«Человек в известной степени вырастает,
когда познаёт себя и свою мощь.
Внушите человеку сознание того,
что он есть, и он скоро научится
быть также тем, чем должен быть»
Фр.Шеллинг
Мечта любого педагога - хороший талантливый ученик. Но не все дети, которые приходят заниматься музыкой, имеют ярко выраженные музыкальные способности. Педагог должен пробудить мысли и чувства ребёнка, развить его артистизм, научить исполнять музыку. Настоящий учитель, а не ремесленник должен не только обучать, но и воспитывать. Помимо музыкально-технических задач: развития слуха, ритма, беглости и послушности пальцев и т.д. необходимо воспитать исполнителя, который творит музыку, а не просто нажимает не заданные клавиши в заданном ритме, с заданной нюансировкой: здесь потише, а там погромче.
Главная установка хорошего учителя: «Мои ученики - очень талантливые дети. Я их люблю, и вместе мы достигнем всего, чего пожелаем!». А первая задача учителя - находить и устранять те причины, которые мешают в полной мере развиваться способностям и талантам ребёнка, которые тормозят и не позволяют ему успешно и легко, а следовательно, с радостью и возрастающим желанием заниматься выбранным делом. Когда точно сформулирована конкретная цель в работе с учеником, каждое действие педагога начинает работать на достижение этой цели. Эта работа носит коррекционный характер, благодаря чему дальнейшее развитие и обучение пойдёт быстрее и успешнее, будет приносить удовольствие и детям, и учителям. Проблемы следующего этапа - это развитие различных видов внимания (например, многоаспектного), развитие различных видов памяти (слуховая, эмоциональная, словесно-логическая и другие), а также развитие чувств, интеллекта, креативности- той триады, которая определяет степень талантливости человека. Третье направление в работе - это формирование личностных качеств, обеспечивающих ребёнку развитие своих талантов и способностей. К этим качествам относятся стремление к совершенству, трудолюбие, самоуважение, самостоятельность, самосознание и многие другие. Суть воспитания пианиста - развитие волевых качеств ребёнка. Ученик должен развиваться быстро, эффективно, уметь работать самостоятельно дома. Осознанность и воспитание самостоятельности в работе ребёнка тянет за собой интерес к обучению. Если ребёнок убеждён, что какой-то вид работы ему нужен, то он будет им заниматься дома, если ребёнок не пришёл к этому убеждению, то он скорее всего дома этим заниматься не будет. Поэтому надо как можно подробнее и доступнее объяснять ребёнку смысл всех заданий: для чего нужно играть правильной аппликатурой, почему в этом месте надо снять руку и т.д.
Перед ребёнком надо постоянно ставить цели, главная из которых- это развитие его мышления. Убеждать на примерах из жизни, что нет ни одного действия, которое не было бы сначала мыслью в голове, а лишь затем - действием в реальности. Это работает во всех сферах жизни. Каждое действие имеет определённые последовательные этапы, без соблюдения которых нельзя достигнуть даже совсем простую цель. Педагог должен правильно настроить ребёнка: ни одного задания на уроке без объяснения, зачем это необходимо, как это важно. Примеры, которые приводит педагог не касаются непосредственно фортепиано, они касаются жизни (аппликатура- руководитель своих пальцев, каждому из них - конкретный план). В основе обучения и общения на уроках фортепиано лежит индивидуальный подход. Иногда нужно больше уделить внимание ребёнку, нежели разучиванию пьесы, чтобы в перспективе зазвучала пьеса. Несмотря на то, что учитель ограничен во времени на уроке, развитию личностных качеств ученика надо уделить должное внимание. Ребёнка можно привести к какой-либо идее через серию вопросов, которые становятся его идеей, его пониманием, его мыслью. В дальнейшем ученик пользуется этой мыслью, как своей собственной и действует, сообразно ей. Важно, чтоб на уроке ни одно слово педагогом не было сказано просто так, без цели. Ученики все разные, но к каждому нужно подобрать слова, которые вызовут отклик в душе именно этого ребёнка. Всегда надо идти от конкретного ребёнка, его возможностей. Для маленьких детей самый доступный вид деятельности - это игра.
Игры могут быть разными: имитационные, ролевые. Рассмотрим некоторые, которые полезны при занятиях фортепиано. Игра для маленьких «Научи маму». Ребёнок дома объясняет маме, как исполнить произведение, выученное на уроке. Он берёт на себя роль учителя, тем самым ещё раз повторяя и продумывая план работы над произведением. После такого «обучения» пьеса понятна ребёнку, практически выучена в голове. Остаётся только сесть за инструмент и повторить самому. В дальнейшем эта игра перерастает в другую: «Научился сам - научи другого». Суть этой игры та же, только теперь нужно научить своего друга, который тоже обучается на фортепиано. Следующим этапом будет игра «Сам себе учитель». Это работа со своей видеозаписью. Ребёнок записывает свою пьесу на видео и при просмотре анализирует игру: где он замедляет, где останавливается и т.д. В процессе этой игры ребёнку хорошо взять на себя роль учителя, а замечания делать как бы другому человеку. Получается ролевая игра, где замечания делаются не себе, а своему воображаемому «ученику». Часто это сделать проще, таких замечаний становится больше, что способствует развитию внутреннего слуха и не понижает самооценку ребёнка. Что касается внутреннего слуха, то можно привести слова Р.Шумана: «Музыка должна начинаться в голове, как и любое дело. А пианист должен «уговорить фортепиано» произвести то, что он хочет. Это и есть мысленная игра - заставить свои пальцы, своё тело сделать нужное ему исполнение. Что правильно для уха и мозга, то правильно для механизма игры. Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, а не наоборот.» [4]
Развитию внутреннего слуха способствуют мыслительные практики. Начинать работать в этом направлении надо с первых уроков, самых простых пьес. Если работать от простого к сложному, то ученик по-другому и не мыслит . Материал усложняется, но принцип остаётся прежним. Остановимся на некоторых из них. Игра на столе по памяти выученную пьесу с правильной аппликатурой. Ребёнок представляет внутренним слухом, как звучит пьеса и старается точно «исполнить» её на столе. Ещё один приём, при помощи которого укрепляется связь зрения со слухом - это слушать запись пьесы в хорошем исполнении и смотреть в ноты. При разборе пьесы можно разбить её на удобные части (предложения или фразы в зависимости от произведения) и сделать подробный гармонический анализ произведения, записав его цифровкой. Эта запись может служить подсказкой при начальном исполнении наизусть. Более сложный вид работы- это смотреть в ноты и играть на столе, а затем закрыть ноты и играть по памяти пьесу по предложениям. Когда пьеса уже выучена, можно предложить играть с преподавателем наизусть: ученик левую руку, преподаватель- правую и наоборот. А также играть одну руку на фортепиано, а вторую - мысленно (на крышке инструмента, на коленях и т.д.), менять руки. Ещё один вид работы - записать по памяти ноты простых песенок , хорошо известных с детства. Можно предложить ребёнку написать свою фактуру, сочинённую к данной пьесе. Это надо делать не за инструментом, а по памяти, предложив ребёнку игру «в настоящего композитора». Известно, что играть в быстром темпе - значит мыслить в быстром темпе, и для развития скорости мышления можно поиграть «в ансамбле» с записью своей пьесы, найденной в Интернете и сделанной уже в концертном исполнении. При работе над произведением на последующих этапах предложить ребёнку прослушать как можно больше разных интерпретаций и выбрать наиболее понравившуюся. Объяснить, почему выбрал именно эту, что именно понравилось? Послушав многие исполнения, поставить задачу, создать свою интерпретацию. Чтение с листа - очень нужный навык, развитию которого необходимо уделять большое внимание. При чтении с листа предложить ребёнку проанализировать произведение с подробным гармоническим анализом, мелодии (ритм, скачки, фактура и т.д.). Для развития навыка чтения с листа существует следующий метод: учитель закрывает листом сначала по полтакта, а потом по такту вперёд. В старших классах хорошо читать с листа с метрономом.
Подводя итог всему вышесказанному, можно привести цитату Г.Нейгауза: «Считаю, что одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. Стремясь сознательно к этому, я в то же время не хочу свести себя к нулю как человека, к личность; хочу только перестать быть милиционером, гувернёром, тренером и хочу остаться одним из многих жизненных двигателей ученика, одним из впечатлений этого бытия наряд с другими, пусть более сильными или более слабыми». [1]
Литература (источники)
- Нейгауз Г.Г.Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М.,1987.
- Смирнова Т.И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. М. 2003.
- Смирнова Т.И. Интерпретация. Из серии бесед Воспитание искусством или искусство воспитания. М. 2001.
- Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М. 1959.
- https://www.youtube.com/watch?v=GL9B8rHfUmM&t=10612s