Деловая игра - условное воспроизведение,
имитация, моделирование некой реальной деятельности, которую
совместно осваивают участники игры.
Формы организации учебного взаимодействия:
групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.
Может использоваться на этапе: изучения нового
материала, первичного закрепления, обобщения и систематизации
изученного материала.
Методы оценивания учебных результатов:
самооценка, взаимооценка, оценка педагога-организатора.
Функции деловой игры:
- Побудительная (вызывает интерес).
- Развивающая.
- Ситуационная.
- Функция самореализации.
Этапы подготовки деловой игры:
- Определение целей и задач игры.
- Написания сценария.
- Подбор средств обучения.
- Разработка способов оценивания результата.
- Рефлексия.
Презентация
Варианты оценочных
таблиц
Шкала и вид
оценки
Характеристика деловой игры как формы
оценивания образовательных достижений учащихся
| Компоненты системы оценки |
Описание
|
|
Цель
|
Сформулировать требования к оценочным средствам для поверки
сформированности компетенций; мотивировать обучающихся на
успех.
|
|
Инструментарий
|
Деловая игра
|
|
Критерии оценки
|
Предметные: способность решать
учебно-познавательные и учебно-практические задачи, анализировать,
сравнивать, высказывать собственное мнение.
Метапредметные: анализировать и управлять своей
познавательной деятельностью, допускать существование разных точек
зрения, приходить к общему решению, формулировать собственную
позицию, проявлять активность, уметь выступать, уметь работать в
группе.
Личностные: принимать правила делового
сотрудничества, проявлять заинтересованность не только в личном
успехе, выражать положительное отношение к процессу, оценивать
собственную учебную деятельность, толерантность.
|
|
Шкала и вид оценки
|
Самооценка - «процесс образования себя»:
- Каким было задание по сложности?
- Удалось ли его выполнить?
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью?
Шкала:
- очень уверенно - 2б
- довольно уверенно - 1б
- неуверенно - 0б
Взаимооценка при работе в подгруппах:
- достаточный уровень активности -1б
- можно было лучше -2б
- все нравится -3б
Оценка педагога-организатора:
- организованность группы(распределение функций)
- согласованность в принятии решений
- внутригрупповая поддержка выступающего.
Шкала:
- не владеет материалом - 0б
- знает, умеет, правильно выполняет -1б
Достижения предметных результатов. Цифровая
оценка:
- «2» - плохо,
- «3» - удовлетворительно,
- «3,5» - недостаточно хорошо,
- «4» - хорошо,
- «4,5» - очень хорошо,
- «5» - отлично.
Использование дополнительной символики.
Устное оценочное суждение: «Молодец!», «Ты порадовал меня»,
«Твоя работа достойна оценки».
Трехбалльная система:
- 3 балла - «5»
- 2 балла - «4»
- 1 балл - «3»
Десятибалльная шкала:
- 5 баллов - предметные результаты
- 3 балла - личностные
- 2 балла - коммуникативные
Перевод баллов в оценки
- 9-10 баллов - «5»
- 7-8 баллов - «4»
- 5-6 баллов - «3»
Стобалльнаяшкала:
- 90-100 баллов -высокий уровень - «5»
- 77-89 баллов - повышенный - «4»
- 65-76 баллов - базовый - «3»
- Менее 65 баллов - не достаточный уровень
|
|
Форма фиксации оценки
|
- лист индивидуального достижения
- оценочная карта группы
- таблица результативности игры
- продукт творчества
- аудиозаписи, фото работы, рисунки, презентации
|
|
Эффективность системы оценивания
|
Применяется в основной и старшей школе, в основном на этапе
обобщения и систематизации материала.
Например:
Изучение нового материала:
ИЗО: «Схема построения пейзажа».
Обобщение материала:
- Биология: «Экологические проблемы планеты Земля», «Многообразие
червей».
- География: «Путешествие по материкам».
- Русский язык: «Обращение».
- Немецкий язык: «Путешествие по городам Германии».
- Обществознание: «Деньги и банки».
- История: «Реформы Петра первого: спасение или трагедия»,
«Европа в период феодальной раздробленности».
В процессе оценивания происходит взаимодействие между учителем и
обучающимся.
Обучающийся:
- получает навыки самооценки
- учится систематизировать умения и навыки
- развивает творческие навыки
Педагог:
- стимулирует творческую активность обучающегося
- помогает определить потенциал их знаний и умений
- способствует получению опыта социальных отношений
Позволяет оценить планируемые результаты обучения: предметные,
личностные, метапредметные
Трудности при организации деловой игры как формы
оценки:
- разработка системы оценивания
- использование рейтинговой и накопительной системы
оценивания
- на взаимооценку могут повлиять личностные отношения
- недостаточно развитые навыки самооценки
- во время игры можно уйти в игру «заиграться»
- игра может перерасти в дискуссию, в следствии чего могут быть
нарушены критерии оценивания
- отсутствие формализованных критериев
- недостаточный уровень подготовки обучающихся
- большое количество обучающихся
Деловая игра как форма оценки - это не
показатель знаний, а комплекс компетентностей (локальных
результатов обучения).
|