Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности и культуры.
Задачи: познакомить с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; объяснить смысл Крещения; выяснить какую роль сыграло православие в истории России.
Планируемые результаты.
- Предметные: знакомство с причинами принятия Христианства на Руси, с понятиями: Церковь, Крещение.
- Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текста и осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами, установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, готовность слушать собеседника и вести диалог.
- Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Основные термины и понятия: Церковь, Крещение.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыка «Звон колоколов», видеофрагмент «Выбор веры», карточки с таблицей, карточки с заданиями для групповой работы с отрывками из книг М.В.Толстого «История Русского православия» и Н.Д.Богдановой «Крещение Руси», учебник.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Звучит музыка (звон колоколов).
- Какие чувства у вас вызывает звучание колоколов? Что представляете, когда слышите звук колокола? Где можно услышать колокольный звон?
- Ребята, как называется наше государство? (Россия)
- А какая она по вашему мнению? Подберите прилагательные для её описания.
А как вы охарактеризуете Россию с точки зрения религиозной культуры? (Православная, христианская, святая)
Всегда ли Русь, по вашему мнению, была православной?
2. Актуализация знаний и постановка темы урока
У каждого ученика на парте лежит карточка с таблицей, состоящей их трех граф.
В левой колонке помещены вопросы, в средней колонке обучающийся должен отметить + или -, знает он ответ на этот вопрос или нет. (Приложение 1)
- Откуда и когда христианство пришло на Русь?
- Кто был тот человек, который решил принять православную веру в нашем государстве?
- По какой причине именно эта вера была выбрана?
- Какие люди в жизни этого человека повлияли на этот выбор?
- Какое значение имело принятие христианства на Руси?
- Надеюсь к концу урока мы сможем ответить на все вопросы
- Сформулируйте тему нашего урока. (Как христианство пришло на Русь.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; выясним, как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство, какую роль сыграло православие в истории России.
3. Изучение нового материала
- Откройте учебники на стр. 54-55 и прочитайте 1-3 абзацы статьи «Рассказ о выборе веры».
- На самом раннем этапе истории нашей страны её жители были знакомы с религиями, которые существуют в нашей стране и сейчас, - с христианством, исламом, иудаизмом.
- Прочитайте 5-6 абзацы на стр.55.
- В пользу какой религии был сделан выбор князем Владимиром?
- Каждый ли христианин должен креститься? Когда это обычно происходит? Кто знает?
- Крещение - это церковное таинство. Человек погружается в воду с призыванием Бога и надеждой на Его помощь. Обычно крестят маленьких детей, но если человек не был крещён в детстве, то он может креститься в любом возрасте, но только один раз. Если у него возникнет нужда обновить душу, то это возможно только через покаяние, которое называют вторым крещением.
- Первые христиане на Руси крестились, будучи взрослыми, состоявшимися людьми. Они делали это добровольно, изучив и осмыслив христианское учение. Но таких людей было немного. Русь была языческим государством. Кто знает, кто такие язычники?
- Язычники - это люди, которые поклоняются многим божествам - идолам. По представлениям язычников мир состоит из добрых и злых духов природы и нужно стараться угождать им. А для этого им нужно приносить жертвы: продукты питания, животных и даже людей. Можно представить, насколько жестокие нравы царили на Руси. Все русские князья были язычниками, пока княгиня Ольга не приняла христианство. В 957 году она специально поехала в Константинополь - столицу Византии - чтобы креститься. В крещении она получила имя Елена. Согласно Житию, Ольга всей душой приняла высокие нравственные идеалы христианства, главные Божии заповеди. Вернувшись в Киев, она построила один из первых русских христианских храмов - деревянный храм Святой Софии в Киеве и прославилась добрыми делами милосердия и помощи. Позже она была причислена к лику святых.
Крестителем Руси было суждено стать князю Владимиру, внуку княгини Ольги. О том, что это был за человек, мы узнаем из рассказа ребят. (Сообщения 1-2 учеников)
Князь Владимир родился около 960 года в селе Будутино, Псковской области. Отец - князь Святослав. Мать его, Малуша была дочерью князя Древлянского. Мальчика назвали русским языческим именем Володимир - владеющий миром, владеющий особым даром мира. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником. Он возглавил поход против своего брата Ярополка-христианина и, победив его, стал полновластным князем Киева. Он расширял и оборонял пределы княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Несмотря на то, что воспитывался он, как и его братья, святой равноапостольной княгиней Ольгой, христианского учения сначала не принял.
- О том, как происходил выбор веры вы узнаете из видеофильма.
Просмотр отрывка «Выбор веры» https://www.youtube.com/watch?v=MeudiMAE7y0
- Долго ли Владимир выбирал веру для Руси? Почему?
- Что же повлияло на его выбор?
- Князь Владимир принял Крещение в городе Корсунь. В Крещении он принял имя Василий. Вернувшись в Киев, Владимир крестил своих детей и призвал народ принять крещение. Он велел идти к Днепру. Народ рассуждал: «Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами». Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день. После крещения Владимир прочитал громко молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он научил истинной вере.
Физминутка (Игра «Да-Нет»)
Проверим, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Я буду высказывать утверждения, а вы внимательно меня слушать. Если утверждение верное, то вы поднимаете руки вверх и машете ими. Если утверждение неверное, то вы ставите руки на пояс и делаете повороты в сторону.
- Князь Владимир в крещении принял имя Алексий. (нет)
- Первые мученики Руси Феодор и Иоанн. (да)
- Владимир крестился в городе Корсунь. (да)
- Храм Святой Софии в Киеве построил Владимир. (нет)
- Княгиня Ольга в крещении стала Еленой. (да)
- Крещение - это присоединение к Церкви. (да)
- Крещение киевлян происходило в реке Дон. (нет)
- Князь Владимир в крещении принял имя Василий. (да)
- Крещение киевлян происходило в реке Днепр. (да)
Спасибо, присаживайтесь. Продолжаем наш урок.
4. Самостоятельная работа по группам (работа с текстами)
- Как вы думаете, изменилась ли жизнь Владимира и Руси после принятия христианства?
Я предлагаю вам поработать в группах. Вы должны будете ознакомиться с текстами, лежащими у вас на партах, и ответить на вопросы к этим текстам.
- 1 группа, прочитайте отрывок из книги Михаила Владимировича Толстого «История Русского православия» и ответьте на вопросы:
- Какие изменения произошли в характере князя Владимира после принятия им Крещения?
Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»
«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая - для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая - для нищих; третья - для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!»
- 2 и 3 группы, прочитайте отрывки из книги Надежды Дмитриевны Богдановой «Крещение Руси» и ответьте на вопрос:
- Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?
2 группа.
Отрывок из книги Н.Д.Богдановой «Крещение Руси»
«При князе Владимире началось просвещение Руси. Он хотел превратить свой народ в просвещенную и культурную нацию. Поэтому началось христианское обучение народа. Как и при крещении, он начал с собственного семейства: его сыновья Ярослав, Мстислав, Изяслав и Борис были научены грамоте и сами читали книги. Стали открываться школы. Владимир «... повелел забирать детей у нарочитой чади и отдавать их на учение книжное». Забирая насильно детей знатных родителей, Владимир хотел, чтобы они, получив образование, стали будущими просветителями своего народа. Сколько тогда появилось школ и где именно, в летописи не сказано. Можно только предполагать, что они открылись не только в Киеве. Иаков мних пишет в «Житии...»: «И повелел попам по городам и селам людей по крещению приводить и детей учить грамоте», т.е., чтобы в каждом приходе при церкви была организована школа, где местное духовенство занималось бы обучением детей. Чему обучали в церковных школах? Конечно же славянской письменности, а, возможно, и церковному пению (если готовили священников). Рождаются удивительные литературные произведения.»
3 группа.
Отрывок из книги Н.Д.Богдановой «Крещение Руси»
«Вскоре после крещения киевлян великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их на местах прежних языческих кумиров. Первую церковь он построил на Перуновом холме во имя своего небесного покровителя святого Василия. Это была небольшая деревянная церковь, расположенная рядом с теремным двором князя. Подлинным же памятником Крещению Руси стала соборная церковь Пресвятой Богородицы, получившая впоследствии название Десятинной. Строили ее греческие мастера, «зиждители палат каменных», приглашенные Владимиром, украшали греческие живописцы. В возведении храма участвовали и русские. Начинается стремительный рост городов. В городах и селах развиваются различные ремесла: кузнечное, кожевенное, гончарное; прикладные искусства: литье, ковка, чеканка, финифть. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету».
(Заслушивание ответов на вопросы от каждой группы)
- Итак, ребята, с Христианством пришла на Русь письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, повсеместно распространялась грамотность. Принятие христианства способствовало расцвету культуры: иконопись, фреска, мозаика, неповторимые облики церквей и соборов, стремящиеся ввысь купола. Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена и давала им ощутить себя единым народом. Но сразу ли христианство получило распространение в обширных пределах Руси?
- Прочитайте в учебнике на стр. 56 в рубрике «Это интересно».
5. Рефлексия
Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали!
Вернемся к карточке, которую вы заполняли в начале урока. На все ли вопросы вы получили ответы? Какие вопросы появились у вас после изучения этой темы? Как вы думаете, где можно найти на них ответы.
А сейчас давайте поделимся впечатлениями, которые получили на уроке. Закончите предложения
- Я узнал (а), что _____________________
- Я был удивлен (а) тем, что ___________
- Мне понравилось ___________________
- Для меня крещение - это _____________
6. Домашнее задание
- Прочитать статью в учебнике на стр.56-61, составить план.
- Подготовить мини-сообщение на тему "Какое имя дал русский народ князю Владимиру и почему?"
- Придумать свои вопросы по теме.