Цель урока: рассмотреть основные реформы правления Н.С.Хрущева, выявить их значение для СССР.
Задачи урока:
- на основе критического анализа исторических фактов и событий периода хрущевской «оттепели», сравнения и сопоставления различных взглядов, суждений, оценок подвести учащихся к выводу о неоднозначности, противоречивости такой крупной и незаурядной личности как Н.С.Хрущев;
- создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентности: умения критически оценивать достоверность полученной информации, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам, приобретение опыта ведения полемики;
- способствовать формированию собственного мировоззрения и мироощущения, выработке личностной позиции, воспитывать уважение к чужому мнению.
Приемы:
- создание «альтернативной ситуации»: столкновение двух противоположных точек зрения на деятельность Н.С.Хрущёва и его роль в истории нашей страны;
- извлечение необходимой информации из печатного источника, её критический анализ;
- перекрестная дискуссия: «черное» и «белое» в политике и характере Н.С.Хрущёва;
- прием «незаконченных предложений».
Оборудование урока:
- портреты Н.С.Хрущёва;
- изображение скульптуры Э.Неизвестного «Памятник Н.С.Хрущёву»;
- высказывания о Н.С.Хрущёве;
- учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI века», 9 класс.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
- Головатенко А. История России: спорные проблемы. М.: Школа-пресс, 1995.
- История России с древнейших времён до начала XXI века. Под редакцией А.Н.Сахарова. М.: Институт российской истории РАН, АСТ, Астрель, Хранитель, 2008.
- Хрестоматия по отечественной истории. 1946-1994. М., 1996.
- Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М.: Прогресс - Академия, 1994.
- История Русской Православной Церкви. Новый Патриарший период. Под общей редакцией М.Б.Данилушкина. Том I: 1917-1970 годы. СПб.: Воскресение, 1997.
- Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слёз…» Гонения на Истинно-Православную Церковь в советский период. По материалам следственных и лагерных дел. М.: Серебряные нити, 1998.
- Всемирная история. Справочник. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Ход урока
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Организационный момент |
|
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы вместе проживём урок истории.
|
|
Введение в тему урока. Актуализация знаний |
|
Прочитайте высказывания и назовите фамилию советского руководителя, о котором пойдёт речь на уроке. Вы правы, сегодня на уроке речь пойдёт о Н.С.Хрущеве - человеке неординарном, на могиле которого стоит необычный надгробный памятник. |
Обучающиеся читают высказывания, предлагаемые группе (Приложение 1), анализируют и обосновывают свой ответ.
Обучающиеся слушают учителя, изучая зрительный ряд (Приложение 2). |
Какие особенности Н.С.Хрущева как человека, политического деятеля хотел передать автор памятника Эрнст Неизвестный? | Обучающиеся отвечают, предполагают. В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу о неоднозначности, противоречивости, незаурядности личности Н.С.Хрущева. |
Эрнст Неизвестный изобразил Н.С.Хрущева как противоборство двух начал, - светлого - прогрессивного, динамичного, и тёмного - реакционного, статичного. Одно стремится вперёд, другое тянет назад. «Я так и не понял, чего в нем больше: белого или чёрного…», говорил автор.
Популярный американский журнал «Тайм» по традиции в начале января объявляет «Человека года», чья деятельность в наибольшей степени повлияла на события в мире в истекшем году. Человеком 1957 года был назван Н.С.Хрущёв. Но в то же время советский историк, философ, публицист Михаил Яковлевич Гефтер говорит о Н.С.Хрущеве следующее: «Мировой лидер уходил с отечественной сцены банкротом...». Писатель-публицист Гавриил Харитонович Попов в своей книге «Два цвета времени, или Уроки Хрущёва» писал о деятельности Хрущёва «…это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии 2 тома: в белой и чёрной обложках». Мнения современников, историков по оценке деятельности Н.С.Хрущева существенно различаются. Какую позицию Вы разделяете? Никита Сергеевич - человек года, сделавший многое для развития страны ИЛИ же политический банкрот, деятельность которого имела более негативный окрас. Определите это стикерами. |
Обучающиеся слушают учителя, изучая зрительный ряд (Приложение 3). |
Ваше отношение к Н.С.Хрущеву понятно.
|
Обучающиеся высказывают свою позицию, аргументируя свою точку зрения. На столы выставляются таблички тем, которые определяют направление работы групп «Сельское хозяйство и промышленность», «Социальная политика», «Наука, искусство, спорт». Формируется 3 групп. |
Групповая работа |
|
Предлагаю Вам познакомиться с рабочими материалами. Ваша задача: 1) Их прочитать. 2) Выявить мероприятия проводимые в «хрущевскую эпоху», определив их «окрас» (значение) для страны, людей, последствия, которые они имели. 3) Зафиксировать полученные данные на листах, подготовиться к краткому представлению работы группы. |
Обучающиеся изучают представленные материалы. Работая в группе формулируют аргументы, фиксируют их, готовятся к представлению работы группы. |
Представление работы групп |
|
Итак, давайте послушаем, что у вас получилось. Слово предоставляется 1 группе. Задача других групп внимательно выслушать группу, представленные аргументы.
|
Обучающиеся представляют результаты своей работы и знакомятся с результатами работы других групп, задают друг другу вопросы на понимание, уточнение, материалов представленных группами. |
Формулирование проблемы |
|
Переходим к следующему этапу нашей работы - формулированию проблемы.
Как Вы считаете, над какой проблемой мы с Вами сегодня работали? Сформулируйте в группе проблему занятия. |
Обучающиеся формулируют проблему занятия (в группе, затем предлагают свои версии).
Предлагаемые группами формулировки фиксируются на доске. |
Какая из сформулированных проблем более чётко, емко, точно и глубоко отражает суть вопроса? Обоснуйте своё мнение. |
Обучающиеся вступают в диалог, высказывают своё мнение, аргументируя ответы. В ходе обсуждения выбирается наиболее удачный вариант. |
Переводим проблему в задачу |
|
Какой урок дало время Н.С.Хрущева, нам с Вами, живущим в XXI веке? Какой урок мы можем извлечь из событий 50-60 гг.? |
Обучающиеся в группе обсуждают уроки хрущевского времени. Предъявляют своё решение группам. |
Подведение итогов |
|
Изменили ли Вы свою отношение к этому политику относительно начала урока?
|
Обучающиеся дают оценку деятельности Н.С.Хрущева, высказывают своё отношение.
Обучающиеся выполняют задание «Дерево событий хрущевской эпохи».
|
Заключительное слово учителя.
|
|
Рефлексия |
|
Приём незаконченных предложений:
|
Обучающиеся высказываются, анализируют свою работу/позицию на уроке. |