Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.
Класс: 7.
Место урока в теме: 1 из 3 уроков данной темы.
Тип урока: изучение нового материала, закрепление ранее изученного.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Приемы: рассказ-предположение, инсерт, синквейн.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель: Формирование у учащихся представления о лесных пожарах и причинах возникновения пожароопасных ситуаций в лесу.
Задачи:
- Обобщить знания о лесных пожарах и изучить основные причины их возникновения.
- Содействовать формированию понимания проблемы опасности природных пожаров для экологической обстановки региона.
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- Расширять кругозор учащихся.
I. Организационный момент (1 мин.)
Учитель: Добрый день! Я рада встрече с вами, желаю хорошего настроения и творчества на уроке.
II. Стадия вызова (14 мин)
На фазе вызова учащимися обозначена тема урока и использован прием «Рассказ-предположение»
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с опасными природными явлениями, происходящими на территории России.
Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме.
Учитель: Назовите опасные природные явления, характерные для Иркутской области.
Ученики: Землетрясения, наводнения, сильные морозы, паводки и т.д.
Учитель: Внимание, вопрос! В какой природной зоне расположена наша область?
Ученики: Наша область расположена в зоне лесов.
Учитель: Какое, по вашему мнению, самое распространенное опасное природное явление, происходящее ежегодно и наносящее неоценимый ущерб природе, экономике и угрожающее жизни и здоровью людей? Это явление возникает весной при наступлении сухой и ветренной погоды.
Ученики: Пожары.
Учитель: Какому опасному явлению будет посвящен сегодняшний урок?
Сформулируйте предлагаемые варианты для обозначения темы.
Ученики: «Огонь и лес», «Природные пожары», «Опасность в лесу», «Лесные пожары» и т.д.
Учитель: Выберем одну из тем, предложенных вами и запишем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока «Лесные пожары».
Прошу прослушать следующие строки, их автор В.Шефнер:
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Итак, что же такое, по вашему мнению, природные пожары? Каковы причины их возникновения? Для ответа на эти вопросы предлагаю вам написать рассказ-предположение по ключевым словам: костер, туристы, ветер, гроза, лес, опасность, искра.
Учащиеся пишут рассказ, опираясь на личный опыт и полученные ранее знания.
По завершении работы заслушиваются несколько рассказов (по желанию детей). Возможно, что учащиеся озвучат ошибочные или противоречивые суждения. Важно способствовать бесконфликтному обмену мнениями. На данном этапе работает правило: «Любое мнение учащегося ценно». Учитель помогает ученикам разрешить возможные заблуждения.
Учитель: Каковы основные причины загорания лесов?
Заслушиваются ответы учеников.
III. Стадия осмысления. (20 мин.)
На фазе осмысления проходит самостоятельная работа учащихся по приобретению нового знаний, поиск истины, поддержка устойчивого интереса к теме урока через прием «Инсерт»
Учитель: Ребята, а сейчас обратимся к информационным листам (листы находятся на партах учащихся). Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях:
- «V» - уже знал;
- «+» - новое;
- «-» - думал иначе;
- «?» - не понял.
По окончании чтения текста самостоятельно заполняем таблицу «Инсерт» (таблица находится в информационном листе).
«V» - уже знал |
«+» - новое |
«-» - думал иначе |
«?» - не понял, есть вопросы |
После заполнения таблицы ребята приступают к обсуждению в классе, обращая внимание на графу «?».
Обсуждение проходит под руководством учителя.
На стадии осмысления для тех, кто работает с опережением, можно предложить следующие задания:
- Группа туристов остановилась в лесу на привал у ручья. Все устали, и руководитель принял решение развести костер и приготовить ужин. Какие основные правила необходимо соблюдать, останавливаясь в лесу на отдых?
- Прогуливаясь по лесу, вы почувствовали порывы горячего воздуха и увидели задымленность, идущую от почвы. Какие предположения вы можете сделать? И как безопасно поступить в данной ситуации?
Ответы учеников, выполнивших эти задания, сдаются учителю без оценивания для анализа на следующем уроке.
Учитель: Сделайте первоначальные выводы о причинах лесных пожарах.
IV. Рефлексия (10 мин)
На фазе рефлексии оценивается деятельность учащихся, уровень принятия новой информации, проходит обмен мнениями и логический переход к новым темам через приём «Синквейн».
Учитель: Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги. Что нового узнали сегодня на уроке? Какая информация была интересна и полезна? - Что вызвало у вас трудности?
Заслушиваются ответы учащихся.
Выставление оценок за урок.
Учитель: В заключении задание - составить синквейн по теме урока. Заслушивание составленных синквейнов и оценивание учащимися.
Например:
Огонь
Беспощадный, неукротимый,
Губит, угрожает, загрязнет.
Берегите лес - наше богатство!
Опасность.
Учитель: Мы постоянно говорим о том, что пожар легче предотвратить, чем тушить. На следующем уроке мы познакомимся с профилактическими мерами по предупреждению лесных пожаров и поговорим о способах их тушения.
Домашнее задание: используя дополнительную литературу или СМИ, подготовить сообщение, содержащее статистику или обзор причин лесных пожаров по районам нашего региона.