Сценарий урока истории с применением метапредметных технологий по теме «Нельзя не поразиться, как много возможностей на короткое время сошлось в этих руках...» А.И.Солженицын»

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель урока: рассмотреть основные реформы правления Н.С.Хрущева, выявить их значение для СССР.

Задачи урока:

  • на основе критического анализа исторических фактов и событий периода хрущевской «оттепели», сравнения и сопоставления различных взглядов, суждений, оценок подвести учащихся к выводу о неоднозначности, противоречивости такой крупной и незаурядной личности как Н.С.Хрущев;
  • создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентности: умения критически оценивать достоверность полученной информации, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам, приобретение опыта ведения полемики;
  • способствовать формированию собственного мировоззрения и мироощущения, выработке личностной позиции, воспитывать уважение к чужому мнению.

Приемы:

  • создание «альтернативной ситуации»: столкновение двух противоположных точек зрения на деятельность Н.С.Хрущёва и его роль в истории нашей страны;
  • извлечение необходимой информации из печатного источника, её критический анализ;
  • перекрестная дискуссия: «черное» и «белое» в политике и характере Н.С.Хрущёва;
  • прием «незаконченных предложений».

Оборудование урока:

  • портреты Н.С.Хрущёва;
  • изображение скульптуры Э.Неизвестного «Памятник Н.С.Хрущёву»;
  • высказывания о Н.С.Хрущёве;
  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI века», 9 класс.

Список литературы, рекомендуемой для учащихся

  1. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М.: Школа-пресс, 1995.
  2. История России с древнейших времён до начала XXI века. Под редакцией А.Н.Сахарова. М.: Институт российской истории РАН, АСТ, Астрель, Хранитель, 2008.
  3. Хрестоматия по отечественной истории. 1946-1994. М., 1996.
  4. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М.: Прогресс - Академия, 1994.
  5. История Русской Православной Церкви. Новый Патриарший период. Под общей редакцией М.Б.Данилушкина. Том I: 1917-1970 годы. СПб.: Воскресение, 1997.
  6. Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слёз…» Гонения на Истинно-Православную Церковь в советский период. По материалам следственных и лагерных дел. М.: Серебряные нити, 1998.
  7. Всемирная история. Справочник. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы вместе проживём урок истории.
Посмотрите друг на друга и мысленно пожелайте успеха в работе и хорошего настроения. Итак, мы начинаем.

Введение в тему урока. Актуализация знаний

Прочитайте высказывания и назовите фамилию советского руководителя, о котором пойдёт речь на уроке.

Вы правы, сегодня на уроке речь пойдёт о Н.С.Хрущеве - человеке неординарном, на могиле которого стоит необычный надгробный памятник.

Обучающиеся читают высказывания, предлагаемые группе (Приложение 1), анализируют и обосновывают свой ответ.
Обучающиеся слушают учителя, изучая зрительный ряд (Приложение 2).
Какие особенности Н.С.Хрущева как человека, политического деятеля хотел передать автор памятника Эрнст Неизвестный? Обучающиеся отвечают, предполагают. В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу о неоднозначности, противоречивости, незаурядности личности Н.С.Хрущева.
Эрнст Неизвестный изобразил Н.С.Хрущева как противоборство двух начал, - светлого - прогрессивного, динамичного, и тёмного - реакционного, статичного. Одно стремится вперёд, другое тянет назад. «Я так и не понял, чего в нем больше: белого или чёрного…», говорил автор.
Популярный американский журнал «Тайм» по традиции в начале января объявляет «Человека года», чья деятельность в наибольшей степени повлияла на события в мире в истекшем году. Человеком 1957 года был назван Н.С.Хрущёв. Но в то же время советский историк, философ, публицист Михаил Яковлевич Гефтер говорит о Н.С.Хрущеве следующее: «Мировой лидер уходил с отечественной сцены банкротом...». Писатель-публицист Гавриил Харитонович Попов в своей книге «Два цвета времени, или Уроки Хрущёва» писал о деятельности Хрущёва «…это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии 2 тома: в белой и чёрной обложках».
Мнения современников, историков по оценке деятельности Н.С.Хрущева существенно различаются.
Какую позицию Вы разделяете? Никита Сергеевич - человек года, сделавший многое для развития страны ИЛИ же политический банкрот, деятельность которого имела более негативный окрас.
Определите это стикерами.
Обучающиеся слушают учителя, изучая зрительный ряд (Приложение 3).

Ваше отношение к Н.С.Хрущеву понятно.
В ходе последующей работы на уроке Вам предстоит на основе представленных материалов и собственных знаний выделить мероприятия, как можно более полно и объективно, проводившиеся по инициативе и непосредственном руководстве Н.С.Хрущёва в разных сферах жизни общества: сельское хозяйство, промышленность, наука, искусство, образование и т.д., а также определить их положительные и отрицательные стороны.

Обучающиеся высказывают свою позицию, аргументируя свою точку зрения.

На столы выставляются таблички тем, которые определяют направление работы групп «Сельское хозяйство и промышленность», «Социальная политика», «Наука, искусство, спорт». Формируется 3 групп.

Групповая работа

Предлагаю Вам познакомиться с рабочими материалами. Ваша задача: 1) Их прочитать. 2) Выявить мероприятия проводимые в «хрущевскую эпоху», определив их «окрас» (значение) для страны, людей, последствия, которые они имели. 3) Зафиксировать полученные данные на листах, подготовиться к краткому представлению работы группы.

Обучающиеся изучают представленные материалы. Работая в группе формулируют аргументы, фиксируют их, готовятся к представлению работы группы.

Представление работы групп

Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. Слово предоставляется 1 группе. Задача других групп внимательно выслушать группу, представленные аргументы.
Слово 2 группе…, 3 группе…, 4 группе. Задача других групп та же самая.
Мы выслушали все группы. Попытались создать цельный образ «хрущевской эпохи».

Обучающиеся представляют результаты своей работы и знакомятся с результатами работы других групп, задают друг другу вопросы на понимание, уточнение, материалов представленных группами.

Формулирование проблемы

Переходим к следующему этапу нашей работы - формулированию проблемы.
Как Вы считаете, над какой проблемой мы с Вами сегодня работали?
Сформулируйте в группе проблему занятия.
Обучающиеся формулируют проблему занятия (в группе, затем предлагают свои версии).
Предлагаемые группами формулировки фиксируются на доске.

Какая из сформулированных проблем более чётко, емко, точно и глубоко отражает суть вопроса? Обоснуйте своё мнение.

Обучающиеся вступают в диалог, высказывают своё мнение, аргументируя ответы. В ходе обсуждения выбирается наиболее удачный вариант.

Переводим проблему в задачу

Какой урок дало время Н.С.Хрущева, нам с Вами, живущим в XXI веке? Какой урок мы можем извлечь из событий 50-60 гг.?

Обучающиеся в группе обсуждают уроки хрущевского времени. Предъявляют своё решение группам.

Подведение итогов

Изменили ли Вы свою отношение к этому политику относительно начала урока?
Определите это стикерами.
Известно мнение, что каждый мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Оценивая деятельность Н.С.Хрущева, можно сказать, что сына он вырастил - Ю.А.Гагарин - сын Земли, родившийся в «хрущевскую эпоху». «Хрущевки», построенные Никитой Сергеевичем, стоят до сих пор. А вот дерево посадим вместе.
На этом дереве скоро вырастут листочки, которые будут символизировать реформы, проведённые в сер.50-х - сер. 60-х гг. Эти листочки, как вы видите, имеют двойную окраску. На зелёных листках напишите положительные преобразования, способствующие развитию страны. На жёлтых - мероприятия, которые не дали положительного результата.
На обдумывание Вам дается половина минуты, а затем поочереди высказываете свою позицию, называя наиболее важное преобразование хрущевского времени (если предварительно выбранное мероприятие до Вас уже прозвучало, Вы должны предложить другое событие 50-60 гг.). К выполнению данного задания приглашаются также и гости нашего урока.

Обучающиеся дают оценку деятельности Н.С.Хрущева, высказывают своё отношение.

Обучающиеся выполняют задание «Дерево событий хрущевской эпохи».
По очереди обучающиеся, а затем гости урока выходят к дереву и приклеивают сои листочки (не пересекаясь в высказываниях!!!).

Заключительное слово учителя.
Да, историю нельзя перекрашивать, и навеки останутся два цвета Н.С.Хрущева и историки ещё не раз будут сопоставлять и соизмерять эти цвета.
Но, наверное, будет справедливо и правильно закончить наш урок словами кинорежиссера М.Ромма:
«Пройдёт совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди... И зла к нему никто не будет иметь - ни завтра, ни послезавтра. Истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет... В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущев - та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам».

Рефлексия

Приём незаконченных предложений:
Довольны ли вы результатами сегодняшнего занятия?
О чем заставил задуматься урок?
Какой опыт приобрели?
Что узнал нового?
Какую пользу извлекли?
Чему научился?

Обучающиеся высказываются, анализируют свою работу/позицию на уроке.