Пояснительная записка
Интегрированный предмет «Обществознание» включает в себя следующие содержательные линии: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право» и отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Современные требования к преподаванию обществознания и подготовке обучающихся к ЕГЭ предполагают твёрдое знание обучающимися ключевых вопросов обществоведческого курса. В курсе обществознания 11 класса (социально-экономический профиль) представляется наиболее целесообразным углублённое изучение содержательных линий «Социальная сфера» и «Политическая жизнь общества».
Цели курса:
- формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма;
- формирование уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям;
- освоение системы знаний об обществе и его сферах, о человеке и видах деятельности людей, о духовной жизни общества;
- развитие потребности в получении знаний; способности к личному самоопределению и самореализации;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях.
- повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Курс «Обществознание: теория и практика» рассчитан на 66 часов изучения в 11 классе из расчёта 2 учебных часа в неделю в рамках профильного обучения.
Материал курса разделён на отдельные темы.
При организации образовательного процесса в рамках данного курса предполагается использование различных форм организации занятий: лекции, семинары, практические занятия.
Программа курса предусматривает проведение регулярных мероприятий по контролю планируемых результатов освоения учебного курса, состоящих из входного, текущего, тематического контроля. Основные формы отчетности обучающихся: тетрадь с конспектами и заданиями (познавательные задания, проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, презентации, собеседования, выступления на семинарах, проекты.
Содержание элективного курса
Тематическое планирование элективного курса. 11 класс (2 часа в неделю)
№ |
Тема |
Количество часов |
В том числе практических работ |
1 |
Введение |
2 |
|
2 |
Социальная сфера |
26 |
6 |
3 |
Политическая жизнь общества |
34 |
6 |
4 |
Итоговое повторение |
4 |
2 |
Итого |
66 |
14 |
Введение (2ч).
- Знакомство с целями и задачами курса.
- Выбор темы и цели проекта.
Тема 1. Социальная сфера (26ч).
- Социальная структура общества.
- Социальные группы, их типы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном обществе. Социальные интересы.
- Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
- Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
- Нации и межнациональные отношения.
- Что объединяет людей в нацию. Россия - многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их разрешения. Пути межнационального сближения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
- Семья и брак.
- Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Бытовые отношения.
- Гендер - социальный пол.
- Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
- Молодёжь в современном обществе.
- Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
- Демографическая ситуация в современной России.
- Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Тема 2. Политическая жизнь общества (34ч).
- Политика и власть.
- Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
- Политическая система.
- Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Политический режим. Демократия, её основные ценности и признаки.
- Гражданское общество и правовое государство.
- Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.
- Демократические выборы.
- Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания.
- Политические партии и партийные системы.
- Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Понятие, классификация общественно-политических движений. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.
- Политическая элита и политическое лидерство.
- Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.
- Политическое сознание.
- Обыденное и теоретическое сознание. Политическая идеология, ее роль в обществе. Современные политические идеологии. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.
- Политическое поведение.
- Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения.
- Политический процесс и культура политического участия.
- Сущность и этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России. Политическое участие. Политическая культура. Абсентеизм, его причины и опасность.
Итоговое занятие (4ч).
- Подведение итогов курса.
- Представление результатов проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты:
- способность к осознанию российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание;
- способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельность в планировании, осуществлении и корректировке учебной деятельности;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности со сверстниками и преподавателем;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации, а также критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из данных источников;
- владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
Социальная сфера
- выделять критерии социальной стратификации;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов и ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать их примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики Российской Федерации на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака;
- раскрывать роль семьи в современном обществе;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Политическая жизнь общества
- выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;
- характеризовать государство как центральный институт политической системы;
- различать типы политических режимов;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии;
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества;
- раскрывать ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Выпускник получит возможность научиться:
Социальная сфера
- выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять способы преодоления отклоняющегося поведения;
- выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
- анализировать численность населения и динамику её изменений в мире и в России.
Политическая жизнь общества
- находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации;
- выделять основные этапы избирательной кампании;
- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
- давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
- характеризовать особенности политического процесса в Российской Федерации;
- анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Литература
- Конституция Российской Федерации. М., 2021.
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2020.
- Учебник «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень». Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. М., 2020.