Развитие творческих способностей у учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4


По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п. Б.Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало.

Из всего этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Авторы большинства изобретений известны. В окружающей нас жизни творчество необходимое условие существования, и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому началу человека.

По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в массе не могут создать продукты, имеющие общественную новизну и значение, поэтому такое определение творческой деятельности, да еще для учащихся начальных классов, принято быть не может. Учитель-новатор И.П.Волков пишет, что творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки... творчество, индивидуальность, художество проявляются хоть бы в минимальном отступлении от образца. В процессе творческой деятельности развиваются прежде всего творческие способности школьника, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления.

Детское творчество ближе всего к народному, т.к. является проявлением эмоциональной сферы человека. В народном искусстве, устном народном творчестве раскрываются исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах. Обеспечить на уроках непосредственный контакт внутреннего мира ребенка с произведениями мастеров - самое главное, на что обращают внимание большинство педагогов-художников.

Творческая деятельность в условиях школы - это двусторонний процесс: учитель-ученик. Творчески работающий учитель развивает, дает прекрасные результаты в короткое время. Этот метод требует очень скурпулезного подхода, т.к. работа ведется не на одном уроке, а на всех уроках и орфографическое чтение дается параллельно с орфоэпическим чтением, если работать не систематически, не регулярно, то результат будет низкий. И еще недостатки этого метода заключаются в том, что некоторые не проговариваемые орфограммы ученик все равно запомнить должен: правописание имен собственных, правописание предложений (с большой буквы, на конце - точка), правописание гласных после шипящих, правописание буквосочетаний без мягкого знака -чк-, -чн-, -нч-. И еще при этом условии, что ученик должен быть с развитой памятью, т.к. все чтение опирается на механическом запоминании слов, в процессе работы над которыми ребенок непроизвольно усваивает орфограммы на практике.

Мое мнение: если бы каждый родитель не поленившись усвоит эту методику и претворил ее в жизнь на собственном ребенке, то безграмотных школьников стало бы меньше. Учитель при всем своем желании не способен при аудировании целью класса услышать ошибки каждого в отдельности, и еще не каждый ребенок целенаправленно стремится к грамотности письма, поэтому не осознает важность этой работы, и проявляет это своим безразличием - лишь бы учитель отвязался. Переходя на эту методику важно сначала провести тщательную подготовку родителей и держать все время родителей и детей под контролем, т.е. координировать все свои действия и действия родителей и требовать отчет о проделанной работе. Это все требует колоссальных усилий со стороны учителя, родителей и учащихся, если учитель добивается требуемого, то должно получиться и орфографическое чтение у учащихся как и повышение грамотности их письма. А творчество учителя проявляется при подборе способов и видов деятельности для осуществления этой задачи, а также при подборе заданий по теме. Ученики наглядно на каждом уроке учатся творчески работать над заданиями и организацией работы с коллективом (индивидуально, по группам).

Субъективизация как способ обучения в первую очередь направлена на развитие интеллекта младшего школьника, основным качеством которого является логическое мышление. А творчество без логического мышления немыслимо. Учитывая эти элементы творчества использую не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и в процессе обучения математике, природоведению. Все учителя начальных классов это знают и умеют сами, т.к. сейчас нет нехватки соответствующей литературы.

Лучше и быстрее всего творческие способности ребенка проявляются рисования, труда, музыки. И конечно всегда в форме игры, конкурсов. На музыке детям очень нравятся народные песни, которые можно обыграть, показать движениями в виде танца. Можно устраивать конкурсы «Кто лучше чувствует ритм?» - на бубне передать ритм музыки (по 1 ученику, желающие поочередно. Остальные оценщики.) Или разделить класс на 2 команды и каждая команда придумывает движения к музыке. Или весь класс поет песню с движениями, которая разучена заранее (кто не выбьется из общей массы). Очень детям нравиться сочинение частушек или Добавь сам! - учитель пропевает не популярную песню, а дети продолжают, слова подбирая сами и одновременно ведут мотив. Это очень весело, дети творят играя на высшем эмоциональном уровне. Очень трудно бывает их успокоить.

Включая попеременно различные виды музыки в аудиториях и попросив детей определить вид музыки, характер исполнения, конечно не в полном объеме, но достаточном в сельских условиях, учите детей разбираться в музыке: классической, народной, популярной в мажорном или минорном характере. Или прослушав классическую музыку, дать задания определить какие музыкальные инструменты участвовали в озвучивании музыкального произведения? Какое настроение передает музыка? Какие картинки предстают перед вами, прослушав музыку? Вся эта работа очень вам поможет в 4-ом классе. При разработке праздников дети уже сами принимают самое активное участие и делают свой весомый вклад в сценарий, многие сценарии разрабатывают дети сами.

Музыка необходима бывает и на уроках рисования, чтения и др. предметах. При рисовании природы дети делают зарисовки по представлению предварительно прослушав или слушая музыку. При тематическом рисовании, например сказок, очень помогает просмотр видеозаписи мультфильмов, где много музыки (сказка о царе Салтане..., Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях - А.С.Пушкина, или народных сказок и др.)

Для развития творчества у детей начальных классов рисование играет огромную роль. Не каждый ученик может устно высказаться, а нарисовать сумеет. Чтобы подтолкнуть ребенка к творчеству достаточно даже при тематическом рисовании попросить детей поместить изображаемый предмет в изображение реальной жизни, можно на готовый фотосюжет или вырезанный сюжет из журнала, т.е. сделать коллаж. Коллаж очень удобен и на уроках труда. Эти два учебных предмета очень тесно переплетены. При знакомстве с народными промыслами, например Дымковские игрушки, не имея глину, (а пластилин дорогой и его надо много) мы работали из соленого теста. Фигурки лепили на трудах, а расписывали на уроках рисования. При знакомстве с матрешками на уроках мы изготовили фигурки матрешек из бумаги, а на рисовании расписали, затем на уроке труда сделали матрешки способом коллажа. И наоборот: на уроке рисования изготавливаем основу барельефа, наносим контуры предмета т.е. рисуем по пластилину, а на трудах способом пресса наносим на рисунок цветной пластилин - это при изготовлении орнаментального панно, а если барельеф, то на трудах выводим контуры животного, человека, птицы полуобъемно. На этих уроках дети очень активны т.к. это они могут сделать да еще придумают свое. Объемные фигуры сделать очень трудно из теста, если еще не соблюдены пропорции замеса теста, но как бы ни было трудно мы с этой работой справились. Работаем все: одни замешивали тесто, другие лепили, третьи запекали. Когда расписывали игрушки пришлось очень трудно т.к. нужны кисточки разного размера да и мастерство росписи.

Изготовление аппликаций доставляет детям особенную радость, но еще большую радость доставляет та работа, в которую дети внесли что-то свое, новое. Например соломенная ваза, а цветы из цветной бумаги или ваза из рваной бумаги, а цветы из цельной цветной бумаги и многое др.

Широкое поле деятельности открывается при работе с оригами, а их раскраска доставляет детям истинное удовольствие. Самое главное учит их эстетике и контролирует психическое состояние детей (т.е. использовать при раскраске не больше 3-х цветов, иначе будет выглядеть не эстетично. Учит складывание оригами терпеливому спокойствию, отсюда наверное и легенда японцев, что эти фигурки в количестве 1000 штук несут человеку здоровье, но сложить эти 1000 предметов должен человек сам). А эта работа в свое время развивает в человеке воображение, творческую смекалку. Человек уже заранее в своем воображении создает будущую фигуру, которая должна получиться при том или ином складывании бумаги, поэтому задания подобные оригами дети выполняют быстро. Например: Что получится?

Такие задания для развития воображения очень хорошо даны в новом учебнике, начиная с 1-го класса. Это дорисуй узор, бусы и др. А в 4-м классе при прохождении геометрического материала, которые обозначаются латинскими буквами и дети быстро начинают оперировать этими фигурами (квадратами, прямоугольниками, треугольниками) по буквам и легко считают количество фигур в другой фигуре.

Например:

1)

Сколько треугольников в прямоугольнике АВСД

Д. Сколько прямоугольных треугольников?

А. через подобные задания учащиеся придумывают сами, устраивают целые конкурсы.

2) Найди недостающую фигуру.

Задание выбери нужную фигуру

3) Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.

4) Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко, ло.

5) Найдите лишнее слово:

река

слон

мама

речка

лев

моль

ручей

мак

мела

ручка

тигр

мила

(нет ч.)

(цветок)

(нет гл. после согл.)

И много-много других подобных заданий, и дети учатся быстро думать и в свою очередь учатся классифицировать по разным признакам т.е. анализировать и синтезировать. А в дальнейшем они уже создают ту или иную конструкцию по образу и подобию или сходную частично, или не сходную внешне, но сходную внутренне. И самое главное дети учатся организации работы с окружающими и работу постараются выполнить наиболее рациональным творческим путем, опираясь на знания полученные в детстве. А полученное в детстве запоминается крепче.