План-конспект открытого урока в 4-м классе "Добродетель"

Разделы: Классное руководство, ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: Добродетель


Тип урока: повторение и закрепление полученных знаний с использованием информационных технологий

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о нравственных категориях и добродетелях в жизни человека и общества.

Задачи:

  • Вспомнить основные нравственные добродетели, с их понятиями, сущностью, структурой и содержанием, обосновать их значение в обществе;
  • Метапредметная - продолжить формирование умений анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явление; анализировать источники, извлекая из них новые факты, строить доказательства, делать выводы; интегрировать знания и применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире;
  • Коммуникативная - сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей. На основании понимания нравственного содержания доброты, гуманности, милосердия мотивировать себя к совершенствованию добрых и гуманных поступков. Давать нравственную оценку злым и жестоким поступкам людей.

Оборудование урока:

  • УМК
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Проектор
  • Аппаратура
  • Костюмы
  • Декорации

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Класс делится на 4 группы.

Каждая группа принимает участие в дискуссии, высказывают свое мнение.

Каждая группа показывает свою театральную постановку, другие группы обсуждают поставленную проблему:

  • 1 группа «Колодец»
  • 2 группа «Ведро яблок»
  • 3 группа «Трудно быть человеком»
  • 4 группа «Огурцы»

Подведение итогов. Выставление оценок.

Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый урок на тему «Добродетель».

Каждый из вас, вероятно, задумывался над тем для чего человек приходит в этот мир, что он должен в нем сделать. Ответы на эти вопросы можно назвать поиском смысла жизни. Смысл жизни - это представление каждого человека о его месте в обществе, его целях и задачах, его предназначении на земле. Но чем старше становятся дети, тем сложнее им отвечать на вопросы: «Чего же они хотят от жизни? Для чего пришли в этот мир?» Жизнь и деятельность человека происходит в обществе. Ля того что бы регулировать процессы происходящие в обществе существуют юридические нормы и правила. С их помощью государство оценивает поведение человека и его действия. Государство может одобрить, осудить или наказать человека за его деятельность. Это правовая и государственная оценка. А что такое нравственная оценка? Кто ее ставит? Опираясь на что ее ставят? Что такое добродетель? И что такое порок?

Посмотрите на нашу доску. Вот так в древней Греции изображали Добродетель и Порок.

Скажите, почему по Вашему мнению Добродетель выглядит именно так? Почему так изображен Порок? Почему вместо языка у порока змея? Почему ноги Порока в огне?

А теперь давайте прочитаем пословицу и попробуем вместе пнять ее мудрость и значимость применительно к нашему уроку:

«Посей поступок - пожнешь привычку. Посей привычку - пожнешь добродетель или порок. Посей добродетель или порок - пожнешь характер. Посей характер - пожнешь судьбу».

Учитель:

1. Считаете ли вы, что один поступок может считаться как хорошим, так и плохим?
2. Как вы думаете, сможет ли существовать одно добро в обществе?
3. Почему люди, зная о добродетели, поступают порочно?
4. Как вы считаете, что такое милосердие и прощение?

Притча о блудном сыне

У одного человека было два сына; однажды сказал младший из них отцу: «Отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».

А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?»

Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка».

Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

  • Какие чувства раскрывает эта притча?
  • Почему отец обрадовался, ведь сын все наследство прогулял?
  • Что он имел ввиду, когда сказал: «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»?
  • Можно ли отца назвать милосердным?
  • Отчего зависит милосердие?

Учитель: Вопросы связанные с моралью, понятиями добра и зла, добродетели и порока волновали людей с древности. Мудрецы, жившие в разных концах земли в разные времена искали ответы на вопросы: каким должен быть человек, по каким правилам ему следовать в жизни.

Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда, т.е. просветленный. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать, познавая мир. Он познал как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить лдей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Будда учит: не делай другим того, что сам считаешь злом.

Практически в тоже время, в царстве Лу жил философ Конфуций или учитель Куп. Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться, чтобы старики жили в покое, друзья были верные, а молодежь любила и почитала старших. Он говорил, что «только добро ведет к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там появился первый человек Ману, прародитель людей. Он долго жил, был очень мудр и что бы научить людей жить по правде написал книгу «Законы Ману». Смысл Законов « не делай людям того, что причинило бы тебе боль».

Учитель: Ребята, каких древних философов мы с вами проходили?

Ученики: Сократ, Софокл, Эпиктет.

Притча о Сократе

Однажды какой-то человек, торговец кожами, по имени Критий, запыхавшись, прибежал к философу и народному учителю Сократу и радостно начал было свою речь:

- Знаешь ли ты, о Сократ, что рассказал мне некий афинский банщик о твоём друге, Алкивиаде?

- Подожди, - остановил его Сократ. - Сначала просей то, что собираешься мне сказать, через три сита.

- Три сита? - поинтересовался Критий.

- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять слова, готовые сорваться с твоих уст. Во-первых, просей свои слова через сито правды. Уверен ли ты, Критий, что слова, которые ты собираешься произнести, так уж правдивы? Можешь ли ты поклясться Афиной, что услышанное тобой - чистая правда?

- Нет, - отвечал знакомый Сократа. Я слышал об этом от банщика, но не более того…

- Очень хорошо, - отвечал Сократ. Значит, ты не знаешь, правда это или нет и не поклянёшься жизнью, что сказанное банщиком - правда? Просеем же слова, готовые сорваться с твоих уст, через второе сито - сито доброты. Хочешь ли ты сказать о моём друге нечто хорошее, правильно ли я тебя понял?

Собеседник Сократа, Критий, густо покраснел и покачал головой...

- Так значит, - продолжал спокойно Сократ, - ты, Критий, собираешься сказать о нем что-то, в чём нет ни капли доброты, но при этом ты даже не уверен, что всё это - правда?.. Пропустим же наконец твои слова, Критий, через третье сито - сито пользы. Скажи мне, друг, так ли уж необходимо мне, Сократу, или кому-нибудь другому из присутствующих здесь добропорядочных афинских мужей, услышать сейчас то, что ты так спешил мне рассказать, что даже запыхался, спеша по пыльной дороге сюда, в эту тихую рощу?

- Клянусь Зевсом, Сократ, - воскликнул Критий, - и тут ты прав! Пока я шёл сюда почти бегом, я думал, что необходимость тебе услышать это - так велика, что я даже боялся сюда опоздать, но теперь я не вижу в этом вообще никакой необходимости!

- Итак, - заключил Сократ, - ты видишь теперь, в том, что ты собирался сказать, не присутствует ни правды, ни доброты, ни пользы.

Зачем тогда говорить, Критий, ты согласен?

  • О чем повествует эта притча?
  • Как вы поняли, что такое правда? Что значит пропускать свою речь, слова через сито правды?
  • Что такое доброта? Что она несет человеку? Что значит добрая речь, доброе слово? (Разве не добра желали Сократу - хотели ведь предупредить его о зломерениях друга…)
  • Как понять - слова: пропускать речь через сито необходимости? (У Василия горит сарай. Так уж необходимо Ивану об этом сообщать?)

Сцены приготовленные ребятами

«Колодец»

  1. Почему дедушка про первого человека сказал, это не человек?
  2. Почему про второго сказал, что он обыкновенный человек?
  3. А третьего можно назвать человеком?

«Ведро яблок»

  1. Что такое терпение?
  2. Можно ли доброго соседа назвать терпеливым?
  3. Если бы второй человек был бы не терпелив, зол, порочен, что в результате могла бы случиться?
  4. Почему соседи должны жить мирно?

«Трудно быть человеком»

  1. Кому возвращение было важнее: женщине или ребятам?
  2. Какие чувства испытала женщина, когда ребята вернулись поблагодарить ее?
  3. Можно ли о поступке девочек сказать, что это результат нравственного выбора? А мальчика?
  4. Почему быть человеком трудно? И почему он все-таки пошел следом?

«Огурцы»

  1. Котьку можно назвать мужественным?
  2. Можно ли ситуацию назвать уроком?
  3. Качества Котьки?