Обучение дошкольников английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Дополнительное образование


В современном мире в связи с укреплением международных связей и потребностью в специалистах, владеющих иностранными языками, повысился интерес к раннему обучению детей иностранным языкам не только со стороны методистов, педагогов и психологов, но и со стороны общественности. Современное состояние раннего обучения иностранным языкам характеризуется тем, что, практическое овладение иностранными языками стало насущной потребностью широких слоев общества, и общий педагогический контекст создает благоприятные условия для дифференциации обучения иностранным языкам, использования гибкой системы выбора условий и вариантов их изучения.

«Раннее обучение иностранным языкам - это такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка и до его поступления в школу» [2].

Реформа затронула все уровни сферы образования, начиная с детских садов и заканчивая высшей школой. Одной из целей реформы образования является формирование конкурентно способной личности, способной реализовывать свои способности для достижения высоких результатов.

Владение иностранными языками в настоящее время - это не просто дань моде. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков, поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам.

За последние 5-6 лет число людей, изучающих английский, резко возросло. Но, к сожалению, в России уровень освоения нескольких иностранных языков, в сравнении с Европейскими странами, находится на начальной стадии.

Мало знать основы языка, гораздо важнее уметь, используя хотя бы небольшой запас знаний владеть ими, использовать их практически, язык - явление живое. По мнению психолога и методиста Б.В.Беляева «владеть иностранным языком - значит мыслить на нем, т.е. пользоваться им в качестве средства и выражения мыслей» [1,с 207].

Обучение иностранным языкам переходит на сравнительно новый уровень - трансформирование знаний о языке, переходе от пассивного накопления знаний к активному использованию иностранного языка как средства коммуникации. За последние годы возрастной порог начала обучения детей иностранному языку все больше снижается. Если до сих пор программы разрабатывались и ориентировались, прежде всего, на школьников, то теперь родители стремятся, как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Психологи считают дошкольный возраст наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Ребенок четырех лет считается уже вполне подготовленным к занятиям, некоторые же родители стремятся отдать в группы английского языка трехлетних детей.

Введение иностранного языка в систему дошкольного образования в России было продиктовано обозначением противоречия между возросшей ролью овладения иностранными языками в современном мире и превращением их в существенный фактор социально-экономического развития общества. Введение такого предмета в развитие дошкольников является ответом на социальный заказ родителей [4, с.105].

Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку на первый взгляд может показаться довольно легкой задачей. Весь курс можно свести к тому, что педагог демонстрирует детям разнообразные картинки и добивается выработки у них своего рода естественного рефлекса в виде лексической единицы на то или иное изображение.

Такое «обучение» недопустимо, поскольку основная цель освоения иностранного языка в дошкольном возрасте, на наш взгляд, в большей степени состоит в создании благоприятного эмоционального отношения к предмету и поддержании интереса к обучению на дальнейших этапах, нежели пассивном накоплении иностранных слов. При организации и разработке занятий необходимо руководствоваться теми же принципами, что и любой другой образовательной деятельности с детьми с учетом их возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей.

Каждый возраст характеризуется своей ведущей деятельностью. На протяжении первых семи лет жизни ребенок последовательно осваивает несколько ее видов. Среди них выделяют три основных, ведущих: эмоциональное общение с взрослыми, предметную деятельность и сюжетно- ролевую игру.

Методика проведения занятий должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей детей и быть направлена на их развитие. Занятия иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем как часть общего развития личности ребенка, связаны с его сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием.

Обучение детей иностранному языку должно носить коммуникативный характер, когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть не просто усваивает отдельные слова и речевые образцы, но учится конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с возникающими у него коммуникативными потребностями. Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь.

Способом создания такой положительной мотивации является игра. Игра определяется как «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на создание и усвоение общественного опыта в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [5, с.127]. Игры на занятии должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежат создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли.

Обучение иностранному языку в детском саду направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения.

Обучение иностранному языку выдвигает задачу гуманитарного и гуманистического становления личности ребенка. Этому способствует знакомство с культурой стран изучаемого языка; воспитание вежливости, доброжелательности; осознание себя человеком определенного пола и возраста, личностью. Изучение иностранного языка призвано также внести определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, логики, памяти, воображения ребенка, в формирование его эмоций, в развитие его коммуникативно-познавательных способностей.

По мнению некоторых ученых «не существует никакой предрасположенности к обучению. Однако обладание некоторыми особыми склонностями к языкам могут значительно помочь и облегчить освоение материала» [3, с. 24-29]. Прежде всего, это речевой слух и языковая память. Первое обуславливает чуткость к фонетическим, ритмическим и интонационным сторона речи. Вторая же позволяет быстро и без особых усилий накапливать словарный запас, осваивать грамматические конструкции. Помощь языковой памяти может оказывать еще и лексическое чутье, позволяющее проводить параллели с другими языками, чувствовать значение отдельных словообразующих приставок и суффиксов. Эмоционально-образное восприятие языка, включающее в себя субъективную оценку слова, ощущение «вкуса», своеобразия данного языка, его красоты, обеспечивающее связь слова и понятия, наполняющее жизнью словесную абстракцию. Функционально-стилистическое восприятие языка, предполагающее различение его стилевых пластов и умение оценить с этой точки зрения конкретную речевую ситуацию.

Уникальная предрасположенность к речи (а зоной наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возрастной период от 4 до 8-9 лет), пластичность природного механизма усвоения речи, а также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, - все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть иностранным языком. С возрастом эта способность постепенно угасает.

Немаловажным фактором является и наличие положительной установки, интерес к жизни и культуре разных стран, как проявление вообще активного интереса к миру, а также коммуникабельность личности, то есть желание и умение вступать в общение с другими людьми.

Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста.

Библиографический список

  1. Беляев Б.В. Очерки по истории обучения иностранному языку. М., 1965. с. 207.
  2. Лазарева Е.В. Раннее обучение английскому языку средствами искусства: восприятие человеческой природы[текст] /Е.В.Лазарева// Иностранные языки в школе. - 1996. №2.
  3. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1985, №5, С. 24-29.
  4. Петрова А.А. Языковая политика в России: проблемы и перспективы изучения и преподавания иностранных языков// Иностранные языки в школе. 2009. №2. С. 105.
  5. Петровский А.В. Психология. М., 1990. с.127.