Пояснительная записка
Руководствуясь основными положениями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» и исходя из приоритетных направлений модернизации общего образования, призванных обеспечить государственные гарантии доступности качественного образования, индивидуализацию обучения в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также учитывая потребности обучающихся и социальный заказ родителей (законных представителей), школа реализует государственный стандарт общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации учебной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, социальными партнёрами, семьями учащихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими школьниками в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура - для формирования здорового образа жизни;
План внеурочной деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2017/2018 учебный год является нормативным документом, определяющим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин (модулей), практик и иных видов деятельности обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования.
План внеурочной деятельности обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, утвержденных СанПиНом Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
План внеурочной деятельности МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» на 2017/2018 учебный год разработан на основе:
Нормативно-правовой базы федерального уровня:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 01.05.2017);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, утвержденными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, утвержденными Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС ОВЗ), от 11 февраля 2015 г. № ДЛ-5/07вн;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15), утвержденной в редакции от 28.10.2015 протокол № 3/15 решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
- Постановления СанПиН Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача России от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 № 81;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Указа Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года № 7 «О проведении в РФ Года экологии»;
- Распоряжения от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»;
- Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России «Об изучении предметных областей: «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» от 25.05.2015 № 08-761.
Нормативно-правовой базы регионального уровня:
- Информационного письма департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.06.2015 № 801-15-01/7211 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования»;
- Методических рекомендаций по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций, протокол № 4 от 18.12.2013 ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»;
- Методических рекомендаций «Методики комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся», Салехард, 2014 г.;
- Концепции естественнонаучного образования в ЯНАО, приказ ДО ЯНАО от 25.01.2017 № 102;
- Концепции научно-технического творчества, приказ ДО ЯНАО от 05.03.2015 № 383;
- Перечень поручений по реализации Послания Президента РФ к Законодательному собранию РФ от 22.12.2012 № 3410
Нормативно-правовой базы муниципального уровня:
- Примерного положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Надымского района, приказ ДО Надымского района от 26.04.2012 № 390;
- Письма Департамента образования Надымского района от 19.03.2012 № 903/01-22 «О регламентации внеурочной деятельности» (с изменениями);
- Приказ ДО Надымского района от 06.09.2013 № 765 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты на 2013 - 2020 гг. и программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты на 2013 - 2015 гг.»;
- Приказ ДО Надымского района от 30.05.2014 № 510 «Об использовании методических рекомендаций по реализации программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС»;
Нормативно-правовой базы институционального уровня:
- Лицензии на право ведения образовательной деятельности (рег. № 1704 от 04 июня 2012 года, серия А № 0000462);
- Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 23.12.2013 № 1126;
- Основной образовательной программы начального общего образования 1-4 классы Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» от 31.08.2016 № 93-ОД;
- Основной образовательной программы основного общего образования 5-9 классы Муниципального общеобразовательного учреждения «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» 31.08.2016 № 93-ОД;
- Положения об организации внеурочной деятельности в МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» от 22.05.2015 № 58/1;
- Положение о рабочих программах внеурочной деятельности в МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» 22.05.2015 № 58/1;
- Программа развития МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» утверждена Советом школы, протокол от 15.05.2013 г. № 4
- Приказ от 15.02.2012 № 25-ОД «Об организации внеурочной деятельности в МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа»;
- Программа развития МОУ «Приозёрная средняя общеобразовательная школа» утверждена Советом школы, протокол от 15.05.2013 г. № 4;
Начальное общее образование
Цель организации внеурочной деятельности НОО - обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность способствует решению образовательных, воспитательных и развивающих задач:
- формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;
- развитие толерантности в общении учащихся;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
Исходя из цели, задач, форм и содержания внеурочной деятельности, материально-технического обеспечения школы, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей) для реализации внеурочной деятельности в школе выбрана оптимизационная модель.
При организации внеурочной деятельности используются внутренние ресурсы школы: кабинет технологии, кабинеты начальных классов, спортивный зал, актовый зал.
Занятия проводятся учителями начальных классов, учителями предметниками, педагогом-психологом.
Учебный план включает не более 10 часов внеурочной деятельности для каждого класса, позволяющей осуществлять программу развития воспитательной компоненты несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования. Занятия проводятся в форме клубов, соревнований, олимпиад, круглых столов, диспутов, экскурсий, общественно-полезных практик, научно-исследовательских работ, как в одновозрастных группах, так и в разновозрастных группах.
Формирование групп осуществляется с согласия и по выбору родителей (законных представителей) обучающихся на основе заявлений. В течение учебного года родители (законные представители) имеют право дополнительного выбора или замены вида внеурочной деятельности. Наполняемость групп от 12 до 20 человек.
Работа по организации внеурочной деятельности в 1-4 классах осуществляется в штатном режиме.
Режим занятий
- Продолжительность учебного года:
- в 1 классе - 33 учебные недели,
- в 2 - 4 классах - не менее 34 учебных недель.
- Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
- Обязательный перерыв между занятиями 10 минут.
Направления внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальное направление. Целью данного направления является формирование представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования; ориентировка на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся, организация научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения. В процессе проведения внеурочных мероприятий, учащиеся начальной школы получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-познавательной деятельности, приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду, учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике. Данное направление реализуется в 1-4 классах через работу клубов по интересам и направленностям ребёнка с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития. Данное направление представлено:
- для учащихся 2-4 классов организован кружок «Мир информатики» с целью обеспечения компьютерной грамотности, развития мыслительно-коммуникативных способностей обучающихся, приобретения опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств, построения компьютерных моделей, информационной деятельности в различных сферах. На проведение занятий отводится по 1 часу в неделю в каждом классе;
Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программ внеурочной деятельности предполагают комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика и учителя.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается мужество, готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Тематическое планирование учебного материала для 2 класса
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
Дата |
Виды информации, человек и компьютер |
|||
1 |
Человек и информация |
1 |
|
2 |
В мире звуков |
1 |
|
3 |
Какая бывает информация |
1 |
|
4 |
Источники информации |
1 |
|
5 |
Приемники информации |
1 |
|
6 |
Радио и телефон |
1 |
|
7 |
Компьютер как инструмент |
1 |
|
8 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Кодирование информации |
|||
9 |
Носители информации |
1 |
|
10 |
Кодирование информации |
1 |
|
11 |
Алфавит и кодирование информации |
1 |
|
12 |
Английский алфавит и славянская азбука |
1 |
|
13 |
Письменные источники информации |
1 |
|
14 |
Разговорный и компьютерный языки |
1 |
|
15 |
Текстовая и графическая информация |
1 |
|
16 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Числовая информация и компьютер |
|||
17 |
Числовая информация |
1 |
|
18 |
Время и числовая информация |
1 |
|
19 |
Число и кодирование информации |
1 |
|
20 |
Код из двух знаков |
1 |
|
21 |
Помощники человека при счете |
1 |
|
22 |
Память компьютера |
1 |
|
23 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Данные |
|||
24 |
Данные |
1 |
|
25 |
Текстовые данные |
1 |
|
26 |
Передача данных |
1 |
|
27 |
Компьютер и обработка данных |
1 |
|
28 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
29 |
Работа над проектом |
1 |
|
30 |
Работа над проектом |
1 |
|
31 |
Работа над проектом |
1 |
|
32 |
Работа над проектом |
1 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
33 |
Защита проекта |
1 |
|
34 |
Защита проекта |
1 |
Тематическое планирование учебного материала для 3 класса
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
Дата |
Знакомство с информатикой |
|||
1 |
Человек и информация |
1 |
|
2 |
Источники и приемники информации |
1 |
|
3 |
Искусственные и естественные источники информации |
1 |
|
4 |
Носители информации |
1 |
|
5 |
Что мы знаем о компьютере |
1 |
|
6 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Действия с информацией |
|||
7 |
Немного истории о действиях с информацией |
1 |
|
8 |
Сбор информации |
1 |
|
9 |
Представление информации |
1 |
|
10 |
Кодирование информации |
1 |
|
11 |
Декодирование информации |
1 |
|
12 |
Хранение информации |
1 |
|
13 |
Обработка информации |
1 |
|
14 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Объект и его характеристика |
|||
15 |
Объект |
1 |
|
16 |
Имя объекта |
1 |
|
17 |
Свойства объекта |
1 |
|
18 |
Общие и отличительные свойства |
1 |
|
19 |
Существенные свойства и принятие решения |
1 |
|
20 |
Элементный состав объекта |
1 |
|
21 |
Действия объекта |
1 |
|
22 |
Отношения между объектами |
1 |
|
23 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Информационный объект и компьютер |
|||
24 |
Информационный объект и смысл |
1 |
|
25 |
Документ как информационный объект |
1 |
|
26 |
Электронный документ и файл |
1 |
|
27 |
Компьютер и обработка данных |
1 |
|
28 |
Текст и текстовый редактор |
1 |
|
29 |
Изображение и графический редактор |
1 |
|
30 |
Схема и карта |
1 |
|
31 |
Число и программный калькулятор |
1 |
|
32 |
Таблица и электронные таблицы |
1 |
|
33 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
34 |
Решение логических задач |
1 |
Тематическое планирование учебного материала для 4 класса
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Количество часов |
Дата |
Повторение |
|||
1 |
Человек и информация |
1 |
|
2 |
Действия с информацией |
1 |
|
3 |
Объект и его свойства |
1 |
|
4 |
Отношения между объектами |
1 |
|
5 |
Компьютер |
1 |
|
6 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Понятие, суждение, умозаключение |
|||
7 |
Понятие |
1 |
|
8 |
Деление и обобщение понятий |
1 |
|
9 |
Отношения между понятиями |
1 |
|
10 |
Совместимые и несовместимые понятия |
1 |
|
11 |
Понятия «истина» и «ложь» |
1 |
|
12 |
Суждение |
1 |
|
13 |
Умозаключение |
1 |
|
14 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Модель и моделирование |
|||
15 |
Модель объекта |
1 |
|
16 |
Модель отношений между понятиями |
1 |
|
17 |
Алгоритм |
1 |
|
18 |
Исполнитель алгоритма |
1 |
|
19 |
Компьютерная программа |
1 |
|
20 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
Информационное управление |
|||
21 |
Управление собой и другими людьми |
1 |
|
22 |
Управление неживыми объектами |
1 |
|
23 |
Схема управления |
1 |
|
24 |
Управление компьютером |
1 |
|
25 |
Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) |
1 |
|
26 |
Работа над проектом «Моделирование» |
1 |
|
27 |
Работа над проектом «Моделирование» |
1 |
|
28 |
Работа над проектом «Моделирование» |
1 |
|
29 |
Работа над проектом «Моделирование» |
1 |
|
30 |
Работа над проектом «Моделирование» |
1 |
|
31 |
Защита над проектом |
1 |
|
32 |
Защита над проектом |
1 |
|
33 |
Решение логических задач |
1 |
|
34 |
Решение логических задач |
1 |
Список литературы
- Внеурочная деятельность в условиях ФГОС. Начальное общее образование. Основное общее образование, Сидорова С.Н., электронное пособие. - Волгоград: Учитель, 2017.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
- Периодическое издание «Практика административной работы в школе».
- Периодическое издание, научно-практический журнал «Завуч начальной школы».
- Справочник по внеурочной деятельности для руководителей и педагогов. Организационно-методическое сопровождение, Малыхина Л.Б. - Волгоград: Учитель, 2017.
- Интернет ресурс «Консультант Плюс», consultant.ru
- Социальные сети работников образования: nsportal.ru, infourok.ru, zavuch.ru
- Матвеева Н.В., Челак Е Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., Нурова Н.А. Информатика: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
- Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2, 3, 4 классы, Матвеева Н.В. и др.
- Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П. Информатика: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.
Электронное сопровождение:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В.Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В.Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.