Театральная педагогика на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: театральная педагогика


Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции. И в этом, естественно, должна помочь школа, где происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, воспитывается чувство меры и вкус, необходимый для успеха в любой сфере деятельности. Поэтому немалую роль играют занятия по профильности и предпрофильности, которые ставят перед собой следующие задачи:

  • привитие учащимся интереса к более глубокому изучению предмета;
  • развитие творческих способностей и мышления у детей, интересующихся определённой сферой деятельности;
  • обучение учащихся различным формам деятельности, которые, в конечном счёте, определяют способности школьника саморазвиваться, приобретать самостоятельность в получении знаний и умений, определиться с жизненной позицией.

И в решении этих задач, как ни странно, может помочь театральная педагогика. Она использовалась как метод передачи знаний ещё в архаичной культуре, ещё гуманисты Возрождения применяли этот метод в своих школах для изучения Античности, в Шляхетном корпусе театр помогал изучению иностранных языков.

Советские педагоги 1920-х годов попытались научно осмыслить этот метод и распространить его на преподавание всех гуманитарных предметов. Однако закончить работу в этой области им помешало изменение политической ситуации в стране.

В конце XX века в России стал остро ощущаться кризис в системе общего образования. Парадокс заключается в том, что теоретические выкладки и практические разработки, хорошо известные в научных кругах и успешно применяющихся в работе разнообразных экспериментальных площадок, за большой период времени не нашли дороги в массовую школу. Ещё встречаются учителя-словесники, которые к своей каждодневной педагогической практике выстраивают свои уроки монологически. А те учителя, которые стремятся к установлению диалога со своими учениками, как правило, не владеют современными социоигровыми методиками, способными максимально эффективно устанавливать этот диалог.

В этом случае театр помогает усваивать в практике диалога нравственные, эстетические истины, учится быть самим собой и «другим», проживать духовные коллизии. Иными словами, театральная деятельность - путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям, универсальный процесс развития личностных способностей ребёнка.

Именно такой педагогический процесс должен стать основой современных учебных программ, метод разработок, подхода к воспитанию. Представляется, что акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. И это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желанным, а единственно возможным для успешной реализации себя в жизни.

Включение театральной деятельности в учебно-образовательный процесс школы - действительная потребность развития современной системы образования, которая переходит от эпизодического присутствия театра в школе к системному моделированию его образовательной функции.

Деятельность педагога-режиссёра определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-коснультанта. В постоянно ведущихся спорах, кем он должен быть, педагогом или режиссёром, на мой взгляд, нет антитезы. Всякая односторонность, будь то непомерное увлечение постановочными находками в ущерб ведению нормальной учебно-воспитательной работы, или наоборот, игнорирование собственно творческих задач коллектива, когда в общих разговорах и похожих одна на другую репетициях гаснет искра творчества, неминуемо ведёт к противоречиям.

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности. Как заметил один драматург: «Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймёшь, что такое на самом деле жизни, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

Театральная педагогика способствует решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение свободы общения; способность выступать перед обществом и быть его частью. А ведь нередко детям трудно открыть рот и сказать что-то на иностранном языке. «А вдруг ошибусь?! Я не уверен». Эти барьеры легче устраняются, когда ребёнок знает что сказать, как сказать, для чего. Отсюда появляется уверенность, прогресс, результат.

Театральная педагогика выстраивает систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать максимальные условия для создания предельно свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

В своей работе на уроках в предпрофильных классах я использую полилог "Hello, Britain" авторов О.Ивицкая, О.Самарова, М.Флетчер. Данный материал помогает мне уделить большое внимание лингвистическому аспекту речи, например, анализу грамматического строя, явления изучаемого языка; обогащению лексики, в том числе за счёт терминологии (профильно-ориентированой); стилистическим особенностям устной и письменной речи, жанровому разнообразию текстов, выразительным средствам изучаемого языка; литературе и страноведению, в том числе в историческом аспекте.

Я использую эти занятия с целью:

  • овладения содержанием повышенной сложности и развитием высокого уровня мыслительных процессов у учащихся;
  • подготовки их к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных программ;
  • создания психолого-педагогических условий при обучении.

Материал предусматривает развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности. В плане развития монологической речи особое значение приобретает обучение связанному аргументированному высказыванию на основе изученного, а также аннотированию текста. Применительно к диалогической речи - обучение обсуждению, дискуссии, вежливого выражения несогласия с точки зрения партнёра. Перевод выступает не только как средство уточнения непонятного, но и как вид речевой деятельности, как профессионально-ориентированное умение.

При изучении полилогов я применяю такие приёмы учебной деятельности как:

  • анализ непонятных слов, грамматических структур, предложений текста для улучшения понимания их значения и смысла текста в целом;
  • поиск смысловых опор;
  • компрессия текста.

Полилог способствует образованию деятельности в социуме, в процессе которой учащиеся не только используют, но и развивают собственные умения, выявляют точки «стопора», без прохождения через которые они не могу действовать и расти.

При работе с полилогом я стараюсь построить обучение учащихся в предпрофильных классах на принципе их развития в определённых областях знаний, что позволит школьникам связывать свою дальнейшую профессиональную подготовку с различными типами учебных заведений, т.к. данный полилог знакомит с темами о политике, спорте, экономике, экологии.

Все эти приемы и методы работы при обучении имеют личностно-ориентированную направленность. Они нацелены на максимальную активность обучаемых, на их речевое взаимодействие, на достижение как минимум функциональной грамотности во владении иностранным языком, на его использование в специализированной области знаний, на развитие творчества, на получение реального речевого продукта. Это всё тесно переплетается с задачами предпрофильности, что делает подобный подход эффективным в учебно-воспитательном процессе. Театр и школа должны дополнять друг друга, что будет способствовать становлению личности, достойного гражданина, будущего нашей России!