Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о нравственных категориях и добродетелях в жизни человека и общества.
Задачи:
- Вспомнить основные нравственные добродетели, с их понятиями, сущностью, структурой и содержанием, обосновать их значение в обществе;
- Метапредметная - продолжить формирование умений анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явление; анализировать источники, извлекая из них новые факты, строить доказательства, делать выводы; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире;
- Коммуникативная - сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей. На основании понимания нравственного содержания доброты, гуманности, милосердия мотивировать себя к совершенствованию добрых и гуманных поступков. Давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей.
Оборудование урока:
- УМК
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Проектор
- Аппаратура
- Костюмы
- Декорации
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Класс делится на 4 группы.
Каждая группа принимает участие в дискуссии, высказывают свое мнение.
Каждая группа показывает свою театральную постановку, другие группы обсуждают поставленную проблему:
- 1 группа «Колодец»
- 2 группа «Ведро яблок»
- 3 группа «Трудно быть человеком»
- 4 группа «Огурцы»
Подведение итогов. Выставление оценок.
Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый урок на тему «Добродетель».
Каждый из вас, вероятно, задумывался над тем для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на эти вопросы можно назвать поиском смысла жизни. Смысл жизни - это представление каждого человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопросы: «Чего же они хотят от жизни? Для чего пришли в этот мир?» Жизнь и деятельность человека происходит в обществе. Ля того что бы регулировать процессы происходящие в обществе существуют юридические нормы и правила. С их помощью государство оценивает поведение человека и его действия. Государство может одобрить, осудить или наказать человека за его деятельность. Это правовая и государственная оценка. А что такое нравственная оценка? Кто ее ставит? Опираясь на что ее ставят? Что такое добродетель? И что такое порок?
Посмотрите на нашу доску. Вот так в древней Греции изображали Добродетель и Порок.
Скажите, почему по Вашему мнению Добродетель выглядит именно так? Почему так изображен Порок? Почему вместо языка у порока змея? Почему ноги Порока в огне?
А теперь давайте прочитаем пословицу и попробуем вместе пнять ее мудрость и значимость применительно к нашему уроку:
«Посей поступок - пожнешь привычку. Посей привычку - пожнешь добродетель или порок. Посей добродетель или порок - пожнешь характер. Посей характер - пожнешь судьбу».
Учитель:
1. Считаете ли вы, что один поступок может считаться как хорошим, так и плохим?
2. Как вы думаете, сможет ли существовать одно добро в обществе?
3. Почему люди, зная о добродетели, поступают порочно?
4. Как вы считаете, что такое милосердие и прощение?
Притча о блудном сыне
У одного человека было два сына; однажды сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?»
Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
- Какие чувства раскрывает эта притча?
- Почему отец обрадовался, ведь сын все наследство прогулял?
- Что он имел ввиду, когда сказал: «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»?
- Можно ли отца назвать милосердным?
- Отчего зависит милосердие?
Учитель: Вопросы связанные с моралью, понятиями добра и зла, добродетели и порока волновали людей с древности. Мудрецы, жившие в разных концах земли в разные времена искали ответы на вопросы: каким должен быть человек, по каким правилам ему следовать в жизни.
Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда, т.е. просветленный. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать, познавая мир. Он познал как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить лдей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Будда учит: не делай другим того, что сам считаешь злом.
Практически в тоже время, в царстве Лу жил философ Конфуций или учитель Куп. Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться, чтобы старики жили в покое, друзья были верные, а молодежь любила и почитала старших. Он говорил, что «только добро ведет к счастью».
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там появился первый человек Ману, прародитель людей. Он долго жил, был очень мудр и что бы научить людей жить по правде написал книгу «Законы Ману». Смысл Законов « не делай людям того, что причинило бы тебе боль».
Учитель: Ребята, каких древних философов мы с вами проходили?
Ученики: Сократ, Софокл, Эпиктет.
Притча о Сократе
Однажды какой-то человек, торговец кожами, по имени Критий, запыхавшись, прибежал к философу и народному учителю Сократу и радостно начал было свою речь:
- Знаешь ли ты, о Сократ, что рассказал мне некий афинский банщик о твоём друге, Алкивиаде?
- Подожди, - остановил его Сократ. - Сначала просей то, что собираешься мне сказать, через три сита.
- Три сита? - поинтересовался Критий.
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять слова, готовые сорваться с твоих уст. Во-первых, просей свои слова через сито правды. Уверен ли ты, Критий, что слова, которые ты собираешься произнести, так уж правдивы? Можешь ли ты поклясться Афиной, что услышанное тобой - чистая правда?
- Нет, - отвечал знакомый Сократа. Я слышал об этом от банщика, но не более того…
- Очень хорошо, - отвечал Сократ. Значит, ты не знаешь, правда это или нет и не поклянёшься жизнью, что сказанное банщиком - правда? Просеем же слова, готовые сорваться с твоих уст, через второе сито - сито доброты. Хочешь ли ты сказать о моём друге нечто хорошее, правильно ли я тебя понял?
Собеседник Сократа, Критий, густо покраснел и покачал головой...
- Так значит, - продолжал спокойно Сократ, - ты, Критий, собираешься сказать о нем что-то, в чём нет ни капли доброты, но при этом ты даже не уверен, что всё это - правда?.. Пропустим же наконец твои слова, Критий, через третье сито - сито пользы. Скажи мне, друг, так ли уж необходимо мне, Сократу, или кому-нибудь другому из присутствующих здесь добропорядочных афинских мужей, услышать сейчас то, что ты так спешил мне рассказать, что даже запыхался, спеша по пыльной дороге сюда, в эту тихую рощу?
- Клянусь Зевсом, Сократ, - воскликнул Критий, - и тут ты прав! Пока я шёл сюда почти бегом, я думал, что необходимость тебе услышать это - так велика, что я даже боялся сюда опоздать, но теперь я не вижу в этом вообще никакой необходимости!
- Итак, - заключил Сократ, - ты видишь теперь, в том, что ты собирался сказать, не присутствует ни правды, ни доброты, ни пользы.
Зачем тогда говорить, Критий, ты согласен?
- О чем повествует эта притча?
- Как вы поняли, что такое правда? Что значит пропускать свою речь, слова через сито правды?
- Что такое доброта? Что она несет человеку? Что значит добрая речь, доброе слово? (Разве не добра желали Сократу - хотели ведь предупредить его о зломерениях друга…)
- Как понять - слова: пропускать речь через сито необходимости? (У Василия горит сарай. Так уж необходимо Ивану об этом сообщать?)
Сцены приготовленные ребятами
«Колодец»
- Почему дедушка про первого человека сказал, это не человек?
- Почему про второго сказал, что он обыкновенный человек?
- А третьего можно назвать человеком?
«Ведро яблок»
- Что такое терпение?
- Можно ли доброго соседа назвать терпеливым?
- Если бы второй человек был бы не терпелив, зол, порочен, что в результате могла бы случиться?
- Почему соседи должны жить мирно?
«Трудно быть человеком»
- Кому возвращение было важнее: женщине или ребятам?
- Какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить ее?
- Можно ли о поступке девочек сказать, что это результат нравственного выбора? А мальчика?
- Почему быть человеком трудно? И почему он все-таки пошел следом?
«Огурцы»
- Котьку можно назвать мужественным?
- Можно ли ситуацию назвать уроком?
- Качества Котьки?