Память и слава героем Великой Отечественной войны. Творческий проект

Разделы: Музыка, Дополнительное образование, Конкурс «Помним тебя, неизвестный солдат»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Паспорт проекта

Предметно-содержательная часть

Коллективный, творческий

Участники проекта

Преподаватели и ученики ГБУ ДО НАО «ДШИ»

Цель и задачи проекта

Цель: формирование у учеников патриотизма, вовлечение детей в изучение истории своего государства, через познавательный интерес.
Задачи:
- развивать патриотические чувства;
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну и народ;
- изучать героическое прошлое нашей страны через песенный репертуар;
- закреплять представление о празднике День Победы;
- формировать нравственно-патриотические качества

Обоснование актуальности проекта

Актуальность данного проекта состоит в изучений историй народа через музыку, что позволяет детям легче усваивать материал, а также активизировать интерес детей к историй своей страны.
2022 год минпросвещения создало федеральный проект, о «Патриотическом воспитании», который направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан РФ. В рамка проекта в образовательных организациях общего и профессионального образования должны проводиться мероприятия патриотической направленности.

Краткое содержание проекта

Проект состоит из трех частей:

1.Подготовительный:

Поиск информаций, подготовка материала.

2.Основной:

Беседы, Лектории,

3.Завершающий.

Концерт с участием детей.

Место реализации проекта

Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, ГБУ ДО НАО «ДШИ»

Материально техническое обеспечение

Ноутбук, мультимедийный комплекс для демонстраций презентаций и видеоматериалов, фотоаппарат, медиатека, принтер, ксерокс, бумага А4 для принтера.

Сроки реализаций проекта

Долгосрочный, 1.09.2021-10.05.2022

Ожидаемые результаты реализации проекта

- повышение ценностного отношения обучающихся школы к проблемам патриотического развития;
- совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
- пополнится словарь, обучающиеся узнают произведения художественной литературы по военной тематике и песни военных лет.
- использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности школы.

Рефлексия деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей.
Оценивание качества результата.

Описание проекта

Аналитическое обоснование

В современном обществе стали уделять большое внимание патриотическому воспитанию детей. Развитие российского государства и общества, модернизация общего образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся.

В настоящее время перед преподавателями стоит проблема: как сделать так, чтобы ребенку было интересно получать сложную для него информацию.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащегося необходима собственная деятельность. Данный проектпоможет внести весомый вклад в изучении одного из исторических этапов нашей страны.

Актуальность проекта бесспорна: в 2022 году будет 77 лет - со Дня Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле - целая вечность. Ветераны, некогда ходившие целыми колоннами на парадах и шествиях, звеня орденами и медалями, нынче растворились в людской массе: иногда по праздникам можно увидеть немногочисленный состав пожилых людей с орденскими планками и медалями на груди. Их осталось очень мало. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым. А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время.

Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений - «Иванов, не помнящих родства».

В преддверии празднования 77-летия Победы нужно еще раз, еще много раз прикоснуться к истории - истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений - важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма.

Автор проекта «Память и слава героям ВОВ», уверен, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско-патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

Стратегия и тактика реализаций проекта

Реализация проекта проходит в три этапа.

  1. Подготовительный или этап планирования включает в себя поиск информаций, подготовка материала, диагностика, изучение информаций, определение целей и задач, определение основных направлений.
  2. На основном или практическом этапе идёт подготовкапесен, открытые мероприятия, прослушивание, подведение итогов основного этапа проекта.
  3. На третьем заключительном этапе: диагностика, анализ полученных результатов, галла концерт победителей конкурсных прослушиваний, награждение победителей и участников, обобщение данного проекта.

Механизмом реализация проекта является информационно-творческий метод.

Этапы реализаций проекта


п/п

Этап

Мероприятия

Деятельность педагогов и учеников

1.

Подготовительный 1.09.21-30.09.21

1.1

1.09.21-7.09.21

Поиск информаций

Преподаватель
Формулируют проблему (цель) - при постановке цели определяется и продукт проекта;
Вводят в сюжетную ситуацию;
Формулируют задачу
Ученики
Вхождение в проблему;
Вживание в сюжетную ситуацию;
Принятие задачи;
Дополнение задач проекта.

1.2

8.09.21-15.09.21

Определение целей и задач

1.3

16.09.21-3.09.21

Определение основных направлений.

1.4

24.09.19.-0.09.21

Подготовка материала

2

Основной 1.10.21-1.05.22

2.1

14.10.21

Лекция-диалог
«История создания песен военных времен»

Преподаватель
Помогают в решении задач;
Помогают спланировать деятельность;
Организуют деятельность Оказывают практическую помощь в подборе материала, готовят концертные номера;
Работа над концертно-лекционным материалом;
Направляют и контролируют осуществление проекта.
Ученики
Формирование специфических знаний, умений, навыков;
Координация работы со всеми участниками проекта.

2.2

24.02.22

Кинолекторий «Музыка из фильмов о войне»

2.2

1.04.22-29.04.22

Подготовка песен и произведений на концерт

2.3

25.04.22-29.04.22

Прослушивание и отбор номеров к концерту.

3

Заключительный 1.05.20-10.05.22

3.1

5.05.22-10.05.22

Анализ полученных результатов

Преподаватель
Готовят и проводят беседу-концерт
Ученики
Представляют слушателям продукт деятельности.

3.2

6.05.22

Концерт участников

3.4

7.05.22-10.05.22

Подведение итогов проекта.

Содержание мероприятий

Лекция-Диалог «История создания песен военных лет»

Мероприятие раскрывает историю создания знаменитых песен, которые прошли войну.

В ходе мероприятия ведущий, расскажет детям о песнях военных лет, а также будут задействован видеоматериал.

«Знаменитые песни о войне», «Фронтовая песня», «Лирическая военная песня», «Военные песни о дружбе».

1. Знаменитые песни о войне (Первая станция)

1. «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача и музыку Александра Александрова

Эта песня, известная также по первой строчке «Вставай, страна огромная!» стала своего рода гимном защиты Родины от фашистов. В конце июня 1941 года были опубликованы стихи поэта Лебедева-Кумача, после чего композитор Александров практически сразу же написал к ним музыку. Впервые она прозвучала 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале, ее исполнила группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски СССР. Песня приобрела массовую популярность и транслировалась по всесоюзному радио ежедневно после боя курантов.

2. «Огонёк». Стихотворение появилось в апреле 1943 года в газете «Правда». Автором стихотворения был Михаил Исаковский, а вот автор музыки неизвестен. Правда, многие композиторы и музыканты, в том числе и М.Блантер, Н.Макаров, Л.Шварц, И.Лаврентьев пытались сочинять, но это была другая музыка. Автор известного всем варианта так и остался неизвестен, а для слушателей музыка стала народной.

3. Весной 1940 года оркестр под названием «Голубой джаз» гастролировал в московском саду «Эрмитаж». Присутствовавший на концерте поэт и драматург Яков Галицкий обратил внимание на яркую, напевную мелодию и тут же, в зале записал в блокноте возникший в его воображении текст. Новая лирическая песня была тепло принята публикой и очень быстро стала шлягером. Её стали включать в свой репертуар известные исполнители: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская. В 1940 году «Синий платочек» был дважды записан на пластинку: 24 сентября в Москве его напела И.Юрьева, а в ноябре в Ленинграде - Е.Юровская.

«Фронтовая песня» (Вторая станция )

1. «Темная ночь»

Эта песня была написана в 1943 году для фильма «Два бойца» Леонида Лукова. Главный герой фильма Аркадий Дзюбин (в исполнении Марка Бернеса) поет эту песню ночью под гитару во фронтовой землянке с протекающей крышей. Песня очень полюбилась советским зрителям, ее зачастую включают в репертуар музыкальных концертов на праздновании Дня Победы 9 мая.

2. «В лесу прифронтовом» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера.

Песня 1943 года, исполнялась советским тенором Георгием Виноградовым под аккомпанемент Краснознаменного ансамбля песни и пляски под управлением Александра Александрова.

3. «Песенка фронтового шофёра» предназначалась для Марка Бернеса. В 1945 году он снялся в эпизодической роли водителя по прозвищу «Минутка» в фильме «Великий перелом» режиссёра Фридриха Эрмлера. Его персонаж возит главнокомандующего и героически погибает, соединив зубами телефонный провод.

В 1947 году Марк Наумович участвовал в радиопередаче «Клуб весёлых артистов». Создатели программы решили «вернуть к жизни» Минутку. Колоритному герою нужна была песня, и за неё взялись давнишние друзья Бернеса.

«Лирическая военная песня» (Третья станция)

1. Жди меня

Стихотворение было написано летом 1941 года и первоначально не предназначалось для публикации. Тем не менее, в январе 1942 года оно появилось в газете «Правда». В этом же году стихи были положены на музыку советского композитора Матвея Блантера. Исполнителями песни в разное время были Эдуард Хиль, Георгий Виноградов, Дмитрий Хворостовский.

2. "В землянке"

Одна из самых лиричных песен, "В землянке", увидела свет случайнейшим образом. В ноябре 1941 года военный журналист и поэт Алексей Сурков, написал стихотворение своей жене, которое отправил в виде письма домой. Сам Сурков вспоминал, что эти "домашние стихи не претендовали на то, что когда-то из них получится печатаемое произведение, а уж про песню и речи не могло быть". Эти строчки действительно могли так и остаться просто письмом, если бы не Константин Листов, вернувшийся из эвакуации композитор. Именно ему удалось превратить стихотворение, изначально претендовавшее разве что на оценку жены Суркова, в известнейшую песню об искренней тоске по любимой.

3. Ты ждешь, Лизавета...

Песня появилась на свет в 1942 году. Вместе с фильмом. Запевал «Лизавету» Петр Алейников, игравший одну из ролей (Василий Гайворон). Пел, конечно, не сам, хотя вполне бы справился, если бы режиссер фильма Леонид Луков доверил спеть ему эту песню. Вместо Алейникова за кадром поет Виталий Власов.

«Военные песни о дружбе» (Четвертая станция)

1. Песня «Первым делом самолеты» написана в 1945 году поэтом Алексеем Фатьяновым и композитором Василием Соловьевым-Седым. Впервые она исполнена в киноленте Семена Тимошенко «Небесный тихоход» - в комедии о трех неунывающих летчиках-фронтовиках.

2. «Три танкиста» - песня из довоенной (1939) музыкальной кинокомедии режиссёра-постановщика Ивана Александровича Пырьева (1901 - 1968) «Трактористы». Автор слов - Борис Савельевич Ласкин (1914 - 1983) - киносценарист, поэт, прозаик, драматург, автор юмористических рассказов и интермедий.

3. «Где же вы теперь, друзья однополчане?» была написана композитором Василием Соловьёвым-Седым на слова поэта-фронтовика Алексея Фатьянова в 1947 году.

Она была создана в рамках состоявшего из шести песен цикла «Сказ о солдате», изначально известного как песенная сюита «Возвращение солдата».

Первой исполнительницей полного цикла песен «Сказ о солдате» стала Клавдия Шульженко. По словам исследователя истории советской эстрады Глеба Скороходова, лирический монолог «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стал лучшей песней цикла, и он «как нельзя больше пришёлся по душе актрисе», которая во время его исполнения вела задушевный разговор со зрителями.

Кинолекторий «Фильмы о войне»

Кинолекторий «Музыка из фильмов о войне»

Задачи кинолектория:

  • познакомить с «золотым фондом» литературных экранизаций о Великой Отечественной войне;
  • воздействовать на эмоциональную сторону восприятия событий Великой Отечественной войны, расширить их знания о том героическом периоде в истории нашей страны;
  • воспитывать у учеников интерес к теме ВОВ;
  • развитие у участников способности выражать свои чувства и переживания.

Сценарий и ход мероприятия

Вед. Добрый день! Сегодня наше мероприятие посвящается «Музыки из фильмов о войне».

Киноленты о войне, это один из вариантов, откуда мы, можем выяснить, какой ценой далась нашей стране Великая Победа.

Во время войны и после воины композиторы и поэты воспевали подвиги героев, а историки написали много трудов на данную тему. Индустрия кино так же не прошла стороной тему Великой отечественной войны, каждый год, снимая новые фильмы.

А мы ребята сегодня с вами совместим музыку и кино в одном мероприятии, посмотрим и послушаем, какие же песни звучат в кинолентах о воине.

И мы начинаем. Песня из фильма «На войне как на войне», «На поле танки грохотали».

Песня сложена в начале Великой Отечественной войны. Представляет собой переделку старой шахтерской песни «Молодой коногон», прозвучавшей в фильме «Большая жизнь» (1940). В фильме ее исполняет отрицательный герой-вредитель Макар Лаготин. В 1946 году была снята вторая серия фильма «Большая жизнь», в которой Макар Лаготин снова исполнял эту песню.

Вариант фронтовой переделки «Коногона» был опубликован в повести Виктора Курочкина «На войне как на войне», а в своем теперешнем варианте она появилась в одноименном кинофильме Виктора Трегубовича, посвященном экипажу противотанковой самоходной артиллерийской установки СУ-85 во время Великой Отечественной войны. Сразу после премьеры кинофильма песня обрела огромную популярность в армейской среде, особенно среди танкистов и артиллеристов-самоходчиков.

Давайте посмотрим отрывок из кинофильма.

Песня из фильма «В бой идут одни «старики» «Смуглянка» (1940г.)

Жизнерадостная и необыкновенно лирическая «Смуглянка», гимн легендарной «поющей» эскадрильи, была создана в сороковом году, как часть песенной сюиты о молдавских партизанах. К началу войны партитура вокального цикла у композитора Анатолия Новикова затерялась, но, воссоздав ноты по памяти, автор показал свои наброски на радио. Однако руководству задорная песенка показалась чересчур фривольной и несерьезной, несоответствующей тяжести военного времени. И лишь позднее, в 1944 году «Смуглянку» оценил и включил в свой репертуар руководитель Ансамбля песни и пляски В.Александров.

Мелодичная и веселая песня о любви партизана и молдавской девушки облетела фронтовые концертные площадки, полюбилась бойцам и труженикам в тылу. В 1974 году песня получила новое дыхание - после выхода всеми любимого фильма «В бой идут одни «старики» ее подхватила вся страна. Лирическая история о смуглянке-молдаванке и поныне звучит каждую годовщину Великой Победы.

Фильм «Два бойца». Песня «Темная ночь».

Песня «Темная ночь». Картина «Два бойца» снималась в сорок втором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов. Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рожденную песню. С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь…» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затемненных городах эта песня очень помогала ждать. А потом была Победа, но триумфальное шествие этой песни продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте «Темную ночь», эту песню у нас в Америке очень любят…» Пожалуй, на этом можно было бы и закончить рассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только еще одна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала с экранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда стали испытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку - то же самое. Поставили третью, пятую, седьмую - брак. Оказалось, что испорчена матрица: техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ее слезами…

К.ф. «Белорусский вокзал». Песня «Мы за ценой не постоим»

История создания песни «Нам нужна одна победа» началась с того момента, как кинорежиссёр Андрей Смирнов по сценарию писателя Вадима Трунина в 1969 году начал подготовку к съёмке фильма «Белорусский вокзал». В этой киноленте, несмотря на то, что она посвящена военной тематике, согласно сюжету, нет ни одного фронтового кадра времён Великой Отечественной войны. По сценарию фильма четверо однополчан встречаются через двадцать пять лет по весьма грустному поводу: похороны своего боевого командира. Действие происходит в течение одного дня, насыщенного разными событиями. За это время фронтовые друзья, попадая в различные передряги, по-прежнему верны солдатскому братству и готовы в любой ситуации прийти на помощь друг другу. По задумке Вадима Трунина кульминационным моментом киноленты должна быть сцена, когда главные герои нежданно являются в гости к медсестре Рае, во время войны служившей в их батальоне. В уютной обстановке, поминая умершего боевого товарища и былую ратную жизнь, они просят хозяйку дома спеть их любимую фронтовую песню. О том, что эта композиция необходима в фильме «Белорусский вокзал» указывала особая отметка в сценарии. Работа над кинолентой шла полным ходом, уже отсняли довольно много сцен, но песни до сих пор не было, так как режиссёр фильма отвергал всё то, что ему предлагали. Для себя он чётко определил: это должна быть композиция с содержанием, несущим в себе особый эмоциональный посыл, то есть искренняя и идущая от души. После долгих раздумий Андрей Смирнов решил обратиться к поэту, познавшему горький вкус войны - Булату Окуджаве. Подсунутый и прочтённый сценарий на Окуджаву тоже ни малейшего впечатления не произвёл, и только настойчивая просьба Смирнова посмотреть уже отснятый материал фильма дала результат. После увиденных в просмотровом зале Мосфильма готовых сцен киноленты «Белорусский вокзал» Булат Шалвович взволновался, расчувствовался и согласился. Как только в поэтическом тексте была поставлена последняя точка, Окуджава, не мешкая, отправился на киностудию, чтобы заказчики оценили плоды его творения. На Мосфильме Булата Шалвовича с нетерпением ждали не только Андрей Смирнов с Альфредом Шнитке, но и ещё несколько заинтересованных человек из киногруппы.

Зайдя в студию, поэт, смущаясь перед авторитетом знаменитого композитора, попросил разрешения во время представления песни воспользоваться, стоящим там роялем. Окуджава пояснил, что сочиняя стихи, ему непроизвольно на ум пришла мелодия, поэтому на данный момент исполнит песню, так как она получилась, а затем отдаст композицию в руки настоящего профессионала. Песню Булат Шалвович пел дрожащим от волнения голосом, при этом мелодию наигрывал одним пальцем. Все слушатели сидели угрюмо сосредоточенные, а когда песня закончилась, поначалу никто какое-то время не проронил ни слова. Неловкую ситуацию разрядил Шнитке: он отметил, что это весьма интересный вариант и попросил пропеть ещё раз. В следующем исполнении песни поэту дуэтом помогал композитор, а затем её вместе с режиссёром с энтузиазмом подхватила вся съёмочная группа. Альфреду Гарриевичу композиция действительно очень понравилась и об этом говорит тот факт, что в эпилоге фильма именно эта мелодия в его оркестровой аранжировке сопровождает документальные кадры, отображающие победное возвращение солдат на Белорусский вокзал весной 1945 года.

С чего начинается Родина - т/с «Щит и меч».

«С чего начинается Родина» - легендарная песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч» 1968 года. «Щит и меч» - четырёхсерийный художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый по одноимённому роману Вадима Кожевникова.

Киноэпопея «Щит и меч» была одной из самых популярных в СССР в первую очередь из-за песни «С чего начинается Родина», написанной Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером. Эту песню исполняли в школах, «Букварь» начинался именно с этого стихотворения: «Мама мыла раму» и «….а может она начинается с картинки в твоем Букваре».

Сюжет был необычен для фильмов о войне: за все без малого шесть часов экранного времени не было показано ни одного сражения, только внутренняя агентурная кропотливая работа по спасению жизни своих соотечественников и срывы гениально разработанных планов немецкого командования. К чести авторов фильма нужно сказать, что абвер изображен как хорошо подобранная команда умных и тактически мыслящих людей, в среде которых и приходилось работать советскому разведчику Белову-Вайсу.

Александр Белов, по легенде ЙоганнВайс, в 1940 году был под видом репатрианта внедрен в Германию вместе с другом Генрихом Шварцкопфом, который был настоящим немцем и эта дружба позволила Шуре легко войти в доверие к дяде Генриха. Дальше уже была технически самая сложная роль: стать своим среди чужих, выжить, спасти максимум пленных людей и по мере своих сил приблизить Великую Победу.

В СССР фильм снискал поистине всенародную славу и стал одним из самых любимых фильмов к празднику 9 мая!

Основная идея фильма: Родина начинается с любви к ближнему, к своей земле, к памяти и мы просто обязаны сохранить эту память для потомков в чистоте! Подобные фильмы несли правду о событиях тяжелого времени для всего Советского Союза. Герой был выписан Вадимом Кожевниковым с реально существовавшего разведчика Александра Святогорова, умершего в 2008 году.

Концерт «Песни о войне»

  • Большой концерт номеров из мероприятий данного проекта.
  • Награждение активных участников проекта.

Ход мероприятия

Без объявления звучит произведения «Священная война».

Добрый вечер! Дорогие друзья. Наш концерт начался с замечательного произведения «Священная война» А.В.Александрова. Эта песня, известна также по первой строчке «Вставай, страна огромная» она стала своего рода гимном защит родины от фашистов. Впервые песня священная война прозвучала 26 июня 1941 на Белорусском вокзале, ее исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени А.В.Александрова.

«Прощание славянки» написан в 1912 году под впечатлением «Балканской войны», является по существу национальным маршем, символизирующий проводы на войну. За границами России является одним из самых узнаваемых «музыкальных символов» Российской империи, Советского союза и Российской Федерации.

Итак, звучит «Прощание славянки» играет Вараксина Диана и Кропотина Роза Николаевна кл.преподователя Бархатова Н.К.

Песня "Темная ночь" была написана в 1942 году, для кинофильма "Два бойца" на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня "Темная ночь".

Звучит "Темная ночь", сл. В.Агатова, муз. Н.В.Богословского играет Куличенко Степан кл.преподователяБархатова Н.К.

Песня «Яблочко» - русская песня-частушка, популярная среди революционных солдат, а также под ее мелодию исполняли матросский танец. Со временем «Яблочко» стало своеобразным матросским гимном.

Звучит матросская песня «Яблочка» в исполнении ансамбля ложкарей, руководитель ансамбля Загитова А.А

«Жди меня»

Стихотворение было написано летом 1941 года и первоначально не предназначалось для публикации. Тем не менее, в январе 1942 года оно появилось в газете «Правда». В этом же году стихи были положены на музыку советского композитора Матвея Блантера. Исполнителями песни в разное время были Эдуард Хиль, Георгий Виноградов, Дмитрий Хворостовский.

Читает Сорокина Катя

«Жди меня». Дуэт преподавателей Регаловская Мария Андреевна и Гареева Марина Раисовна

Катюша

Блантер однажды спросил Исаковского нет ли у него стихов что бы положить на музыку он ответил что есть и вспомнил про несколько начатых строф «Катюши». Композитору очень понравилось и он начел писать множество вариантов мелодии , пока не родилась замечательная мелодия «Катюши».

Встречайте младший хор песня «Катюша», рук Струтинская Р.М, аккомпаниатор Гареева М.Р.

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек». В 1940 году в московском саду "Эрмитаж" выступал польский оркестр "Голубой джаз" , на этом концерте побывал поэт и драматург Яков Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.

Встречайте Дуэт Загитова Альбина Андреевна и Детятева Эмилия «Синий платочек».

Песня «Первым делом самолеты» написана в 1945 году поэтом Алексеем Фатьяновым и композитором Василием Соловьевым-Седым. Впервые она исполнена в киноленте Семена Тимошенко «Небесный тихоход» - в комедии о трех неунывающих летчиках-фронтовиках.

Песня «Первым делом самолеты» вокальный ансамбль «Нюанс», рук Струтинская Р.М, аккомпаниатор Гареева М.Р.

«В землянке» - советская песня времён Великой Отечественной войны. Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова. Одна из самых первых лирических песен военных лет.Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне в своем письме к ней.

Бабенко Максим и Варламова Даша «В землянке». Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова.

«На солнечной поляночке»

Летом 1942 года состоялось знакомство композитора Василия Соловьева-Седова и поэта Алексея Фатьянова.На второй деньзнакомсто он принес композитору стихотворение, старательно выписанное на листе,вырванном из книги. Оно его сразу обворожило. Вскоре стихотворение Фатьянова «На солнечной поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». В 1943 году Соловьев-Седой приступает к написанию музыки песни «На солнечной поляночке».

Читает Кокина Софья «На солнечной поляночке».

«Смуглянка»

В 1940 году по просьбе руководства Политуправления Киевского военного округа для Окружного Ансамбля песни и пляски поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. В начале Великой Отечественной войны ноты цикла у Новикова потерялись. Восстановив по памяти черновые наброски, Анатолий Григорьевич показал "Смуглянку" на радио. Но "несерьезная" песня не произвела впечатления на руководство. Только в 1944 году, когда песня потихоньку разошлась по фронтовым ансамблям, случилось исполнение песни на концерте, который транслировался по радио.

«День Победы»

«День Победы» - песня на слова Владимира Гавриловича Харитонова (1920 - 1981) и музыку Давида Фёдоровича Тухманова (рожд. 1940), созданная в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Песня - лауреат двух телевизионных фестивалей. По своей популярности она стала настоящим гимном Победы. Песня посвящена фронтовикам.

Дуэт преподавателей Регаловская Мария Андреевна и Гареева Марина Раисовна

Программа концерта

Место проведения - ДШИ п. Искателей.

Время проведения 6.05.2022. Начало в 17 часов.

Ответственная Струтинская Р.М, ведущая Струтинская Р.М.

Исполнитель / класс

программа

преподаватель
концертмейстер
ИЛЛЮСТРАТОР

1

Вараксина Диана

«Прощание славянки» А.В.Александрова

Бархатова Н.К
Кропотина Р.Н

2

Куличенко Степан

"Темная ночь", сл. В.Агатова, муз. Н.В.Богословского

Бархатова Н.К
Кропотина Р.Н

3

Ансамбль ложкарей

«Яблочко» матросский танец

Загитова А.А

4

Дуэт преподавателей Регаловская Мария Андреевна и Гареева Марина Раисовна

«Жди меня» муз. Блантер

5

Младший хор

«Катюша» муз. Блантер. Сл.Исаковский

Гареева М.Р.
Струтинская Р.М.

6

ДуэтЗагитова Альбина Андреевна и Дитятева Эмилия

«Синий платочек» Е.Петерсбургский, сл. Я.Гольденберг

Загитова А.А

7

Ансамбль «Нюанс»

«Первым делом самолеты» В.Соловьева-Седова, А.Фатьянова

Гареева М.Р.
Струтинская Р.М.

8

Бабенко Максим и Варламова Даша

«В землянке». Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова

Бархатова Н.К

9

Дуэт Ваганов Антон, Заречнев Максим

«Смуглянка» Я.Шведовым, А.Новиковым

Ильченко Е.С.

10

Дуэт преподавателей Регаловская Мария Андреевна и Гареева Марина Раисовна

«День Победы» слова Владимира Гавриловича Харитонова и музыку Давида Фёдоровича Тухманова

Заключение

Прослушивая песни о Великой Отечественной войне, мы словно переживаем чувства солдат, защищавших Родину в боях, чувства их матерей и детей, ожидавших их возвращения, и то неописуемое состояние счастья, которое испытали все жители Советского Союза 9 мая 1945 года.

После завершения проекта было проведено анкетирования в ходе, которого выявись увеличения уровня знании песен Великой Победы.

  1. Первый вопрос, «Какие песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, вы знаете?», высокий уровень получился у 41% (знания 5 или более песен), средний 41% (знания 3-4 песни), низкий 18% (1-2 песни).
  2. Второй вопрос, «Какие чувства у вас вызывают эти песни?» большинство тестируемых написали чувства грусти.
  3. Третий вопрос «Часто ли звучат эти песни по радио?» в этом вопросе ребята разошлись во мнении и 65% написали, да часто и 35% нет, не часто.
  4. Четвертый вопрос «Ваша любимая песня?» больше 70% опрошенных написали «Катюша», 25% разные другие песни.
  5. Пятый вопрос «Приходилось ли вам исполнять такие песни?», все тестируемые написали да, приходилось.
  6. Шестой вопрос «Ваши бабушки и дедушки рассказывали вам про песни, которые пели их родители?» всего 25% да, рассказывали, 75% нет, не рассказывали.

В тестировании участвовало 24 ученика.

Считаю, что проект актуален и эффективен, так как направлен на познавательную деятельность обучающихся и их развитие, а также формированию у них нравственно-патриотического воспитания.

Приложение

Список используемой литературы

  1. «Любимые песни военных лет». Завадская Н. Издательство: Советский композитор Москва. 1987г.
  2. «Песенная летопись Великой Отечественной войны». А.И.Железный.
  3. «Песни войны и Победы». Кузин О. Издательство: Трибуна, Голос-Пресс.