Стремительное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также их интенсивное использование в учебном процессе повлекли за собой значительные изменения в системе образования. Данные изменения затронули не только структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения, но и ее стратегическую ориентацию. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» наиболее важными отличительными чертами перспективной системы образования должны стать:
- открытость образования будущему;
- свободное пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс;
- личностная направленность процесса обучения;
- развитие информационной культуры;
- изменение роли преподавателя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире. [1]
Приобщение к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, выведет культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Переход от традиционной методики преподавания иностранных языков к обучению с применением инновационных технологий обучения на сегодняшний день неизбежен [8].
В настоящее время необходимо привести методику преподавания иностранного языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий.
Что же такое «инновационная образовательная технология»? Бондаренко О.В. определяет инновационные образовательные технологии как комплекс, включающий в себя три взаимосвязанных составляющих:
- Современное содержание обучения, которое передается учащимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
- Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основывающиеся на взаимодействии учащихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
- Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения. [2]
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные инновационные технологии. Среди них можно выделить следующие:
- Метод проектов. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты могут быть самыми разнообразными: (по М.Е.Брейгиной) монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя на практике очень часто приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это комплексный подход к изучению языка, состоящий из нескольких уровней и затрагивающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов оказывает положительное влияние на развитие активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. [3] Метод проектов способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, Применение проектной формы работы является очень актуальным, так как позволяет учащимся применять накопленные знания по предмету.
- Еще одной инновационной технологией является технология сотрудничества. Основная идея заключается в том, что на уроке создаются условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик несет ответственность не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся в процессе совместной работы стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые хорошо разобрались в задании. Главное преимущество такого подхода в том, что выигрывает весь класс, так как в совместной работе ликвидируются пробелы.
- Так же, одной из важнейших инновационных технологий в обучении иностранному языку является использование мультимедийных и компьютерных средств обучения. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается аудио-видео информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. Компьютерные технологии активно используются на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков, во внеклассной работе. Использование компьютера, интерактивной доски и других мультимедийных средств позволяет сделать урок интересным, информативным для учащихся всех возрастных групп и по-настоящему современным. Это способствует формированию познавательной активности школьников и, соответственно, повышению качества знаний. [4] Одним из наиболее доступных мультимедийных средств следует признать электронный учебник. Их преимущество заключается в том, что они позволяют наглядно представить материал (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.); возможна быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала. Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала); есть возможность своевременной корректировки учебника по мере появления изменений (электронный учебник располагается в одном определенном месте виртуального пространства, доступ к которому имеют миллионы людей; для того, чтобы добавить или исправить что-либо, достаточно внести изменения в один файл, и завтра миллионы людей будут иметь отредактированную версию старого учебника).
- Не мало важным инновационным средством обучения является применение учебных игр. Они формируют новые подходы во взаимоотношениях «учитель-ученик» и «ученик-ученик». В игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, то есть она обеспечивает познание и усвоение действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности. «Без игры нет и не может быть полноценного развития», - писал В.А.Сухомлинский [5]. А.С.Макаренко и другие советские педагоги утверждают, что надо широко применять игру в учебном процессе, так как она дает возможность облекать познание мира в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями [6]. Применение различных игр на уроке иностранного языка позволяет овладеть языком в занимательной форме, способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, поддерживает интерес к изучению иностранного языка [7]. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие [8]. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра-это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
- Интерес так же представляет использование элемента инновационной технологии «языковой портфель». В его основу заложено соотнесение российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами. Применение данной технологии является отправной точкой для создания единого образовательного пространства. Тестирование является основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля. Обучаемый несет сознательную ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная технология приводит к тому, что учащиеся постепенно учатся самостоятельно овладевать информацией. В целом, языковой портфель многофункционален и способствует развитию многоязычия. [9]
- Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Преподавание иностранного языка с использованием сети Интернет началось относительно недавно. Однако темпы распространения данных технологий невероятно стремительны. На сегодняшний день Интернет-технологии на уроках иностранного языка применяются достаточно широко, например, переписка с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты; участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода; создание и размещение в сети сайтов и презентаций - они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. [10]
Применение инновационных технологий в обучении иностранному языку является неотъемлемой частью современного учебного процесса и позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку на всех этапах.
Библиографический список
- Белкова, М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка [Текст]/ М.М.Белкова. - М.: Издательство Просвещение, 2008. - 256 с.
- Бершадский, М. Информационная компетентность. [Текст]/ М.Бершадский. - М.: Издательство Народное образование, 2009. - 139 с.
- Браун, Д.Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход. [Текст]/ Д.Р.Браун. - М.: Издательство Народное образование, 2006. - 119 с.
- Галиулина, Т.Н. Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий [Текст]/ Т.Н.Галиулина. // Управление современной школой. Завуч. - 2003.- №6.- С.8-10.
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. [Текст]/ Н.Д.Гальскова. - М.: Издательство АРКТИ, 2004. - 321 с.
- Гусельникова, Е.В. Как работает школьный Интернет-класс [Текст]/ Е.В.Гусельникова. - М.: Издательство АРКТИ, 2000. - 143 с.
- Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка [Текст]/ Т.В.Душеина // Иностранный язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 67-70.
- Гальперин, П.Я. Современная методика английского языка. [Текст]/ П.Я.Гальперин. - М.: Издательство Просвещение, 1995. - 367 с.
- Ермаков, Д.Н. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся. [Текст]/ Д.Н.Ермаков. - М.: Издательство Народное образование, 2009. - 259 с.
- Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. [Текст]/ Г.В.Рогова, Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. - М.: Издательство Просвещение, 1991.-182 с.