Проблема вовлечения в образовательную деятельность детей с низкой учебной мотивацией в дополнительном образовании

Разделы: Дополнительное образование


Успех обучения каждого ребенка зависит от многих факторов, в том числе, от личностных качеств, которые формируются под влиянием особенностей школьного периода. Младший школьный возраст - это как раз тот период, когда развивается мотивация, от которой зависит уровень развития способностей человека в будущем. Разработать занятие так, чтобы было интересно всем детям, стало достаточно сложно, потому что у многих детей снижена учебная мотивация, нет желания учиться и узнавать новое.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся [5].

Актуальность статьи заключается в том, что вопрос низкой мотивации детей сейчас является одним из ключевых в образовании, в том числе, дополнительном. Низкая учебная мотивация у обучающихся, которые приходят из общеобразовательных школ на занятия в кружки и секции в учреждения дополнительного образования, может проявляться во всех видах деятельности. Если не обращать внимания на эту проблему, то многие дети так и не смогут выработать познавательный интерес к занятиям, что может негативно сказаться на саморазвитии ребенка.

В дополнительном образовании используются сетевые формы взаимодействием, то есть система связей, которая обеспечивает доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий. Сетевые формы взаимодействия между школами и учреждениями дополнительного образования распространены в МСО г.Ярославля.

Автор статьи на своем опыте столкнулся с описанной выше распространенной проблемой - низкой мотивацией обучающихся к занятиям в учреждениях дополнительного образования детей в условиях сетевого взаимодействия.

Цель статьи: описание основных причин возникновения низкой учебной мотивации, методических приемов решения этой проблемы на примере педагогического опыта автора, работающего в дополнительном образовании.

Задачи статьи:

  1. Выделить основные причины возникновения низкой учебной мотивации у детей;
  2. Найти методы решения проблемы низкой мотивации через дополнительное образование.

Основными методами исследования в статье являются социологические методы: наблюдение, беседа. В статье также использовались математические методы (подсчет долей от общего количества обучающихся по разным критериям).

В педагогике до сих пор метод наблюдения является наиболее распространенным и часто используемым методом. Педагог наблюдал за поведением и реакциями детей на используемые приемы и методы обучения.

Беседа - метод словесного обсуждения изучаемого материала. Задача беседы заключается в том, чтобы, во-первых, с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов актуализировать известные учащимся знания, а, во-вторых, добиться усвоения ими новых знаний путем самостоятельных обдумываний, обобщения и других мыслительных операций. С помощью этого метода педагог может получить необходимую информацию и узнать о психологическом состоянии каждого ребенка.

К.Д.Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» [7].

В.Н.Федосеева определяет мотивацию как совокупность внешних и внутренних сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных действий [6].

В школьном возрасте мотивационную роль играют получаемые детьми отметки, однако у школьников младшего возраста эта роль своеобразна. По данным психолога Л.И.Божович, «Они воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный интерес называется очень редко. Такая ситуация неблагоприятна для самого процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом» [1, с. 15].

Мотивация к обучению складывается у ребенка из многих факторов, таких как личность педагога, система подачи информации, внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и так далее. Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

Ученику нужно проделать трудный и увлекательный путь самосовершенствования. В плане мотивации необходимо организовать поиск того, что еще интересует учащегося и что еще может побудить его к действиям. Тогда эти элементы служат временным толчком к проявлению желательного поведения или его подкреплению. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик вновь поверил в себя и свои возможности. Главная задача мотивации в обучении - это организация учебной деятельности, которая максимально будет способствовать раскрытию внутреннего потенциала личности ученика [3, 4].

А.К.Маркова выделяет несколько основных причин низкой мотивации к обучению:

  1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.Ученик много старается, но все равно получает плохие оценки. Из-за этого ученик начинается сомневаться в своих способностях и в себе.
  2. Отсутствие цели обучения, а также отсутствие личных интересов.
  3. Слишком большой объем материала для запоминания.
  4. Однообразие жизни и учебного процесса. Когда у ученика отсутствуют интересы, каждый его день похож на предыдущий.
  5. Обучение в одном классе детей с разным уровнем возможностей и способностей. Поэтому очень важно подобрать виды деятельности так, чтобы всем детям было интересно [2, с. 36].

Для решения этих проблем на каждом занятии необходимо использовать разные методы, приёмы и средства обучения, организовывать деятельность учащихся с максимальным учетом их индивидуальных особенностей и интересов.

Для активизации познавательного интереса педагог может использовать разные приёмы, которые мы разделим на две группы.

Методы эмоциональной поддержки:

  1. Создание на уроке или занятии благоприятной атмосферы. Когда ребенок находится в состоянии тревожности, ему очень трудно переключаться на учебную деятельность.
  2. Создание ситуации успеха. Такие ситуации на занятии создаются для поднятия самооценки детей. Ведь именно самооценка играет важную роль в становлении личности учащегося, в формировании его внутренних качеств.
  3. Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности. Оценивание собственной деятельности, деятельности одноклассников, позволяет увидеть реальную картину собственного участия в процессе обучения, заставляет задуматься о необходимости изменений в собственной деятельности.
  4. Стимулирование деятельности через словесное поощрение, благодарность.

Специальные методические приемы:

  1. Необычное начало урока или занятия. Урок или же занятие можно начать с игры, прослушивания музыки, просмотра видеоролика.
  2. Дидактические игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс.
  3. Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
  4. Нестандартные формы проведения уроков или занятий. Чтобы вызвать интерес младших школьников, педагог должен подумать о формах преподнесения материала и о формах проведения уроков.
  5. Включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  6. Выставление лучших работ, оказание педагогомнезначительной помощи, усложнение заданий. Применение такого приёма в образовательной практике позволяет педагогу мотивировать учащихся к дальнейшей учебной деятельности, так как при этом у учащихся улучшается психологический настрой на предстоящую работу, повышается самооценка.

В практике автора статьи работа по вовлечению в образовательную деятельность обучающихся с низкой мотивацией велась с группой первоклассников из 28 человек (12 девочек и 16 мальчиков) в условиях сетевого взаимодействия в учреждении дополнительного образования. Занятия были направлены на развитие творческого начала для детей с помощью занятий в дополнительном образовании. Дети были слабо мотивированы к художественному виду деятельности.

Главной проблемой этой группы детей было отсутствие интереса к любому виду творческой деятельности. Также страдала дисциплина на занятиях, существовало непонимание мотивов посещения занятий. Детям предлагались такие виды деятельности, как пение и рисование по средствам игровых методов работы.

По результатам первоначальной диагностики лишь 30% детей (9 человек из общего количества детей - 7 девочек и 2 мальчика) имели мотивацию и интерес к занятиям. Остальные дети не были мотивированы ни одним из возможных способов.

Работа по повышению мотивации автором статьи строилась в два этапа. На первом этапе анализировались возрастные и личностные особенности детей, выявлялась причина низкой мотивации. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений.

Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Первое время ребенок тяжело воспринимает новый вид деятельности в школе, поэтому долго адаптируется и его учебная мотивация нуждается в поддержке.

Следующим этапом был поиск и апробация разных методов и приемов вовлечения в образовательную деятельность. По итогам проделанной работы выделилось три самых действенных приёма для работы с этой группой детей:

  1. Необычное начало занятия. Для того, чтобы привлечь внимание детей к творчеству, хорошо помогаетэтот приём, детям очень понравилась музыкальная минутка в начале занятия. Детям было предложено угадывать песни по мелодиям, которые играл педагог. Такой вид деятельности позволяет добиться повышения интереса к обучениюв целом и развивает творческое начало у детей. После использования этого приёма 60% детей работали на занятиях усерднее и проявляли интерес.
  2. Рефлексия через оценку деятельности других детей. Это ещё один из приёмов, который помог этой группе. Каждый ребенок хотел узнать, что другим понравилось в его рисунке или песне, а что нет. Приём рефлексии учит детей оценивать деятельности других и более качественно подходить к созданию своей работы. В результате такого приёма уже 80% детей были заинтересованы, каждый хотел проявить себя.
  3. Метод «Соревнований». Жажда побеждать есть у большинства детей младшего школьного возраста, каждый хочет быть лучшим. Этот приём учит детей проигрывать и радоваться за других. Также помогает детям научиться работать в команде, а не только за себя. Командная работа является одним из самых эффективных приёмов, результат показал 100% заинтересованность детей.

Именно за счёт этих приёмов учебная мотивация детей в группе возросла до 90% от исходных 30% изначально. Самые шумные и незаинтересованные дети (6 мальчиков) показали средние результаты творческой деятельности, но они тоже начали проявлять интерес к занятиям.

Одним из наблюдений автора статьи стало то, что доля девочек лучше подвергалась коррекции учебной мотивации. В итоге, было проанализировано, что 30% детей (9 человек) из группы задумались над тем, чтобы более углубленно заняться творческой деятельностью и начать посещать специализированные занятия в дополнительном образовании.

В ходе проводимого исследования мы смогли описать самые распространённые причины возникновения низкой учебной мотивации и пытались найти приёмы, которые помогают в решение данной проблемы.

Также можно сделать следующие выводы: во-первых, проблема низкой учебной мотивации вполне решаема, во-вторых, использование на занятиях специально подобранных приёмов вовлечения, можетзначительно усилить интерес детей к новым знаниям и повысить их мотивацию, в том числе, в дополнительном образовании детей. Таким образом, применение разнообразных форм, методов и приёмов развития мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 317 с.
  2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
  3. Щукина Г.И., Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
  4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение,1971. - 351 с.
  5. Федеральные проекты. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/ (Дата обращения: 16.06.2021).
  6. Федосеев В.Н. Управление персоналом: Учебное пособие / В.Н.Федосеев. (Серия «Учебный курс»). - М.: ИКЦ «МарТ» Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 528 с.
  7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. // Пед. сочинения: В 6 т. Т. 5. - М.: «Педагогика», 1990. - 574 с.