклассники» и «Maam.ru», где были размещены памятки и рекомендации по организации игр в домашних условиях, такие как: «Создание условий игровой деятельности в семье», «Как привлечь ребенка к уборке игрушек», «Игрушка, как она есть» и «Роль игры в жизни дошкольника». В Последней публикации «Игры без игрушек» были размещены фотографии играющих детей в игры «Веселый карандаш», «Ладошка - кулачок», «Рисунок на спине», «Музыка воды».
На сайте «Одноклассники» в группе «Кораблик» было размещено видео мастер-класса «Игры с детьми дома», «Новогодние украшения», «Подарок бабушке», «Мастерская игрушек». А на сайте Maam.ru была создана картотека игр «Простые игры для детей», «Идеи, чем занять ребенка дома!», «Игры на кухне»; - Создание на сайте рубрики «События», в которой размещается фото и видеоматериал о жизни детей в детском саду;
- Организация создания онлайн фотоальбома «Игры наших детей дома»;
- Выставка «Игры своими руками»;
- Организация челленджа «Мяч поймай, и со мной поиграй!»;
- Мини-анкета «Что понравилось, что запомнилось?»;
Цель: выявить уровень результатов о проделанной работе.
Итог
В процессе нашего проекта мы старались донести до родителей, что игра это универсальный способ обучения и воспитания. Общение с родителями в онлайн режиме это возможность оперативно доносить информацию и получать быстрый обратный отклик от них. Совместная работа над проектом повысила педагогическую компетентность родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. По результатам анкетирования родители заинтересованы в развитии игровой деятельности детей.