Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: русский язык, орфографическая зоркость


«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи (американский философ и педагог)

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, меняются и требования к выпускнику начальной школы в рамках программы по русскому языку.

Выпускник начальной школы научится: осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков.

В соответствии с требованием ФГОС особое внимание учителю начальных классов нужно обращать на развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии - урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным. Поэтому, я стараюсь применять разнообразные приёмы, технологии, формы и методы повышения грамотности обучающихся.

Н.И.Рождественский писал: «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть" орфограммы.

  • Как помочь учащимся писать грамотно?
  • Как развивать орфографическую зоркость?
  • Как добиться грамотного письма у детей

Цель, которую я ставила перед собой - повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка в 1-4 классах.

Задачи:

  • провести теоретический анализ литературы по данной теме;
  • изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
  • изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
  • разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

Формирование орфографической зоркости - одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования. Они должны быть:

  • самостоятельными;
  • систематическими;
  • логическими;
  • устными и письменными.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость

1. Списывание

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

  • Внимательно прочитай предложение.
  • Повтори его, не заглядывая в текст.
  • Подчеркни в предложении все орфограммы.
  • Прочитай предложение орфографически.
  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
  • Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
  • Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того, рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста или восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т.д.

Для учеников 1 класса предлагаю такое задание: выпишите предложение, которое соответствует схеме.

Мы едем на дачу. Кругом поля. Там рос хлеб. Хорош урожай колхоза! Вот дача. Рядом сад.

2. Выпиши слова-синонимы, антонимы.

Для учеников 2 класса предлагаю такое задание: выпишите, только тот ряд слов, где есть родственные слова.

Вода, водный, водяной, водить, подводный.
Река, речка, речной, речушка.

3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

Для 3 класса предлагаю такое задание: сначала выписать слова с разделительным мягким знаком, а потом с мягким знаком, показателем мягкости согласного.

Крыльцо, ручьи, деревья, пальто, платье, вьюга, окуньки, пальцы, жизнь, крылья.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, напиши проверочные слова.

Для 4 класса предлагаю такое задание:

Прекрас…ное в…сеннее утро! Утренняя р…са бл…стит на тр…ве. Лё..кий в…терок шумит над д…рев…ями. Пок…залась з…лёненькая тра…ка. Утром воздух свеж…й и чистый.

5. Спиши слова определённой части речи.

Предлагаю такие задания: выпишите из предложений, все имена существительные.

Потемнело небо. Побежали грозовые тучи. Ударили по листьям крупные капли дождя.

6. Выпиши словосочетания.

Предлагаю такие задания: выпиши из предложения словосочетания:

Скворцы носили в гнездо перья, сухие листочки и травку.

2. Комментированное письмо - это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса.

Перед учеником-комментатором ставится задача - объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

Комментированные упражнения органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся.

Комментируемое письмо заключается в следующем:

  • учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;
  • один из учеников (вначале это лучший по успеваемости, а за ним тянутся остальные), не вставая с места и работая вместе с классом, громко проговаривает слово по слогам орфографически (первое предупреждение), никто не пишет;
  • затем он же комментирует (объясняет правописание) слово (второе предупреждение);
  • ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;
  • если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, его сразу заменяет другой ученик;
  • молчание учителя говорит о том, что класс может писать это слово.

Выполненная таким образом работа не требует вторичной проверки в классе. В ней не должно быть ошибок.

Ученики начинают комментировать правописание слов краткими правилами, потом одним - двумя словами из краткого правила, выделенных жирным шрифтом.
Комментирование на уроках вводить следует постепенно, с большим терпением и тактом. Уже на этапе обучения грамоте, когда малыши еще не умеют читать и писать, я знакомлю их с «пучками правил». Составляя предложения по заданной теме или рисунку, ученики определяют количество слов, пишут схему черточками и комментируют: «Первое слово в предложении пишется с большой буквы, слово от слова пишется отдельно, в конце предложения ставится точка». Они уже знают, что большая буква пишется в именах, отчествах, фамилиях, названиях рек, городов ... Всё объясняется в игровой форме: дети помогают Незнайке, отвечают на вопросы других сказочных героев с большим интересом и желанием. Грамматические структуры прочно запоминаются и сохраняются в памяти детей. С этого момента закладывается фундамент предупреждения ошибок - до их появления в тетради. Это благотворно сказывается на внутреннем состоянии и переживаниях ребенка, открывает ему доступ к рациональному использованию своих интеллектуальных и эмоциональных способностей. Положительные эмоции, которые дети получают от безошибочного письма, способствуют продвижению ребенка в личностном развитии. Я внушаю детям, что они всё смогут ... всё усвоят и узнают ... одни раньше, другие позже ... все будут успевать, было бы желание.

Предлагаю ученику объяснить вслух способ выполнения действия, я ставлю его перед необходимостью рассказать так, чтобы это действие было понятно другим, описать его наиболее полно. Дети, слушая товарища, могут исправить, дополнить его объяснение. Это приучает их внимательно слушать, уметь предварительно планировать свою работу, самостоятельно и осмысленно выполнять задание, переходить от внешних опор (напоминаний, показа вопросов) к внутренним, уметь отбирать из своего умственного багажа нужные знания. Без опоры на знания не может быть и решения задачи, а следовательно, не будет и мыслительной деятельности. Такое обучение даёт наибольший развивающий эффект.

Для 1 класса предлагаю такое комментированное письмо:

Кот Васька

Кот Васька грелся на крыльце. Он заметил птицу. Кот прыгнул. Птица улетела. Кот злился.

Для 2 класса:

Помощница

Таня пришла на кухню. Там стоял тазик водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.

Для 3 класса:

Весною сияет месяц за окном. Из травы глядит беленький глазок земляники. Бегут весёлые ручьи по улицам деревни. Налилась малина соком. Хорошо мы отдыхаем. Все мы любим лагерь свой.

Для 4 класса

При изучении темы «Состав слова. Однокоренные слова»

Утренняя морозная тишь. Вот поднялись издалека грядою длинные облака. Жил в озере золотистый карасик … ласково звали карасика - Васик. Подосиновик последний сдвинул шапку набекрень. Сшили Тане сарафанчик. Ночью пришёл первый заморозок. Крылышки у бабочки яркие, как цветочные лепестки. Во поле берёзонька стояла.

3. Письмо с проговариванием

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

4. Письмо с пропуском орфограмм

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5. Какографические упражнения

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

Например, для 1 класса даю неправильное написание элементов букв, неправильное написание соединение слогов.

для 2 класса:

В лесу

Мы идом влес. На лапах ели и йолки капли расы.Сухой лист упал на пен.

6. Скоростное письмо

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
  2. Самостоятельное чтение хором.
  3. Объяснение орфограмм (коллективно).
  4. Считают количество предложений в тексте.
  5. Чтение по предложениям.
  6. Орфографическое чтение.
  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
  8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
  9. Проверка написанного.

7. Письмо по памяти

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

  1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
  2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
  3. Упражнение в запоминании.
  4. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
  5. Запись.
  6. Проверка

Для 1 класса

  1. Улитка! Улитка!
    Покажи рога!
  2. Что такое хорошо и что такое плохо?
    (В.Маяковский)
  3. Стоит в поле теремок.

Для 2 класса предлагаю задание письмо по памяти:

Мир - это главное слово на свете.
Мир очень нужен на нашей планете!
(С.Богомолов)

Для 3 класса

  1. Зашумел в лесу золотой дождь.
  2. Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
  3. Скоро ль у кудрявой берёзы распустятся клейкие листочки.
  4. Всё небо было усыпано яркими и холодными звёздами.

Для 4 класса

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(А.С.Пушкин)

8. Диктант

Предупредительный диктант

В послебукварный период для 1 класса я предлагаю такие диктанты:

Жук
На суку сидит жук. У жука усы. У жука шесть лап.

Эхо
Дети идут в лес. Они поют песни. Поёт песни и эхо.

Зимой
Пришла зима. Выпал пушистый снег. У Клавы лыжи. Она идёт в парк.

Весной
Вот и настала весна. Журчат ручейки. Коля пускает кораблики.

Летом
Настал июль. Дети идут на пруд. Они стали удить рыбу. Алёша поймал щуку.

Осень
Уходит осень. Часто идут дожди. Дует ильный ветер. Дети играют дома.

Для 2 класса

При изучении темы «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами»

Лес
Хорош наш лес. Там много сочных трав. Вот дуб. Под дубом рос белый гриб. Рядом чистый ельник. Там Глеб сорвал груздь. В кустах пел дрозд.

Зима в лесу
Зима. Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Снежные шубы надели сосны. Пушистый шарф на ветках кедра. Вот сугроб. Там спит медведь.

Для 3 класса

При изучении темы «Непроизносимые согласные в корнях слов»

Октябрь
Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши почернели. Трава в саду полегла. Над лугами тащились рыхлые тучи. Сыпался дождь. Пастухи перестали гонять в луга стадо. До весны затих пастуший рожок.

Весной
Тёплый воздух. Высокое солнце. Звонко поют синицы. Они торопят весну. Радостный звон слышу в небе. Это летят на родину птицы. Вот свистнул дрозд. Над опушкой пролетел

Для 4 класса

При изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Зимний жаворонок

Медленно ползёт по улице рассвет. В воздухе раздаётся пересвист птицы. Это проснулся и бежит к дороге хохлатый жаворонок. С первым снегом появляется он на деревенской улице, на окраине города. Весь день жаворонок в писке пищи. Летает он мало, а бегает быстро. В стужу, он бегает на одной ножке. Другую ножку прячет под перья. Ночью ему тепло. Он лежит в ямке. Лапки и клюв жаворонок прячет в густое перо.

Объяснительный диктант

Выборочный диктант

Для 1 класса

Выписать слова, в которых есть звук [й].

1) Книга - твой добрый друг. 2) Читай книги. 3) Пей чай. 4) Май - месяц года. 5) Где твой клей? 6) Мой клей на столе. 7) Воробей - птица. 8) слышен лай собак. 9) Скорей домой!

Для 2 класса

Выписать только с буквосочетаниями жи, ши.

1) У реки растут камыши. 2) После дождя во дворе лужи. 3) Цветут ландыши. 4) Поют чижи. 5) Улетели стрижи. 6) Ерши живут в реке, моржи - в море, ежи - в лесу. 7) Лыжи натёрли жиром. 8) У Лены карандаши. 9) Мой чище уши. 10) Хороши душистые розы.

Для 3 класса

Записать только антонимы.

1) Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. 2) живут в соседстве грусть и радость. 3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. 4) Быль не сказка, из неё слова н6е выкинешь. 5) Готовь сани летом, а телегу зимой. 6) Труд кормит, а лень портит. 7) Худой мир лучше доброй ссоры.

Свободный диктант

Для 4 класса

При изучении темы «Однородные члены предложения»

Сначала весь текст читается учителем целиком, проводится беседа, затем он записывается по заключённым частям. Каждая часть читается 1-2 раза. При проверке обращается внимание учащихся на постановку запятых.

Лесные пожары

Стоит жара. Лес накалён от зноя. На поляне высыхает трава, листья, мох. Всё это легко загорается. В лесах часто бывают пожары.

Опасны и страшны пожары в лесу. Мгновенно вспыхивает хворост. Огонь перебегает от нижних веток к вершинам деревьев. Гибнут растения, звери, птицы.

Пожары возникают сами от ударов молний. Часто виновниками их бывают сами люди. Будьте осторожны с огнём. Берегите лес.

Вопросы:

  1. Чем страшны пожары в лесу?
  2. от чего они возникают?
  3. Какие работы ведутся по предупреждению пожара?

Примечание. Подчеркнутые слова записываются на доске, обращается внимание детей на их написание.

Самодиктант

Зрительно-слуховые диктанты

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен, написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Цель - предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

«Проверяю себя»

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Словарный диктант

В процессе работы на уроках встречаются слова с непроверяемыми орфограммами, эти слова фиксируются и записываются в словарь.

Можно давать творческие домашние задания: из прочитанного текста по литературному чтению выписать слова с непроверяемыми орфограммами. При проверке учитывается: правильность выбора слов и их количество. Кроме того, можно организовать конкурс на «Самый лучший словарь».

9. Орфографические минутки

Для 1 класса

- Подчеркнуть слова с твёрдым шипящим согласным звуком.

Лужайка, мыши, машина, дружить, ландыши, лужи.

- Подчеркнуть слоги с мягким шипящим согласным звуком.

Журчат, обруч, речка, чуд, товарищ, пища, гуща.

- Подчеркнуть слоги, в которых гласную при письме надо запомнить.

Родина, ветер. Завод, дежурный.
Машина, ученик, сорока, работа, посуда, тетрадь.

Для 2 класса

При работе с разделительным мягким знаком даю следующие задания:

- Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей.

Лист, борат, друг, прут, стул, звено, сучок.

- Когда слова семя, полёт превратятся в слова семья, польёт?

- Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? (Коля - колья).

- Вспомнить женские имена, в которых есть разделительный мягкий знак.

Для 3 класса

При работе над предложением даю следующие задания:

- Обозначить в словах ударение, подчеркнуть буквы, которые требуют проверки при письме. С любым словосочетание составить предложение:

Сильный ветер, работал в субботу, тёплое пальто, дружные ребята, урожай капусты.

Чудесный платок, русский народ, листья берёзы, ягоды малины, еду в колхоз.

Моя фамилия, жил в Москве, жёлтый карандаш, городская улица, чай с молоком.

При работе с глухими и звонкими согласными в корне даю следующие задания:

- Подчеркнуть согласные буквы, которые требуют проверки при письме.

Резкий, ёрш, ножка, грудка, берёзка, травка, рыбка, робкий, пригож, низкий.

Труд, ложка, тетрадка, глазки, сливки, шубка, крепкий, красив, узкий, гвоздь, погрузка.

Книжка, ягодка, сказка, коровка, грибки, гибкий, вежлив, близкий, брат, подружка, посадки.

- Написать по памяти из словарика с парной глухой или звонкой согласной на конце.

- К каждому из слов подобрать однокоренные так, чтобы в нём была парная звонкая или глухая согласная, требующая проверки при письме:

Рассказывать, карандашик, обедать, узенький, сладенькая (кашка), хороший, сказочка, лёгонький, жиденький, ходить, дороженька, грызёт, загадывать, указать, красивый, скользить, ошибаться, просить, соседи, узенький, травинка, ловить, заморозить, шапочка.

Для 4 класса

При работе с однородными членами предложения я даю следующие задания:

- Распространить предложения однородными членами:

В саду созрели сливы, …, … .

По краям опушки леса толпились молоденькие осинки, …, … .

У дороги попадались подберёзовики, …, … .

Утренняя роса переливалась, … на траве и кустах.

Птица вспорхнула из куста и … .

Родник весело бежал, … .

В лесу ребята собирали …, ….

В августе колхозники убирают урожай …,…, … .

Ребята стали сажать около жилых домов …, …,… .

При работе с правописанием падежных окончаний имени существительного даю следующие задания:

- В орфографической минутке даю комментированное письмо:

На востоке показалось, появилось на тополе, сирени клёне; бродил с собакой, тянулись над долиной, причалили к пристани.

Обожгло холодом, проходила вдоль изгороди, оказался в стае, залит багрянцем, чернеет в обрыве, отъехал от деревни.

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям - вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии - использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты - всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Результаты

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:

  • учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
  • достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
  • возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

Литература

  1. М.Р.Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990 г.
  2. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993 г.
  3. И.В.Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год, №3.
  4. Г.И.Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год, №4.
  5. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001, №5.
  6. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. - 2005, №3.
  7. http://urok.1sept.ru/articles/505175/
  8. Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка.
  9. Л.И.Тикунова, В.П.Канакина «Сборник диктантов и творческих работ». М. Пр.1992 г.
  10. В.П.Канакина, Г.С.Щёголева «Сборник диктантов и самостоятельных работ». М. Пр. 2014 г.