Элективный курс «Обществознание: теория и практика»

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Пояснительная записка

Интегрированный предмет «Обществознание» включает в себя следующие содержательные линии: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право» и отличается насыщенностью сложных философских, социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Современные требования к преподаванию обществознания и подготовке обучающихся к ЕГЭ предполагают твёрдое знание обучающимися ключевых вопросов обществоведческого курса. В курсе обществознания 11 класса (социально-экономический профиль) представляется наиболее целесообразным углублённое изучение содержательных линий «Социальная сфера» и «Политическая жизнь общества».

Цели курса:

  • формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма;
  • формирование уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям;
  • освоение системы знаний об обществе и его сферах, о человеке и видах деятельности людей, о духовной жизни общества;
  • развитие потребности в получении знаний; способности к личному самоопределению и самореализации;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях.
  • повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Курс «Обществознание: теория и практика» рассчитан на 66 часов изучения в 11 классе из расчёта 2 учебных часа в неделю в рамках профильного обучения.

Материал курса разделён на отдельные темы.

При организации образовательного процесса в рамках данного курса предполагается использование различных форм организации занятий: лекции, семинары, практические занятия.

Программа курса предусматривает проведение регулярных мероприятий по контролю планируемых результатов освоения учебного курса, состоящих из входного, текущего, тематического контроля. Основные формы отчетности обучающихся: тетрадь с конспектами и заданиями (познавательные задания, проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, презентации, собеседования, выступления на семинарах, проекты.

Содержание элективного курса

Тематическое планирование элективного курса. 11 класс (2 часа в неделю)

Тема

Количество часов

В том числе практических работ

1

Введение

2

2

Социальная сфера

26

6

3

Политическая жизнь общества

34

6

4

Итоговое повторение

4

2

Итого

66

14

Введение (2ч).

  1. Знакомство с целями и задачами курса.
  2. Выбор темы и цели проекта.

Тема 1. Социальная сфера (26ч).

  1. Социальная структура общества.
  2. Социальные группы, их типы. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном обществе. Социальные интересы.
  3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
  4. Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность.
  5. Нации и межнациональные отношения.
  6. Что объединяет людей в нацию. Россия - многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их разрешения. Пути межнационального сближения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
  7. Семья и брак.
  8. Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Бытовые отношения.
  9. Гендер - социальный пол.
  10. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе.
  11. Молодёжь в современном обществе.
  12. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
  13. Демографическая ситуация в современной России.
  14. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Тема 2. Политическая жизнь общества (34ч).

  1. Политика и власть.
  2. Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.
  3. Политическая система.
  4. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Политический режим. Демократия, её основные ценности и признаки.
  5. Гражданское общество и правовое государство.
  6. Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.
  7. Демократические выборы.
  8. Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания.
  9. Политические партии и партийные системы.
  10. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Понятие, классификация общественно-политических движений. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем.
  11. Политическая элита и политическое лидерство.
  12. Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.
  13. Политическое сознание.
  14. Обыденное и теоретическое сознание. Политическая идеология, ее роль в обществе. Современные политические идеологии. Политическая психология. СМИ и политическое сознание.
  15. Политическое поведение.
  16. Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения.
  17. Политический процесс и культура политического участия.
  18. Сущность и этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России. Политическое участие. Политическая культура. Абсентеизм, его причины и опасность.

Итоговое занятие (4ч).

  1. Подведение итогов курса.
  2. Представление результатов проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные результаты:

  • способность к осознанию российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • сформированность гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание;
  • способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельность в планировании, осуществлении и корректировке учебной деятельности;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности со сверстниками и преподавателем;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации, а также критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из данных источников;
  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

Социальная сфера

  • выделять критерии социальной стратификации;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов и ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать их примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики Российской Федерации на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака;
  • раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи.

Политическая жизнь общества

  • выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
  • различать политическую власть и другие виды власти;
  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
  • раскрывать роль и функции политической системы;
  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;
  • различать типы политических режимов;
  • обобщать и систематизировать информацию о сущности демократии;
  • характеризовать демократическую избирательную систему;
  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества;
  • раскрывать ценностный смысл правового государства;
  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;
  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Выпускник получит возможность научиться:

Социальная сфера

  • выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять способы преодоления отклоняющегося поведения;
  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
  • анализировать численность населения и динамику её изменений в мире и в России.

Политическая жизнь общества

  • находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации;
  • выделять основные этапы избирательной кампании;
  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
  • отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
  • давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
  • характеризовать особенности политического процесса в Российской Федерации;
  • анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2021.
  2. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. ЕГЭ Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2020.
  3. Учебник «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень». Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. М., 2020.