В век информатизации общества школа должна пользоваться не только традиционными методами обучения, но и активно внедрять в учебную деятельность новые технологии. Такую возможность предоставляет нам сеть Интернет.
Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен ими и предоставление их обучающимся для обучения. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.
С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что учителю придется самому становиться автором и разработчиком.
Для решения данной проблемы одними из самых удобных, понятных и доступных в использовании являются сервисы Google с большим количеством инструментов для коллективной и индивидуальной работы.
Основные его характеристики
1) Возможность создавать офисные документы онлайн (текстовые документы, презентации, таблицы, формы и т.д.) Например: формы очень удобны для сбора различных сведений их часто собирают классные руководители. Вы создаете форму и даете ссылку детям (на своем сайте, сайте класса, вашем блоге или блоге класса и т.д. или можете распечатать и раздать). Ученики дома или в школе переходят по этой ссылке, заполняют форму и все сведения попадают сразу в вашу таблицу с соответствующими столбцами. Здесь вы можете редактировать и сортировать данные по вашему усмотрению, и эта таблица совершенно спокойно экспортируется в MSExcel.
2) Возможность открыть этот документ для других людей в разных вариантах (читателя или редактора) это функция называется «совместный доступ». Мы можем с детьми создавать и редактировать один документ на всех или по группам. Или дети могут писать сочинения и открывать доступ учителю для проверки. Это удобно, когда кто-то болел и на уроке не присутствовал. Или для работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам. В некоторых вариантах даже при даче домашнего задания.
3) Возможность встроить этот документ окошком в различные места, например: сайты, блоги форумы. Вы на свой сайт или блог можете встроить материал окошком. Ваша презентация, например, будет выглядеть окошком, в котором будут кнопки вперед, назад и развернуть на весь экран, т.е. детям не надо будет никуда переходить по ссылкам. Вы можете разместить весь материал к уроку в одном месте, где они могут получить теоретический материал и домашнее задание.
Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету.
Нами был разработан сайт для городской интегрированной игры по истории и литературе "Я только слышал о войне…"
Основные цели реализации проекта:
- создание условий для развития мотивации к изучению гуманитарных наук (истории и литературы) как основы формирования нравственного начала личности;
- способствовать повышению значимости использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;
- способствовать формированию и развитию метапредметных связей;
- формирование ключевых компетенций обучающихся.
При разработке данного сайта нами были применены многие сервисы GOOGLE, что обеспечило эффективное участие обучающихся в городской игре. Например, на главной странице сайте ребята могли ознакомиться с общей информацией о игре, условиями ее проведения и заполнить стартовую форму участника через GOOGLE-форму, в которой учащиеся имели возможность закрепить данные своей команды и эмблему.
Сам сайт включает в себя четыре страницы: стартовую с правилами игры и общей информацией, страницу с основными этапами игры и прикрепленными на нее заданиями в формате текстовых документов, а также результаты конкурсов - в формате табличного документа. На третьей странице сайта можно познакомиться с участниками игры, списочным составом и эмблемами команд. Четвертая и заключительная страница посвящена итогам игры, опубликована итоговая таблица результатов по совокупности всех конкурсов и указаны списки победителей и призеров игры.
Подводя итоги, стоит отметить, что при проведении городских мероприятий с использованием дистанционных технологий увеличивается количество участников, открываются новые возможности для реализации творческого, интеллектуального потенциала, создаются условия для доступа к заданиям в онлайн режиме.