«Школа - это тот социальный институт,
где каждый ребенок должен раскрыться
как уникальная, неповторимая индивидуальность!»
И.С.Якиманская
1. Актуальность
Современный урок должен соответствовать требованиям ФГОС. Основной целью образования по ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться. Значит и урок должен быть личностно-ориентированным: обеспечивать индивидуальную траекторию развития каждому ученику и формировать активную личностную позицию в дальнейшей самостоятельной жизни.
2. Требования и условия к организации и проведению личностно-ориентированного урока
Цель личностно ориентированного урока - создание условий для проявления познавательной активности и раскрытия личности ученика.
Для проявления познавательной активности учащихся целесообразно на уроках использовать элементы таких образовательных технологий, как:
- технология активных методов обучения;
- проектная деятельность;
- уровневая дифференциация;
- технология развития критического мышления;
- проблемно-диалогическое обучение;
- информационные технологии.
Для развития индивидуальности личности необходимо включать в урок задания на создание возможностей для:
- самопознания «Узнай себя
- самоопределения «Выбирай себя
- самореализации «Проявляй себя
- саморазвития и самосовершенствования «Меняй себя ради себя».
Личностно-ориентированного урока не может быть:
- без учета индивидуальных особенностей учеников класса
- без использования субъектного опыта учащихся
- без самостоятельного целеполагания
- без использования различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;
- без ситуаций выбора, на всех этапах, где это только возможно
- без большого дидактического материала
- без создания ситуации успеха
- без рефлексии.
3. Представление личного опыта организации и проведения уроков личностно-ориентированной направленности
Как же сделать урок личностно-ориентированным, где каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех?
Представляю вам свои идеи и опыт по данному вопросу.
Рассмотрим структуру личностно-ориентированного урока и те методы и приемы, которые можно использовать на разных этапах урока.
Ориентация (организационно-мотивационный этап) Цель: создание доброжелательной атмосферы сотрудничества, установление контакта с учащимися, снятие психологических барьеров. |
||
Используемые методы и приемы |
Описание |
Результат |
«Кричалки» |
Учащиеся располагаются в кругу, держась за руки. Вместе проговаривают пожелание на урок. Например: «Пусть на уроке будет легко, сможем добиться вместе всего!» |
Позитивный настрой на урок, прогнозирование ситуации успеха у учащихся |
«Любознательная Людмила» |
Учитель задает вопрос: «Кто сегодня пришел на урок? Я - справедливый учитель!..» Дети отвечают, называя свое имя, и подбирают одно прилагательное. Например: «Я - быстрый Иван, Я - уставшая Наташа» |
Диагностика эмоционального состояния учащихся, установление контакта с учащимися |
«Приветствие» |
Учитель предлагает учащимся поприветствовать друг друга ладошками, локтями, объятьями и тд |
Снятие психологических барьеров, создание атмосферы сотрудничества, развитие межличностной коммуникации |
« Добро в ладошках» |
Учитель «делится» с учащимися частичкой своих способностей, чтобы у них всё получилось на уроке (по типу игры «Колечко - колечко») |
Позитивный настрой и разгрузка эмоциональной напряжённости. |
Целеполагание (Диагностика успешности и актуализация первичного опыта) Цель: актуализация жизненного опыта и знаний учащихся, развитие навыков самопознания каждого учащегося «Что я знаю, умею…?» - постановка личностно значимой субъективной цели. |
||
Используемые методы и приемы |
Описание |
Результат |
«Ассоциации» |
Учащиеся высказывают свои ассоциации, возникающие у них при знакомстве с темой урока |
Активизация субъективного опыта |
«Прогноз» |
Формулировка личностно-значимого вопроса. Например: на уроке волейбола при знакомстве с техническим приемом «Подача мяча» можно задать вопросы: - Что хотите узнать об этом приеме? Чему научиться? Где это может вам пригодиться? |
Формулирование личностно значимой цели и задач, актуализация жизненного опыта. |
«Пазлы» или «Угадай тему» |
Учитель демонстрирует отдельные картинки, по которым учащиеся определяют тему урока |
Активизация мыслительной деятельности и актуализация имеющихся знаний, привлечение интереса к теме урока |
Проектирование и организация исполнения плана деятельности (Актуализация обобщенного опыта на этапах усвоения и закрепления ЗУН) Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности и обеспечение ощущений ситуации успеха у каждого учащегося, развитие навыков самоопределения и самореализации. |
||
Используемые методы и приемы |
Описание |
Результат |
«Ковер идей» |
Учащиеся предлагают свои идеи по решению поставленной задачи на уроке. Идеи записываются на «ковёр». Например: Тема на уроке «Развитие физических качеств: сила». Как можно развивать это качество. Идеи на «ковре»: подтягивание, отжимания, работа в парах на сопротивление, упражнения с набивными мячами и тд |
Свободное высказывание своего мнения, предложения, идеи каждым учащимся.
|
«Опасное место» |
Учащиеся определяют свои пробелы в той или иной теме.
|
Выявление пробелов, прогнозирование затруднений и их преодоление. |
«Мой выбор» |
Учитель предлагает дифференцированные задания, учащиеся выбирают самостоятельно. Например: нужно поразить мишень (при изучении способов метания) - способ выбирают учащиеся самостоятельно. Тема «Прыжок в высоту с разбега» установлена разная высота планки (ниже - выше). Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности. |
Определение своих возможностей, выбор рационального для каждого учащегося способа решения проблемы |
«Даю шанс» |
Учитель предоставляет определенные преимущества для учащихся испытывающих трудности. Например: бросок мяча в корзину с более близкого расстояния. |
Создание ситуации успеха, преодоление трудностей, переживание успеха в деятельности. |
«Актёры» |
При групповой работе учащиеся, как актёры в театре, выбирают для себя определённую роль. Например: Тема «Прыжок в длину». Групповые роли: режиссер - главный генератор идей: теоретические знания по теме;
|
Развитие навыков самореализации |
Контроль и оценивание (Оценочно-рефлексивный этап) Цель: мобилизовать учащихся на самооценку способов деятельности на уроке и полученного результата, развитие навыков саморазвития и самосовершенствования. |
||
«Оцени себя» |
Учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты в соответствии с таблицами нормативов. Например: учащийся 6 кл пробежал 30 м с результатом 5,6 с. По таблице нормативов он показал средний уровень, значит его оценка «4». |
Адекватная оценка, развитие навыков самопознания |
«До и после» |
Учащийся должен оценить уровень своих знаний до урока и после изучения темы. |
Диагностика личностных достижений |
Метод «ХИМС» |
При подведении итогов учащийся для себя определяет, что на уроке было:
|
Развитие самооценки |
«Я, МЫ, ДЕЛО» |
Учащийся описывает свои ощущения: «Я» - как чувствовал себя в процессе урока, настроение, доволен ли собой ? «Мы» - насколько мне комфортно работалось в группе, нужна ли была помощь, какие затруднения при работе в группе? «Дело» - достиг ли цели, для чего необходим мне этот материал? |
Оценка собственных достижений, анализ затруднений. |
«Узелок на память» |
При подведении итогов каждый учащийся «завязывает узелок на память». В этом узелке личностные достижения ученика. Например: «Узелки на память» учащихся при изучении различных тем: «Научился прыгать в высоту», «Узнал , что в волейболе есть нижняя и верхняя подача», «Не боюсь прыгать через планку» |
Развития навыков самосовершенствование, переживание ощущения продвижения вперед. |
Активизация субъективного опыта учащихся на этапе выполнения домашнего задания Цель: предоставить самостоятельный выбор способа закрепления изученного материала. Домашнее задание из 2 частей: обязательная и на выбор (творческое задание) |
||
Примеры творческих заданий |
Описание |
|
«Алея Славы» |
Подготовить сообщение о выдающемся спортсмене;
|
|
«Говорит врач» |
Составить рекомендации при выполнении какого-либо упражнения;
|
|
«Памятка» |
Составление алгоритмов выполнения двигательных действий;
|
Итак, подводя итог, мне бы хотелось отметить, что в процессе лично-ориентированного урока каждый становится активным участником самоценной учебной деятельности, содержание и формы которого обеспечивают возможность для развития активной познавательной деятельности, реализации индивидуальных потребностей и личностного потенциала.
Использованные источники
- Афанасьева Н. Личностный подход в обучении /Н.Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к "П.С.". - 2001. - № 32.
- Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока /И.Ф.Горелик, Е.Н.Степанов // Завуч. - 2000. - № 6.
- Кукушин В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В.С.Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И.Лукьянова // Завуч. - 2006. - № 2.
- Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н.Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003.