Помощи и профилактика стресса в период подготовки к экзаменам

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость


В жизни каждого участника образовательного процесса случались ситуации, обозначаемые как стрессовые. Что же такое стресс на самом деле и как можно предотвратить его негативные последствия?

Стресс (от англ. stress - давление, напряжение) - физиологическая реакция организма на внешнее воздействие, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни. В 1936 г. физиолог Ганкс Селье обратил внимание на то, что наш организм одинаковым образом реагирует на разные внешние воздействия: эмоциональное напряжение, резкое изменение температуры, химическое отравление, физическая травма. Г.Селье говорил о том, что стрессовое состояние испытывают все люди. Он выделял два вида стрессов: дистресс (эмоционально - стрессовые состояния, характеризующиеся переживанием отрицательных, негативных эмоций; приводящие к патологическим нарушениям и депрессиям), и эвстресс (положительные эмоциональные реакции). Воздействие стресса отрицательного негативно сказывается на работе организма и самочувствии.

В ситуации положительного стресса человек активно работает, позитивно настроен.

К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.

Причины возникновения стрессов

  • Влияние окружающей среды (шум, холод, жара).
  • Нагрузки:
    • физические (мышечные);
    • физиологические (болезнь, травма);
    • информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
    • эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень эмоционального насыщения);
    • рабочие (перемены деятельности, трудовые нагрузки и конфликты).
  • Монотония в труде и жизни.
  • Повседневные раздражители (общественный транспорт, ремонт, бытовые конфликты).
  • Отсутствие привычных социальных связей (переезд, переход в другую школу, развод и т.д.).
  • Тяжелые жизненные ситуации (болезни, смерть близких, потеря работы и т.д.).
  • Переломные этапы жизни, личностные кризисы.
  • Воспоминания, прогнозы, идеи относительно будущего.
  • Отсутствие личной идентичности, кризисы соответствия («Я» - реальное - «Я» идеальное).
  • Неудовлетворение материальных потребностей.
  • Ситуации неопределенной или конкретной угрозы.
  • Противоречия между несовместимыми мыслями.
  • Цейтнот, нехватка времени.
  • Социально-психологические и экономические факторы.

В своем развитии стресс проходит три стадии:

  • Стадия мобилизации, напряжения и тревоги. Активизируется эмоциональное состояние, человек волнуется.
  • Стадия адаптации. Основная задача - приспособление к стрессу, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.
  • Стадия истощения. Длительное сопротивление стрессу приводит к тому, что резервы личности и организма постепенно подходят к концу. Часто на этой стадии случаются болезни, депрессивные состояния, возможны нервные срывы, невротические реакции.

Экзамен - испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека. Экзаменационный стресс - один из самых распространенных видов стресса.

Исследования показывают, что экзаменационный стресс порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебником или компьютером, а так же нарушением режима сна и отдыха.

Выделяют следующие признаки, которые могут быть отнесены к одной из групп:

1. Эмоциональные симптомы.
- подавленность;
- тревога;
- депрессия;
- раздражительность;
- паника;
- чувство общего недомогания;
- неуверенность.

2. Когнитивные симптомы.
- снижение способности к концентрации внимания;
- ухудшение памяти;
- чрезмерная самокритика;

3. Физиологические симптомы.
- тошнота;
- головные боли;
- мышечное напряжение;
- диарея;
- перепады артериального давления;
- учащённый пульс;

4. Поведенческие симптомы.
- уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период;
- ухудшение аппетита и сна;
- избегание любых напоминаний об экзамене;
- стремление заняться любым делом, лишь не готовиться к экзамену.

Но у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т.к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме. Экзамены - это серьезное испытание на прочность всей нервной системы. Российские психологи провели интересный эксперимент. Они замеряли у школьников перед экзаменом различные физиологические параметры, на основании которых можно судить об эмоциональном состоянии человека (например, частоту пульса и уровень артериального давления), и обнаружили, что двоечники и отличники волнуются одинаково сильно. Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно.

Профилактика стресса строится, в том числе, и на обучении человека управлять своим состоянием на разных стадиях стресса.

К стрессам часто приводят не только внешние факторы, но и внутренние когнитивные установки. Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Мысленные установки, носящие стресс провоцирующий характер, часто препятствуют успешной деятельности.

Помочь преодолеть стресс легче, обладая психологической устойчивостью. Психологическая устойчивость - умение управлять стрессовыми ситуациями, сохранение спокойствия в сложных экстремальных ситуациях, состояние внутренней гармонии, позитивное восприятие себя, соответствие личностных притязаний и достижений, осознание смысла жизни, физическая выносливость. Поддерживает психологическую устойчивость занятие любимым делом и доброжелательное отношение к людям, а также внутренние (личностные) и внешние (межличностная поддержка, социальная поддержка) ресурсы.

Внутренние ресурсы:
- позитивное восприятие и отношение к себе;
- соответствие личностных притязаний и достижений;
- ощущение смысла жизни, вера в достижимость поставленных целей;
- хорошее физическое здоровье, выносливость;
- мотивация здорового образа жизни;
- принятие ответственности за происходящее на себя;
- умение конструктивно управлять стрессом.

Внешние ресурсы:
- эмоциональная поддержка близких людей;
- ощущение себя частью коллектива;
- социальная идентичность.

В течение жизни сдавать экзамены приходится каждому человеку. И практически нет человека, который не испытывал бы страха перед экзаменом.

Чтобы психологически помочь обучающимся при подготовке к экзамену педагогу необходимо продумать работу с каждым ребёнком индивидуально:

  • опираться на сильные стороны личности ребёнка, говорить с ним об успехах, которые у него в жизни были, вспоминать позитивные моменты, когда ребёнок был доволен собой;
  • сравнивать ребёнка только с самим собой, например - «помнишь как ты писал контрольные в прошлом году и как сейчас»;
  • дать ребёнку возможность проговорить свои страхи, опасения, неуверенность и прочие эмоции;
  • заранее отработайте отдельные детали сдачи экзамена при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как государственный экзамен.
  • ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.
  • не создавайте тревожную обстановку перед сдачей экзамена.
  • подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • внушайте выпускникам уверенность в успешной сдаче экзамена.

Навыки, полученные учениками в ситуации подготовки и сдачи экзаменов, пригодятся не только в образовательной организации, но и во внешкольной жизни, и во взрослом возрасте.

Использованная и рекомендуемая литература

  1. "Психология подростка" Под ред. А.А.Реана. Москва 2003 г. - "Олма-пресс".
  2. "Возможности практической психологии в образовании" Выпуск 2. Москва 2000 г. - УЦ "Перспектива".
  3. "Как преодолеть стресс" Э.М.Рутман. С. - Петербург 1998 г.
  4. "Мозг. Обучение. Здоровье" В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. Москва 1989 г. - "Просвещение".
  5. "Практическая психология образования" Под ред. И.В.Дубровиной. Москва 1998 г. - "Сфера".
  6. "Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках" О.И.Тушканова. Волгоград 1999 г. - "Центр психологии и педагогики".
  7. "Развитие интеллектуальных способностей школьника" Л.Ф.Тихомирова. Ярославль 1997г. - "Академия развития".
  8. "Стресс жизни понять, противостоять и управлять им" Сост. Л.М.Попова, И.В.Соколов. С. - Петербург 1994 г.
  9. "Энциклопедия экстремальных ситуаций" А.Л.Гостюшин 1995г. - "Зеркало".