Методическая разработка урока физики по теме «Сила трения»

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Класс: 7

Ключевые слова: сила трения


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (468 кБ)


Технологическая карта урока физики

Класс: 7 класс.

УМК: Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2017.

Цели урока:

  • Деятельностная:
    • уметь измерять силу трения, объяснять причины трения, выделять особенности силы трения;
    • способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
    • способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы;
    • развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге.
  • Предметно-дидактическая: создание условий для формирования понятия «сила трения», «сила трения покоя», «сила трения скольжения», «сила трения качения».

Задачи:

  • Образовательные: способствовать формированию представления о силе трения; умения объяснять причины трения, выделять особенности силы трения, приводить примеры силы трения в природе, технике, быту, измерять силу трения;
  • Развивающие:
    • развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;
    • развивать умение работать группой;
    • формировать читательскую грамотность (умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из текста и других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию);
    • пробуждать интерес к творчеству;
  • Воспитательные:
    • развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения;
    • формирование у учащихся социально ориентированного взгляда на мир в его разнообразии;
    • формирование нравственных качеств личности;
    • воспитывать культуру межличностного общения, акцентируя внимание на взаимоуважении и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты урока:

  • Предметные УУД:
    • знать понятие силы трения, причины возникновения трения, способы уменьшения и увеличения трения;
    • значение силы трения в жизни человека, быту, технике;
    • уметь проводить классификацию сил трения;
    • овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы трения.
  • Метапредметные УУД: способность извлекать информацию из текста, различных источников, свободно пользоваться справочной литературой.
  • Познавательные УУД:
    • уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сравнивать, обобщать, строить рассуждения;
    • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • уметь находить примеры использования силы трения.
  • Личностные УУД:
    • научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
    • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;
    • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.
  • Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока, высказывать предположения на основе наблюдений, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Коммуникативные УУД:
    • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников, обсуждение);
    • уметь отстаивать своё мнение;
    • уметь представить полученные результаты.

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок формирования новых знаний.
  • По способу организации: урок-исследование.
  • По ведущему методу обучения: комбинированный урок.

Методы обучения:

  • По виду передачи и восприятия учебной информации:
    • методы словесной передачи и слухового восприятия (беседа, диалог, инструктаж перед выполнением опытов, работа с учебником, составление плана);
    • методы наглядной передачи и зрительного восприятия (представление учебного материала на доске, в презентации);
    • практические методы обучения (выполнение оздоровительных упражнений).
  • По характеру учебно-познавательной деятельности школьников по усвоению содержания образования: исследовательский метод.
  • По степени педагогического управления деятельностью, учащихся со стороны учителя: методы непосредственного управления деятельностью, учащихся со стороны учителя.
  • По основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе учебного занятия:
    • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
    • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
  • По логике изложения и усвоения учебного материала: индуктивный метод (в результате исследования учащиеся подводятся к обобщениям и выводам).

Средства обучения: учебник, мультимедийный проектор, электронная презентация, динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, стекло, резина.

Организационная структура урока