Программа по внеурочной деятельности "Мир информатики». 1–4-е классы

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Пояснительная записка

Руководствуясь основными положениями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» и исходя из приоритетных направлений модернизации общего образования, призванных обеспечить государственные гарантии доступности качественного образования, индивидуализацию обучения в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также учитывая потребности обучающихся и социальный заказ родителей (законных представителей), школа реализует государственный стандарт общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации учебной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, социальными партнёрами, семьями учащихся;
  • включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими школьниками в решении общих проблем;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура - для формирования здорового образа жизни;

План внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2017/2018 учебный год является нормативным документом, определяющим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин (модулей), практик и иных видов деятельности обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования.

План внеурочной деятельности обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, утвержденных СанПиНом Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

План внеурочной деятельности МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2017/2018 учебный год разработан на основе:

Нормативно-правовой базы федерального уровня:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 01.05.2017);
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, утвержденными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, утвержденными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ), от 11 февраля 2015 г. № ДЛ-5/07вн;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), утвержденной в редакции от 28.10.2015 протокол № 3/15 решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
  • Постановления СанПиН Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 № 81;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года № 7 «О проведении в РФ Года экологии»;
  • Распоряжения от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»;
  • Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России «Об изучении предметных областей: «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» от 25.05.2015 № 08-761.

Нормативно-правовой базы регионального уровня:

  • Информационного письма департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.06.2015 № 801-15-01/7211 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования»;
  • Методических рекомендаций по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций, протокол № 4 от 18.12.2013 ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»;
  • Методических рекомендаций «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014 г.;
  • Концепции естественнонаучного образования в ЯНАО, приказ ДО ЯНАО от 25.01.2017 № 102;
  • Концепции научно-технического творчества, приказ ДО ЯНАО от 05.03.2015 № 383;
  • Перечень поручений по реализации Послания Президента РФ к Законодательному собранию РФ от 22.12.2012 № 3410

Нормативно-правовой базы муниципального уровня:

  • Примерного положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Надымского района, приказ ДО Надымского района от 26.04.2012 № 390;
  • Письма Департамента образования Надымского района от 19.03.2012 № 903/01-22 «О регламентации внеурочной деятельности» (с изменениями);
  • Приказ ДО Надымского района от 06.09.2013 № 765 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты на 2013 - 2020 гг. и программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты на 2013 - 2015 гг.»;
  • Приказ ДО Надымского района от 30.05.2014 № 510 «Об использовании методических рекомендаций по реализации программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС»;

Нормативно-правовой базы институционального уровня:

  • Лицензии на право ведения образовательной деятельности (рег. № 1704 от 04 июня 2012 года, серия А № 0000462);
  • Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 23.12.2013 № 1126;
  • Основной образовательной программы начального общего образования 1-4 классы Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» от 31.08.2016 № 93-ОД;
  • Основной образовательной программы основного общего образования 5-9 классы Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» 31.08.2016 № 93-ОД;
  • Положения об организации внеурочной деятельности в МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» от 22.05.2015 № 58/1;
  • Положение о рабочих программах внеурочной деятельности в МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» 22.05.2015 № 58/1;
  • Программа развития МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» утверждена Советом школы, протокол от 15.05.2013 г. № 4
  • Приказ от 15.02.2012 № 25-ОД «Об организации внеурочной деятельности в МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа»;
  • Программа развития МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» утверждена Советом школы, протокол от 15.05.2013 г. № 4;

Начальное общее образование

Цель организации внеурочной деятельности НОО - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Внеурочная деятельность способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач:

  • формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
  • развитие толерантности в общении учащихся;
  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

Исходя из цели, задач, форм и содержания внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения школы, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) для реализации внеурочной деятельности в школе выбрана оптимизационная модель.

При организации внеурочной деятельности используются внутренние ресурсы школы: кабинет технологии, кабинеты начальных классов, спортивный зал, актовый зал.

Занятия проводятся учителями начальных классов, учителями предметниками, педагогом-психологом.

Учебный план включает не более 10 часов внеурочной деятельности для каждого класса, позволяющей осуществлять программу развития воспитательной компоненты несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования. Занятия проводятся в форме клубов, соревнований, олимпиад, круглых столов, диспутов, экскурсий, общественно-полезных практик, научно-исследовательских работ, как в одновозрастных группах, так и в разновозрастных группах.

Формирование групп осуществляется с согласия и по выбору родителей (законных представителей) обучающихся на основе заявлений. В течение учебного года родители (законные представители) имеют право дополнительного выбора или замены вида внеурочной деятельности. Наполняемость групп от 12 до 20 человек.

Работа по организации внеурочной деятельности в 1-4 классах осуществляется в штатном режиме.

Режим занятий

  1. Продолжительность учебного года:
    1. в 1 классе - 33 учебные недели,
    2. в 2 - 4 классах - не менее 34 учебных недель.
  2. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
  3. Обязательный перерыв между занятиями 10 минут.

Направления внеурочной деятельности

Общеинтеллектуальное направление. Целью данного направления является формирование представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования; ориентировка на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организация научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения. В процессе проведения внеурочных мероприятий, учащиеся начальной школы получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-познавательной деятельности, приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике. Данное направление реализуется в 1-4 классах через работу клубов по интересам и направленностям ребёнка с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Данное направление представлено:

  • для учащихся 2-4 классов организован кружок «Мир информатики» с целью обеспечения компьютерной грамотности, развития мыслительно-коммуникативных способностей обучающихся, приобретения опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств, построения компьютерных моделей, информационной деятельности в различных сферах. На проведение занятий отводится по 1 часу в неделю в каждом классе;

Планируемые результаты

Планируемые результаты реализации программ внеурочной деятельности предполагают комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика и учителя.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.

Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Тематическое планирование учебного материала для 2 класса

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Дата

Виды информации, человек и компьютер

1

Человек и информация

1

2

В мире звуков

1

3

Какая бывает информация

1

4

Источники информации

1

5

Приемники информации

1

6

Радио и телефон

1

7

Компьютер как инструмент

1

8

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Кодирование информации

9

Носители информации

1

10

Кодирование информации

1

11

Алфавит и кодирование информации

1

12

Английский алфавит и славянская азбука

1

13

Письменные источники информации

1

14

Разговорный и компьютерный языки

1

15

Текстовая и графическая информация

1

16

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Числовая информация и компьютер

17

Числовая информация

1

18

Время и числовая информация

1

19

Число и кодирование информации

1

20

Код из двух знаков

1

21

Помощники человека при счете

1

22

Память компьютера

1

23

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Данные

24

Данные

1

25

Текстовые данные

1

26

Передача данных

1

27

Компьютер и обработка данных

1

28

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

29

Работа над проектом

1

30

Работа над проектом

1

31

Работа над проектом

1

32

Работа над проектом

1

1

2

3

4

33

Защита проекта

1

34

Защита проекта

1

Тематическое планирование учебного материала для 3 класса

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Дата

Знакомство с информатикой

1

Человек и информация

1

2

Источники и приемники информации

1

3

Искусственные и естественные источники информации

1

4

Носители информации

1

5

Что мы знаем о компьютере

1

6

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Действия с информацией

7

Немного истории о действиях с информацией

1

8

Сбор информации

1

9

Представление информации

1

10

Кодирование информации

1

11

Декодирование информации

1

12

Хранение информации

1

13

Обработка информации

1

14

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Объект и его характеристика

15

Объект

1

16

Имя объекта

1

17

Свойства объекта

1

18

Общие и отличительные свойства

1

19

Существенные свойства и принятие решения

1

20

Элементный состав объекта

1

21

Действия объекта

1

22

Отношения между объектами

1

23

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Информационный объект и компьютер

24

Информационный объект и смысл

1

25

Документ как информационный объект

1

26

Электронный документ и файл

1

27

Компьютер и обработка данных

1

28

Текст и текстовый редактор

1

29

Изображение и графический редактор

1

30

Схема и карта

1

31

Число и программный калькулятор

1

32

Таблица и электронные таблицы

1

33

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

34

Решение логических задач

1

Тематическое планирование учебного материала для 4 класса

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Дата

Повторение

1

Человек и информация

1

2

Действия с информацией

1

3

Объект и его свойства

1

4

Отношения между объектами

1

5

Компьютер

1

6

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Понятие, суждение, умозаключение

7

Понятие

1

8

Деление и обобщение понятий

1

9

Отношения между понятиями

1

10

Совместимые и несовместимые понятия

1

11

Понятия «истина» и «ложь»

1

12

Суждение

1

13

Умозаключение

1

14

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Модель и моделирование

15

Модель объекта

1

16

Модель отношений между понятиями

1

17

Алгоритм

1

18

Исполнитель алгоритма

1

19

Компьютерная программа

1

20

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

Информационное управление

21

Управление собой и другими людьми

1

22

Управление неживыми объектами

1

23

Схема управления

1

24

Управление компьютером

1

25

Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование)

1

26

Работа над проектом «Моделирование»

1

27

Работа над проектом «Моделирование»

1

28

Работа над проектом «Моделирование»

1

29

Работа над проектом «Моделирование»

1

30

Работа над проектом «Моделирование»

1

31

Защита над проектом

1

32

Защита над проектом

1

33

Решение логических задач

1

34

Решение логических задач

1

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность в условиях ФГОС. Начальное общее образование. Основное общее образование, Сидорова С.Н., электронное пособие. - Волгоград: Учитель, 2017.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Периодическое издание «Практика административной работы в школе».
  4. Периодическое издание, научно-практический журнал «Завуч начальной школы».
  5. Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение, Малыхина Л.Б. - Волгоград: Учитель, 2017.
  6. Интернет ресурс «Консультант Плюс», consultant.ru
  7. Социальные сети работников образования: nsportal.ru, infourok.ru, zavuch.ru
  8. Матвеева Н.В., Челак Е Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.
  9. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
  10. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
  11. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2, 3, 4 классы, Матвеева Н.В. и др.
  12. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.

Электронное сопровождение:

  1. ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В.Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
  2. ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
  3. Авторская мастерская Н.В.Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
  4. Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
  5. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
  6. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
  7. ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.