На каждом возрастном этапе человек сталкивается с трудностями адаптации к изменившимся условиям существования. Процесс адаптации - это приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека. Успешность преодоления трудностей на определенном этапе является залогом успешного развития человека в будущем.
С поступлением в детский сад в жизни ребенка наступает совершенно новый период. Все новое: новых взрослых, новую обстановку не все дети принимают безболезненно. К причинам возникновения дезадаптации ребенка в детском саду ученые, исследователи относят: необходимость осваивания нового пространства ребенком, отсутствие родных и близких, необходимость установления доверительных взаимоотношений с новым взрослым-педагогом, уменьшение внимания к личности ребенка, наличие четкого режима дня, необходимость подчиняться правилам группы, постоянное присутствие сверстников на протяжении всего дня.
Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание предметно-развивающей среды, которая бы обеспечивала творческую деятельность каждого ребенка. Такая среда служит стимулятором моторной, сенсорной, познавательной и творческой активности, развитию коммуникативных навыков и накоплению социального опыта.
Отсутствие родных и близких для ребенка является травмирующим фактором. Не каждый ребенок легко расстанется с родными людьми, с которыми общался на протяжении долгого времени, пока подрастал. Оформление в группе стендов «Моя семья», «Любимый уголок родного города», на которых размещены фото ребенка с родными людьми во время экскурсий и путешествий, дает возможность ребенку вспомнить счастливые моменты жизни и перенести их в новую реальность.
Установление доверительных взаимоотношений с новым взрослым-педагогом, общение с ним, совместная деятельность, общие переживания способствуют личностному развитию ребенка. Большим успехом у детей пользуются подвижные игры: «Лисонька-лиса», «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Совушка» и др. Сначала ведущим становится взрослый, а потом сами дети. В игре развивается умение действовать по правилу, ловкость движений, закрепляются положительные эмоции.
Накопление папок с творческими работами-портфолио, помогает видеть динамику в развитии каждого ребенка. Установление четкого режима дня способствует легкому привыканию к разным видам деятельности в детском саду.
Вхождение в детский коллектив ставит перед ребенком задачу научиться договариваться друг с другом, помогать друг другу, сопереживать тому, кто рядом. В период поступления ребенка в дошкольное учреждение становится постоянным присутствие сверстников на протяжении всего дня. Задача педагога организовать позитивное взаимодействие детей, чтобы научить их общаться, действовать сообща. Парная работа, работа в микрогруппах способствуют наиболее полному самовыражению каждого ребенка. Разработка групповых занятий дает возможность сделать адаптацию детей к садику безболезненной, мягкой.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы.
Тема: «Я +Я = МЫ»
Цель: содействие в успешной адаптации детей в детском саду.
Задачи: развитие навыков конструктивного общения у детей, сплоченности детского коллектива, развитие умения проявить себя в коллективе, воспитание взаимовыручки.
Оборудование: карточки с изображением хороших и плохих поступков детей, плакат «Хорошие привычки».
Программное содержание
1. Приветствие
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик печку топил.
Этот пальчик кашку варил.
Этот пальчик все поел.
Оттого и потолстел.
- Ребята, честно поступил последний пальчик? (Нет, он не помогал другим. Он только все покушал. А все старались.)
2. Ребята, как вы думаете, когда людям легче живется вместе или поодиночке? Почему? (Да, в давние времена люди вместе собирали урожай, строили дома, боролись с врагами.)
Игра «Удержи равновесие» (в парах) Дети пытаются стоять на одной ноге, не касаясь друг друга. А теперь дети встают парами, берутся за руки. Нужно устоять на одной ноге. Скажите, когда легче было стоять на одной ноге? (Когда держались за руки) Почему? (Друг помогал.)
3. Игра «Подбери пару» Воспитатель называет слово и бросает мяч детям по очереди, а дети подбирают противоположное по значению слово и возвращают мяч: большой - (маленький), кислый - (сладкий), храбрый - (трусливый), веселый - ...(грустный), злой - (добрый) и т.д.
4. Физкультминутка
Руки вверх, вперед и вниз,
Вправо, влево наклонись,
Раз - прыжок, два - прыжок.
Покружись теперь, дружок.
5. Игра «Песенка по кругу»
Детям нужно спеть детскую песенку, каждый поет свою строчку по очереди.
6. Итог
- Ребята, а какие вы знаете добрые слова?
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече … (здравствуйте).
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день.)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
Не забудьте, на прощанье говорим мы … (до свидания)
Литература
1. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.
2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009.
3. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация в детском саду ребенка раннего возраста. - М.: Цветной мир, 2009.