Невротизация дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба

Класс: д/с


В каждой группе детского сада найдутся такие дети. Их немного, но они есть. Одни настолько тихие, что их легко не заметить. Другие настолько активные и шумные, что от них хочется спрятаться. Третьи страдают энурезом или энкопрезом. Четвертые сгрызают ногти до крови. Пятые устраивают истерики. Проявлений много, но причина этих поведенческих проблем зачастую одна и та же - невротизация. Не невроз в медицинском значении этого термина, а именно невротизация - эмоциональный дисбаланс, большая подверженность стрессам и низкая самооценка.

Причин невротизации и формирования невротической личности множество. Попробуем перечислить лишь некоторые из них:

1. Физиологические (то, что чаще всего не исправить)

  • Особенности физиологического строения и функционирования нервной системы. У людей существует два основных типа реагирования - активный и пассивный. Мы либо бежим, кричим, ловим, либо отдыхаем и спим. За регуляцию этих механизмов реагирования отвечают симпатическая и парасимпатическая нервные системы. Симпатическая регулирует активную фазу, парасимпатическая отвечает за отдых и расслабление. В норме они существуют в состоянии баланса, но у людей, склонных к невротическим реакциям преобладает симпатическая система, а парасимпатическая все время «опаздывает». Что это означает? Есть воздействие стимула (возможно, даже незначительного) - сразу включается чрезмерно активная реакция. А успокоиться человеку долго не получается. Что с этим делать? Нужно обратиться к врачу за консультацией, выполнять его рекомендации и учиться жить с такой нервной системой вашего малыша.

2. Психологические (то, что поддается коррекции)

  • Хроническая неудовлетворенность базовых потребностей. Если малыша раз за разом лишать своей любви, поддержки, внимания, тепла и заботы (не говоря уже о пище и безопасности), то ему придется учится бороться с этим миром, силком брать то, что ему нужно. Но моральных сил у маленького человечка на это недостаточно, и следствием такого развития событий будет перегруз психики. Это, конечно, крайний случай, но тем не менее, необходимо всегда помнить о важности проявлений заботы и любви к малышу.
  • Обильное воздействие раздражающих стимулов. Неконтролируемый просмотр мультфильмов, злоупотребление играми в телефонах и планшетах, чрезмерное изобилие впечатлений на праздниках, аттракционах, в активных играх… Количество примеров всего того, что может повлиять негативно на становление нервной системы ребенка огромно. Мы все не раз наблюдали то, с какой радостью ребенок кружится на каруселях. Но вскоре (у каждого по-разному, тут надо помнить, что у каждого ребенка свой порог чувствительности) малыш начинает кричать, капризничать, требовать что-то мало выполнимое, дело может дойти до слез и истерик и, вот, праздник испорчен. Что случилось? Да ничего особенного, просто ваш малыш устал. Ему нужно время, чтобы «переварить» все то, что он успел увидеть, услышать, почувствовать и пережить. Так как такая регулярная эмоциональная перегрузка и может запускать развитие чрезмерных нервных реакций/. То необходимо отслеживать эмоциональное состояние ребенка и вовремя обеспечивать ему покой, иногда даже невзирая на его протест.
  • Чрезмерность наказаний/отсутствие наказаний. Здесь все просто. Если малышу никак не обозначать границы правильного и неправильного поведения, то малыш начинает нервничать, ему приходится брать на себя ответственность за свое поведение, за поведение взрослых. А к этому, как мы помним, ребенок еще не готов. Да и жить в мире без границ тяжело и опасно. Все равно, как если бы мы с вами пытались управлять машиной в оживленном городе, где никто не соблюдает правил дорожного движения. Какими будут последствия такого воспитания? Крики, истерики, требования, скрытые страхи, вероятно появление агрессии. Если же границ излишне много, если ребенку все «нельзя» и все «не так», то невротизация себя проявит в излишней неуверенности, боязни ошибиться, ночных страхах и кошмарах. Здесь важно всегда помнить, что ваше педагогическое воздействие должно иметь четкую цель и должно соответствовать силе проступка. Наказание не должно быть жестоким и ваш крик - это всегда проявление слабости. Если у вас нет сил, то что вы сможете дать ребенку? Займитесь собой и дальше все наладится.

С причинами более-менее мы разобрались. Теперь другой вопрос - что со всем этим делать? Исправить принцип реагирования нервной системы вам вряд ли удастся. Вы, конечно, можете укреплять здоровье ребенка, возить его на море, следить за питанием, соблюдать режим сна и бодрствования. Все это укрепит не только здоровье, но и нервную систему вашего малыша. Полностью не исправит, но положительный эффект окажет.

С психологическими причинами проще разобраться: важно определить на что и почему реагирует ваш ребенок. И здесь далеко не последнюю роль играет возраст ребенка. Чем раньше вы заметите склонность к невротизации, тем более эффективными будут изменения вашего педагогического влияния. Но не забывайте, что психика детей очень подвижна и пластична и никогда не поздно попробовать исправить ситуацию. Если вы чувствуете, что сами не в состоянии определить причину невротизации и не знаете, как поступить, то вы всегда можете обратиться к специалисту и вместе с ним начать менять себя и восприятие своего ребенка.