Театральные приёмы в профессиональном образовании учителя иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Выбирая профессию учителя, стоит понимать, что педагог несет большую ответственность как за учебный процесс, так и за воспитательный. Каждый преподаватель хочет быть опытным и соответствовать заявленному стандарту образования. Исходя из общепринятого ФГОС ООО учителям необходимо развивать в учениках:

  • «дружелюбное и толерантное отношения к ценностям иных культур, оптимизм и выраженную личностную позицию в восприятии мира, национальное самосознание на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение
  • лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • создание основы для формирования интереса совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях». [ФГОС ООО URL].

Преподаватель способствует достижению у учеников до порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Он создает основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки. В профессиональной деятельности педагога большую роль играют не только его профессиональные, но и личностные качества, так как именно от учителя зависит уровень и качество знаний ребенка.

Профессиональные качества - это правильная постановка произношения, сформированные и развитые фонетические, грамматические и лексические навыки, готовность к импровизации. К личностным же качествам относятся: любовь к детям, интеллигентность, готовность к постоянному саморазвитию, творческий подход к работе, физическое и психическое здоровье.

Ребенок, как и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике. Педагог должен уметь быть интересен ребенку, иначе контакт с ним никогда не будет установлен в полном объеме. Иначе и знания о языке, которые педагог передает ребенку, будет неинтересно. [Писанец Н.Г. URL]. Путем создания теоретической модели обучения педагогическому навыку, в основу которой положен опыт актерской подготовки, разработки научных деятелей в области театра и риторического искусства можно решить проблему вовлеченности учащегося в процесс образования.

На сегодняшний день можно заметить явные противоречия между социальными запросами общества, увеличивающейся потребностью в преподавателях, обладающих педагогическим мастерством, и недостаточным методологическим обеспечением процесса обучения будущих учителей. В существующей системе профессиональной подготовки учителей недостаточно уделяется внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития. Роль педагога сегодня значительно возрастает.

В последние годы при подготовке учителей иностранного языка чаще применяются театральные технологии. Возможно, кому-то кажется, что в этих «играх» нет ничего серьезного, однако известные разработчики театральной педагогики, как С.Станиславский, М.Щепкина, В.Давыдова доказали то, что использование театральных технологий оказывают положительное влияние на образовательный процесс. Также внимание театральным технологиям было уделено и со стороны преподавателей иностранного языка. В данном исследовании представлены работы М.Е.Федотовой, Г.Шеве, О.Н.Елиной, С.М.Яковлюк.

Взаимосвязь театральной педагогики и актерского мастерства заключается в следующем:

  • в реализации функции воспитания;
  • в творческом характере деятельности, предполагающем элементы работы, не поддающихся автоматизации (присутствие интуиции, вдохновения);
  • в условиях протекания творческого процесса, включающего постоянное самосовершенствование личности с целью повышения, как интеллектуального уровня, так и психологической готовности к квалифицированному выполнению определенных действий в экстремальных условиях публичной деятельности. [Яковлюк С.М. 2012. - 51с].

Как для актера, так и для преподавателя одним из обязательных навыков является перевоплощение. Но для учителя это способность временно вживаться в роль, но так, чтобы ученики поверили в правдивость играемой роли. Педагог, в отличие от актера, выдерживает большие эмоциональные нагрузки, так как он должен в течение дня "играть" с учениками и для них. Прежде чем обучать, педагог должен понять и почувствовать, где находятся его собственные творческие ресурсы, как их открывать и пополнять и что из этого может получиться.

Огромное множество методов и приемов драма-педагогики позволяет разнообразить соотношения вербальных и невербальных компонентов в процессе импровизации. В данной статье представлены некоторые приёмы, которые могут стать полезными для преподавателя в раскрытии собственных способностей.

Изученные приемы условно объединены в 3 блока упражнений, которые могут использоваться на занятиях не только русскоязычных, но и непосредственно на занятиях иностранного языка:

  • Упражнения на умение работать в команде;
  • Упражнения на импровизацию;
  • Упражнения на формирование речевой компетенции.

Первый блок занимается формированием речевой компетентности. В него входят такие упражнения, как:

  • "Карусель";
  • "Новый ученик";
  • "Вопрос-ответ" [Гольцова Е.А., Паршина Н.В. URL].

Подробнее рассмотрим упражнение «Словесный портрет». Целью данного упражнения является тренировка речемыслительной деятельности на иностранном языке посредством формирования и формулирования монологического высказывания типа описания. Стоя спиной к спине, играющие описывают друг друга после минуты наблюдения. Работа выполняется в парах, по кругу, по цепочке. Каждый записывает три утверждения о своем сходстве и три - о различиях с партнером. Затем участники игры обмениваются мнениями. Данный комплекс упражнений формирует направленность на решение конкретной задачи, соотнесенной с конечной целью обучения, наличие четкой установки на осуществление именно тех действий и операций, которые подлежат формированию, активацию мыслительной деятельности обучаемых, их большей вовлеченности в учебный процесс.

Второй блок включает в себя упражнения на готовность работать в команде:

  • «Диалог рук»;
  • «Три партнера»;
  • «Чуткое тело».

Подробнее хотела бы остановиться на упражнении «Зеркало», так как оно является основой искусства пантомимы. Данное задание предполагает разделения учащихся на пары. Один игрок - это зеркало. Второй же должен повторять за ним движения, соблюдая все тонкости. [Валерий Мартынов URL]. В этом задании формируются такие полезные навыки, как чувство команды, сплоченность, умение и желание взаимодействовать друг с другом, сообразительность и логика, воображение и творческий подход к решению задач. Пантомима - один из видов театрального искусства, в котором все сценические действия выражаются помощью пластических средств человеческого тела: жестов, телодвижения и мимики. Само слово «пантомима» происходит из двух греческих слов, сочетание которых обозначает искусство подражания. Искусство пантомимы широко используется в современном мире. [Маслеева В.В. URL]. Упражнение «Зеркало» служит основой жестикуляционной игры, которую можно включить в образовательный процесс.

Третий комплекс упражнений включает себя импровизацию. Здесь представлены примеры некоторых игр:

  • «Без остановки»;
  • «Интервью»;
  • «Привязка к словам» [Упражнения по актерскому мастерству URL].

Но подробнее я бы хотела остановиться на упражнении «Парный этюд». Студенты делятся по парам. Каждая пара получает карточку с заданием. Например, учитель должен выяснить у ученика, почему тот систематически пропускает занятия. Получив карточку, студенты должны распределить роли, определить возраст ученика, место общения. При этом сам диалог никак не оговаривается в ходе беседы, т.е. заранее партнеры не должны знать, как поведет себя другой по отношению к нему. Цель учителя - максимально завершить диалог, а партнер может выбирать любую тактику поведения. После проигрывания каждого этюда проводится анализ: что получилось, что не получилось, почему? Необходимо также выяснить, как чувствовал себя каждый играющий и т.д. Затем диалог анализируют наблюдатели. [Бырдина О.Г, Валетова Г.В. URL]. Импровизация чаще всего рассматривается в рамках творчества. Исследование импровизации вне творчества невозможно, так как она является одновременно и видом, и компонентом творчества. В процессе занятий должны создаваться такие ситуации, когда студентам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения, взаимодействия.

Методы, приемы театральной педагогики помогают развивать и обогащать профессионально-творческие способности учителя. Благодаря театральной педагогике решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, что помогает учителю добиться совместимости со своими учениками на уроке, достигая оптимального сочетания рационального и чувственного, логического и эмоционального.

Таким образом, знакомство, изучение и освоение будущими учителями вышеперечисленных методов и приемов даст возможность:

  • развить эстетическое начало личности;
  • развить образное мышление и память;
  • осознать себя не только как «инструмент» подачи информации и взаимодействия с учащимися, но и как человека, передающего духовные ценности;
  • совершенствовать умение «читать» поведение ученика, «расшифровывать» его переживания, определять признаки рабочей атмосферы по мимике и пантомимике ученика, ритму его речевого взаимодействия;
  • делать представление учителя о поведении учеников и своем собственном более конкретным и подробным;
  • овладеть начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства для решения важнейших педагогических задач с целью оперативного действия в сложившихся ситуациях;
  • постепенно прийти к педагогически целесообразным действиям и поведению [Яковлюк С.М. URL].

Только педагог с качествами артистичной личности, естественностью, свободой решений может сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования и передать опыт предыдущих поколений соответствующими средствами.

«Современный педагог - это яркая индивидуальность, умеющая решать проблемные ситуации, умеющая заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учеников творчеством, процессом саморазвития. Педагогу необходимо владеть средствами вербальной и невербальной коммуникации, быть эмоционально пластичным для объяснения смысла передачи своих чувств, отношений и понимания реакций учеников. Задача педагога - воздействовать на учеников, вызывать определенные переживания, без которых осложняются восприятие и понимание жизни. Педагог является посредником и помощником для учеников, должен создать психологический комфорт и свободу. Главным результатом труда артистичных педагогов является становление учеников, как личностей, в непрерывном, активном процессе творчества». [Театральная педагогика и артистизм учителя как средство создания образовательной среды (или зачем учителю быть актером?) URL].

Литература

  1. Бырдина О.Г., Валетова Г.В. Развитие способностей к педагогической импровизации у студентов в решении профессионально-педагогических задач
    [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-sposobnostey-k-pedagogicheskoy-improvizatsii-u-studentov-v-reshenii-professionalnopedagogicheskih-zadach
  2. Валерий Мартынов Упражнения по пантомиме и психопластике
    [Электронный ресурс] URL: https://www.pantomima.info/training
  3. Гольцова Е.А., Паршина. Н.В. Формирование речевой компетенции в форме типового и свободного диалога с использованием коммуникативно-ориентированных упражнений [Электронный ресурс] URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658926/
  4. Маслеева В.В. Пантомима как средство невербальной коммуникации
    [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pantomima-kak-sredstvo-neverbalnoy-kommunikatsii
  5. Писанец Н.Г. Технология театральной педагогики на уроках английского языка
    [Электронный ресурс] URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehnologiya_teatralnoj_pedagogiki_na_urokah_anglij_225755.html
  6. Театральная педагогика и артистизм учителя как средство создания образовательной среды (или зачем учителю быть актером?) [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/teatralnaya-pedagogika-i-artistizm-uchitelya-kak-sredstvo-sozdaniya-obrazovatelnoy-sredy--ili-zachem-uchitelyu-byt-akterom.
  7. Упражнения по актерскому мастерству
    [Электронный ресурс] URL: https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/exercises.php.
    ФГОС ООО
    [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf.
  8. Яковлюк С.М. Методы и приемы актерского мастерства в подготовке учителя XXI в.: Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», 2012. - 51, 54с.