Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка. Основа из основ чтение текста и аудирование

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык, Функциональная грамотность


В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Для этого мы все больше и больше используем интернет-ресурсы.

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков через аудирование, чтение, письмо, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка.

При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Элементарное вроде бы задание прочитать текст, а для многих ребят это задание вызывает затруднение. И при сдаче ВПР дети не могут справиться. Так как, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.

Ведущий российский психолог и лингвист, Алексей Алексеевич Леонтьев писал «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [3].

В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д., то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». Современная образовательная парадигма, основывающаяся на концепции «образования через всю жизнь» (англ. «life-long learning»), выделяет функциональную грамотность как ключевое понятие компетентного подхода и вместе с тем как одну из наиболее актуальных проблем образования. Актуальность вопроса формирования функциональной грамотности среди учащихся основной общеобразовательной школы обуславливается несоответствием школьного образования требованиям, предъявляемым социумом и временем, так показывают исследования организации (PISA) [1].

В связи с этим, в современном преподавании иностранного языка, и в частности, английского, обучение чтению «не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью» [3].

Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты); умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение пользоваться источниками и ссылаться на них; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов; способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом. И аудирование должно идти параллельно с чтением.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.

Так что же характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения и восприятия его на слух? Прежде всего, это ученик, который может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А.Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой. [2, 6].

Безусловно, работа по обучению прогнозированию содержания текста в начале работы над ним играет и мотивирующую роль: неизменное последующее задание «прослушай», «прочитай», «проверь», подразумевает проверку высказанных прогнозов, приобретает личностно значимый характер для каждого ученика. И учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания.

При этом, при составлении заданий на функциональную грамотность учителю важно ответить самому на следующие вопрос: какую цель они преследуют, какой уровень понимания текста закрепляют или проверяют?

В исследовании PISA, как отмечают Л.Рождественская, И.Логвина, грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:

  1. поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
  2. поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
  3. поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
  4. поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
  5. понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста [2, 6].

Одним из самых типовых заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания на выбор альтернатив верно/неверно. Ученик несколько раз внимательно просматривает текст с определенной целью - найти нужную информацию или убедиться, что она отсутствует в тексте. Но может быть и более дальновидное использование заданий типа «верно - неверно». Например, можно предложить ученикам самим обработать текст, применив этот инструмент. Формулировки заданий на выбор альтернатив могут быть следующими:

  1. Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту.
  2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.
  3. Какое из утверждений соответствует тексту?
  4. Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.

Задание «верно», «неверно», «не сказано», выполняет проверочную функцию, а нередко (если задание предлагается до прочтения текста) и мотивирующую. Очень важен выход работы с текстом на устную речь - не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам. Здесь может помочь прослушивание текста или просмотр видео ролика. В наше время есть такие интернет ресурсы, где для учителям не сложно найти звуковое и видео сопровождение к тексту. И в помощь учителю есть разработки на российских сайтах: инфоурок- https://infourok.ru/ РЭШ - https://resh.edu.ru/

При отборе текстов необходимо руководствоваться следующими критериями: актуальность текста для учащихся, учитывать возрастные особенности целевой группы, наличие новой информации, фактов, понятий, имен, географических названий, дат и т.д., наличие иллюстраций, схем, диаграмм, наличие в тексте «фактов и мнений».[1]

К отличительным особенностям тестов на проверку функционального чтения относят: большой объем текста; неадаптированный текст; информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков; задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов; задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться.

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

  1. Текст должен быть ученику интересен.
  2. Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.
  3. Текст должен развивать кругозор.
  4. Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
  5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
  6. Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.
  7. Незнакомые слова должны быть прочтены учителем или быть представлены в сносках.
  8. Объем текста не должен превышать норму.
  9. Текст должен быть структурирован.
  10. В тексте не должно быть ошибок. [1]

Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.). Ученикам иногда трудно приходиться с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.

Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется не сплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.

Таким образом, мы видим, что основными упражнениями для развития функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом.

Как уже отмечалось, для того, чтобы текст стал основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста с учетом его жанровых и стилистических особенностей. Этой цели служат различные задания, создаваемые на базе изучаемых текстов.

Как известно, в учебной литературе кроме заданий на чтение и перевод, также есть до текстовые, текстовые и обобщающие задания. Не хотелось также принизить роль аудирования текста. Что такое аудирование (listening) - процесс восприятия и понимания устной речи. Это может быть текст, который зачитывают вслух, или беседа нескольких людей. В зависимости от вида аудирования, после прослушивания ученик должен кратко пересказать основной смысл сказанного или ответить на вопросы об услышанном. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания.

При подготовке для работы на уроке текстового материала преподаватель может самостоятельно разработать подобные задания с учетом хода педагогического процесса в группе, а также с учетом особенностей учащихся. При этом задания могут предъявляться учащимся дифференцированно, в зависимости от их уровня владения языковым материалом. Работа с текстом может осуществляться как на начальном, так и на последующих этапах обучения.

Для учащихся более продвинутого уровня целесообразно разрабатывать и применять задания повышенной сложности, а также проблемные задания, использовать тексты с мыслительной задачей.

Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом.

До текстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для восприятия конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку "стратегии понимания", умения прогнозирования. Например:

  • прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
  • посмотри на фото; скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото;
  • опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
  • дай определение следующим словам;
    • соедини слова с их определениями;
    • определи различные значения одного итого же слова;
    • найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
    • прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например:

  • прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
  • выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
  • составь план текста;
  • заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
  • передай основную идею текста несколькими предложениями.

Writing
Complete the sentences, using the fact file of the person.

Fact File

Means of transport

Bus

Model

Double-decker

Cost of the ticket

Frequency/regularity

Every 10 minutes

Seats

New, comfortable

Problems

The last bus - 9 p.m

A lot of tourists nowadays prefer buses to other means of transport. The most popular bus in London ____________. An average ticket ____________. You can buy it at most bus stops before boarding the bus. The bus runs ____________. So, you won't be late for the urgent meetin g. All the seats ____________. The only one problem - the last bus departs ____________ o'clock.

Это задание взято как пример на сайте РЭШ - https://resh.edu.ru/subject/lesson/6714/train/305339/

После текстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированной умения чтения и использования полученной информации:

  • ответь на вопросы по содержанию текста;
  • выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
  • заполни таблицу по содержанию текста;
  • пронумеруй события в порядке их очередности;
  • заполни предложения словами из текста;
    • высказать свое мнение к прочитанному;
    • составь вопросы к тексту;
    • подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.

Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить одно текстовые и много текстовые проблемные задачи.

Примеры одно текстовых проблемных заданий:

  • к тексту, в котором пропущена какая-либо композиционная часть, дать как можно больше вариантов этой части;
  • скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;
  • составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;
  • найдите выход из ситуации (на базе рассказов-головоломок).

Примеры много текстовых проблемных заданий:

  • прочтите тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу, что еще можно добавить от себя?
  • соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.

Подводя итог к выше сказанному, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий с аудио и видео материалом способствует развитию функциональной грамотности учащихся, комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательной и вдумчивой работе на уроке. Такие задания мотивируют учащихся и расширяют кругозор.

Литература и источники

  1. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1
  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
  3. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/под ред. А.А.Леонтьева. М. Баласс, 2003.С.35.
  4. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Астана, 2013.
  5. Панфилова Е.И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015.
    URL: http://ekoncept.ru/teleconf/65081.html-ISSN. стр. 51-55
  6. РЭШ- https://resh.edu.ru/subject/