Если нельзя взрастить ребенка,
чтобы он совсем не болел, то
во всяком случае, поддерживать
у него высокий уровень здоровья
вполне возможно.
Н.М.Амосов
Ни у кого не вызывает сомнения что сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни является одной из важных задач в современной школе. Чтобы поддерживать все ресурсы, необходимые для успешного обучения, такие как:
- физические ресурсы (физическая работоспособность, быстрота);
- интеллектуальные ресурсы (умственная работоспособность, познавательная активность, логика, умение критически мыслить, хорошая память и др.);
- личностные ресурсы (стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, позитивное самоотношение, адекватная самооценка и др.);
- эмоциональные ресурсы (умение управлять эмоциями, сопереживать др.);
- информационные ресурсы (умение работать с информацией, знания в области здоровья и образа жизни и др.);
учебный процесс должен удовлетворять следующие потребности учащихся:
- потребность в движении;
- потребность в общении;
- потребность ощущать безопасность;
- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
- потребность чувствовать себя личностью.
Следовательно, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся.
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
Так как проблема здоровья школьников стала приоритетной, передо мной встали вопросы:
- Как сделать процесс обучения комфортным для детей?
- Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока?
- Как повысить мотивацию учеников к изучению английского языка?
Я нашла ответ на все эти вопросы в технологии модерации. В основу разработки целей, принципов, содержания и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов. Moderare - в переводе с латинского означает приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Цель моей деятельности - формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся на уроке через применение технологии модерация.
Задачи:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать представление о здоровом жизненном стиле, многофакторности понятия «здоровый образ жизни»;
- инициировать процесс осознания своего отношения к здоровью как о главной ценности;
- воспитывать уважительное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
В логике данной концепции роль учителя заключается в том чтобы:
1. Приводить в равновесие психофизическое состояние обучающихся
Согласно исследованиям ученных в нормальной динамике работоспособности здоровых школьников выделяют три фазы.
Фаза |
АМО |
Первая фаза характеризуется приспособлением к деятельности. В этот период наблюдается повышение работоспособности. Это фаза "врабатывания", для нее характерен поиск наиболее экономичного уровня функционирования всех систем организма. Но все эти изменения происходят только в том случае, если ребенок здоров, эмоционально спокоен, если он хорошо выспался и с удовольствием пришел на урок. |
АМ выяснения ожиданий и опасений.
АМ презентации учебного материала.
|
Вторая фаза работоспособности протекает на фоне повышенной возбудимости и функциональной подвижности нервных процессов, что отражается в более высоком уровне количественных и качественных показателей работоспособности. В этой фазе организм работает в оптимальном для него режиме. Известно, что работать с оптимальной нагрузкой можно долго без признаков утомления. В организме при оптимальном темпе работы все энергозатраты успевают компенсироваться, так как все системы, в том числе дыхания и кровообращения, обеспечивающие снабжение головного мозга кислородом и питательными веществами, работают синхронно. |
АМ проработки темы и предоставления информации.
|
Третья фаза работоспособности характеризуется сначала постепенным, а затем резким снижением качества и количества выполняемой работы. Постепенно снижаются возбудимость и функциональная подвижность нервных клеток, нарушается сложившийся баланс между возбуждением и торможением. Сначала начинает преобладать возбудительный процесс - это так называемая фаза двигательного беспокойства (ребенок начинает делать бессознательные движения, вертеться). Затем происходит резкое снижение работоспособности вследствие ухудшения функционального состояния нервной системы, развивается так называемое охранительное торможение, лежащее в основе процесса утомления. |
АМ релаксации и активизации.
|
2. Управлять процессом формирования здоровьесберегающего мышления
Цель технологии - эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Следуя ключевым принципам модерации:
- структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
- комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Управление процессом происходит не заметно для обучающихся. Чтобы реализовать педагогическое условие, интенцию мотивации на формирование здорового образа жизни, технология модерации позволяет мне использовать оценку, взаимооценку и самооценку деятельности учащихся на уроке. Школьники ведут «Языковое Портфолио ученика» (инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда). Рефлексия каждого этапа урока мотивирует учащихся на дальнейшее обучение. На этапе презентации результатов использование АМ «Выставка плакатов», «Рынок мнений», «Формы группового общения» позволяют презентовать освоенный материал в форме ролевой игры. Таким образом, личностно ориентированная - модель образования выступает методом сохранения и укрепления здоровья.
На каждом этапе урока через создание определённых учебных ситуаций, с помощью учебных заданий поддерживается доминанта учащихся, а сами учебные ситуации поддерживают доминанту учитителя на формирование здоровьесберегающего мышления.
Содержание предмета английский язык позволяет мне реализовывать его здоровьесберегающий потенциал, рассматривая темы с позиции здоровьесбережения и формирования валеологических знаний. Примеры уроков с элементами здоровьесбережения.
Тема урока
|
Вопросы здоровьесбережения |
Я и моя семья. |
Распорядок дня. Значимость сна для здоровья школьника. |
Черты характера. |
Саморегуляция. Как воспитать характер. Как управлять своими эмоциями. Что такое хорошо, а что такое плохо? |
Комната, предметы мебели, предметы интерьера. |
Правила безопасного поведения дома. |
Здоровый образ жизни. |
Факты и мифы о здоровом образе жизни.
|
Школьное образование. |
Правила безопасности школьника. Учение с увлечением. |
Еда. |
Какая еда полезная? Меню школьника. Вредные пристрастия в еде. Как питание влияет на здоровье? |
В своей работе применяю различные формы организации учебного процесса: создание проектов, мозговой штурм, игры, тренинги, конкурсы, выпуск стенгазет, выставки рисунков. Так совместно с учащимися 7 класса мы реализовали школьный проект, направленный на увеличение двигательной активности младших школьников. Суть проекта заключалась в создании сборника игр для младших школьников. На каждую букву алфавита учащиеся старались найти игру, в которую играют британские дети. Реализация проекта длилась шесть месяцев. На данный момент сборник игр занимает достойное место в копилке моих авторских методов. Игры с успехом использовались в летнем лагере и на переменах.
3. Регулировать движение каждого обучающегося в сторону успеха, как важной составляющей социального здоровья
Урок в жизни ребенка - это урок жизни для него. Он учится работать, он учится анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми в коллективе, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный мир, прикасаясь к источникам духовности - науке, искусству, морали.
Модель урока по технологии модерации сообразна модели создания ситуации успеха, успех каждого обучающегося зависит от успешности всех участников, и наоборот.
Модель создания ситуации успеха
|
Модель урока по технологии модерации |
1. Снятие страха. |
Фаза инициации.
|
2. Авансирование успешного результата. |
Фаза формирование ожиданий.
|
3. Внесение мотива. |
Фаза вхождение в тему. Показывает ребенку ради чего, совершается деятельность.
|
4. Персональная исключительность. |
Фаза проработки содержания темы.
|
5. Мобилизация активности |
Фаза проработки содержания темы.
|
6. Высокая оценка детали. |
Фаза подведения итогов. Рефлексия.
|
Уроки, проведенные с использованием данной технологии, помогают учащимся пережить ситуацию успешности, тем самым повышают мотивацию учения и развивают познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности. Кроме того они стимулируют к высокой результативности труда, корректируют личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, развивают инициативность, креативность, активность. Такие уроки являются основным условием формирования социального здоровья, когда учащиеся могут активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, противодействовать негативным жизненным процессам.
Таким образом:
- Применение технологии модерации позволяет формировать здоровьесберегающую компетентность учащихся.
- В содержание формирования здоровьесберегающей компетентности входят её следующие элементы: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, готовность к здоровьсберегающей деятельности и способность её осуществлять.
- Эффективность формирования здоровьесберегающей компетентности на уроке обеспечивается при реализации следующих педагогических условий: организация учебного процесса с учётом физиологических особенностей учащихся, имеющих адресный характер; последовательная реализация учителем здоровьесберегающего потенциала содержания учебных предметов; обеспечение на уроке гармонизации здоровьесберегающей среды путём импликации её пространственно-предметного, эмоционального, технологического, социально-ценностного компонентов.
- АМО способствуют интенции мотивации на формирование здорового образа жизни.
- Формирование психоэмоциональных состояний учащихся на уроке происходит средствами рефлексивной направленности учебной деятельности школьников.
Результативность представленного педагогического опыта.
На данный момент наиболее значимыми результатами применения технологии модерации при обучении английскому языку можно считать следующие:
- Повышение мотивации к урокам английского языка;
- Создание психологической комфортности процесса обучения;
- Увеличение работоспособности и усиление концентрации внимания;
- Развитие самостоятельности, активности, умение найти правильное решение, дети учатся планировать свои действия;
- Улучшение результатов обучения;
- Сформированность у учащихся умения осуществлять целенаправленную практическую деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
В заключение хочу отметить, что мастерство определяется, как способность выступать наставником для таких же, как ты профессионалов.