Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2019.
Цель урока: формировать представление о площади; познакомить учащихся с правилом нахождения площади прямоугольника и его использованием при решении несложных задач.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся находить площадь прямоугольника и квадрата по формулам: S = a · b, S = a2;
- рассуждать и делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог;
- работать в паре;
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать себя и товарищей.
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД):
- научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «площадь квадрата», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади квадратов и прямоугольников по формулам;
- ешать задачи, используя свойства равновеликих фигур.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие,
- воспитывать ответственность и аккуратность.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
- самостоятельно выходят на проблему и решают её;
- самостоятельно определяют тему, цели урока;
- выводят определение и правило среднего арифметического нескольких чисел;
- работают с текстом учебника;
- работают с технологической картой при выполнении заданий;
- отвечают на вопросы;
- решают самостоятельно задачи;
- оценивают себя и друг друга;
- рефлектируют.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием, карточки с бабочками), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Организационный этап |
Приветствие учащихся.
|
Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
|
2 |
Актуализация знаний |
Вступительное слово учителя.
|
Решают примеры устного счета.
|
Познавательные: логический анализ объектов с целью
|
3 |
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся |
Вместе с учениками определяет цель урока. |
Определяют цель урока. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
|
4 |
Первичное усвоение новых знаний |
Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. |
Делают вывод о формуле нахождения площади прямоугольника. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
|
5 |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
|
6 |
Первичное закрепление |
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания. |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам.
|
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
|
7 |
Подведение итогов |
Подводит итоги работы в классе. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
|
8 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Задает дозированное домашнее задание |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока |
Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.
|
9 |
Рефлексия |
На доске цветы, которые соответствуют каждому этапу урока. Посадите своих бабочек на тот цветок, какой этап урока вам больше понравился. |
Выбирают цветок и сажают бабочку. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок математики?
Математику, друзья,
В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку. |
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. |
II. Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды 2-11). 2. Мотивация.
Чем мы занимались на прошлом уроке?
3.Задача на нахождение периметра прямоугольника (слайды 2,3).
Составьте выражение для нахождения периметра прямоугольника, запишите в тетрадь.
4.Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.
Немного из истории:
|
1. Учащиеся решают примеры устно. 25 · 15 · 4 =1500; 125 · 8· 6 = 6000; 12 ·5 ·20 =1200; 8 · 7· 25 = 1400; 11· 26 = 286; 520 · 5 = 2600; (25 + 9) · 4 = 136; 22 · 4 · 25 = 2200.
2. Отвечают на вопросы:
3. Решают задачу на нахождение периметра.a=6 см, в=4 см. Р-?
4.Разгадывают кроссворд.
1. Сумма длин сторон геометрической фигуры; (периметр)
|
III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.
1.У любой фигуры можно найти площадь. Квадрат со стороной 1 см имеет площадь равную 1см2.
|
Подсчитывают площади фигур на рисунке, считая квадратные квадратные сантиметры.
|
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.
|
Отвечают на вопросы:
|
V. Первичное усвоение новых знаний.
|
Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.
I вариант
II вариант.
|
VI. Физминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Мы работали отлично,
|
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
VII. Первичное закрепление. Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении творческого задания. |
По вариантам выполняют творческое задание. Приложение.
|
VIII. Подведение итогов урока.
- Какую задачу мы ставили на уроке?
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще с ними разобраться прочитайте п.18 на стр.108 и решите № 737, 738.
|
Учащиеся внимательно слушают.
1. Всем: п. 18, с. 108, выучить формулы.
|
X.Рефлексия. На доске цветы, которые соответствуют каждому этапу урока. Посадите своих бабочек на тот цветок, какой этап урока вам больше понравился. |
Выбирают цветок и сажают бабочку. |