Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребёнка. Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образования актуальной остается проблема рефлексирующего родителя. В современном мире прогресс идет огромными темпами и даже для детей предъявляются требования, которые с годами увеличиваются.
В последние годы все больше становится мам и пап, которые задумываются о том, что и как можно и нужно развивать в ребенке. Как с ним играть, на что способен младенец, какова его «жажда знаний». Эта «жажда знаний» должна быть грамотно удовлетворена со всех сторон, для полноценного развития ребенка как личности. Это значит, семейное образование должно удовлетворять развитию как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер.
Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, культурно-ценностного, социально-экономического, этнического, религиозного, духовного, психологического, биографического и прочего происхождения.
Особую актуальность компетентность родителей приобретает в воспитании детей раннего возраста, который признается психологами и педагогами наиболее сенситивным в формировании личности ребенка (Л.Н.Галигузова, А.А.Люблинская, Е.К.Лютова, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова, К.Л.Печора и др.). Выполнение воспитательной и социализирующей функций молодыми родителями требует от них владения основами психологических и педагогических знаний о развитии и воспитании ребенка раннего возраста, умения обеспечивать условия для удовлетворения потребности детей этого возраста в эмоционально окрашенном сотрудничестве со взрослым в процессе взаимодействия их с предметным и социальным миром.
Многие родители детей раннего возраста имеют представление о данном возрасте лишь как о периоде физического развития и физиологического созревания и считают, что психическое развитие и формирование личности начинается только с трех лет, и это является причиной, по которой они не уделяют ему должного внимания. Родители, не зная особенностей развития детей раннего возраста и зачастую переоценивая его возможности, начинают усиленно развивать интеллект у своего двухлетнего ребенка, предъявлять к нему чрезмерно высокие требования, что неизбежно приводит к невротизации малыша. Данные факты свидетельствуют о необходимости формирования у родителей детей раннего возраста психолого-педагогической компетентности.
Проблема компетентности широко разрабатывается в психологической науке (И.Б.Бичева, Ю.В.Варданян, Ю.Г.Домалевская, М.Н.Карапетова, Н.Е.Костылева, В.Е.Морозова, О.С.Орлов, Л.В.Свирская и др.). Учеными определены подходы к сущности психолого-педагогической компетентности, ее структура, содержание и пути развития, исследуются особенности компетентности выпускников ВУЗов, школ, детей дошкольных образовательных учреждений. Что касается проблемы психолого-педагогической компетентности родителей, то она еще только начинает разрабатываться в психологической науке и самостоятельным предметом исследования выступает лишь в отдельных работах (С.С.Пиюкова, Е.В.Рылеева). Но в существующих исследованиях вопрос о сущности и развитии компетентности родителей в воспитании и развитии ребенка раннего возраста не затрагивается.
В педагогической науке в последние годы появляются исследования, в которых изучаются проблемы развития ребенка и взаимодействия с родителями в условиях одной из новых форм образовательных услуг семье - группах кратковременного пребывания (И.В.Голенкова и др.). Между тем развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки развития ребёнка (ЦИПР) не были предметом специального изучения.
Результаты анализа научных исследований и образовательной практики высветили наличие противоречий между:
- возрастающими потребностями государства и общества в компетентном, рефлексирующем родителе, способном успешно решать задачи воспитания ребенка, и недостаточной научной разработанностью теоретических и научно-методических основ развития его психолого-педагогической компетентности;
- уровнем требований к семье в воспитании ребенка раннего возраста и неспособностью молодых родителей осознавать значимость данного возраста для формирования основ личности и ее социального функционирования в будущем;
- открывающимися в связи с появлением новых форм дошкольного образования возможностями организации процесса развития психолого-педагогической компетентности родителей, рефлексирования не только в условиях групп полного, групп кратковременного пребывания, но и ЦИПР детей раннего возраста и отсутствием его научно-экспериментального изучения.
На базе ГБОУ Школа №1542 г. Москвы был открыт ЦИПР, занятия которого посещают родители вместе с детьми раннего возраста. В течение учебного года были проведены опросы и тестирование родителей детей раннего возраста. Разработаны занятия, материалы, которые способствовали просвещению родителей и помощи в решении сложных ситуаций.
Наши исследования показывают, что психолого-педагогическая компетентность в основном у молодых родителей совершенно отсутствует и большинство родителей не рефлексирующих.
Большинство родителей считают себя достаточно компетентными в плане воспитания детей раннего возраста, но малая часть из них хотела бы пополнить свои знания о воспитании ребенка в современном мире.
Эти занятия помогли родителям:
- успешно решать задачи воспитания ребенка, справляться с трудными ситуациями, становиться более рефлексирующим, думающим родителем.
- родители иначе стали смотреть и осознавать значимость данного возраста для формирования основ личности и ее социального функционирования в будущем.
Список использованных источников и литературы
- Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений Текст. : дисс. канд. пед. наук / И.Б.Бичева. Нижний Новгород, 2003. - 196 с.
- Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Текст.: дисс. доктора пед. наук / Ю.В.Варданян. М. - 1998. - 353 с.
- Галигузова JI.H., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога Текст. / JI.H.Галигузова, Е.О.Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004. 160 с.
- Голенкова Е.А. Социально-педагогическая адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания Текст: автореф. дисс. канд. пед. наук / Е.А.Голенкова. Волгоград, 2008. - 22 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) Текст. / Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. 176 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / B.C.Мухина. М.: Академия, 2002. - 456 с.
- Печора K.JI. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях Текст. / К.Л.Печора, Г.В.Пантюхин, Л.Г.Голубева. М.: ВЛАДОС, 2003. - 172 с.
- Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями Текст. / E.B.Рылеева, Л.C.Барсукова // Управление ДОУ. - 2004. - № 3. - С. 85-89.
- Свирская Л., Петрова Н. Ты меня понимаешь? Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста Текст. / Л.Свирская, Н.Петрова // Детский сад со всех сторон. - 2003. - № 35-36. - 96 с.
- Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания [Текст] / В.В.Селина // Вестник НовГУ. - 2008. - № 45. - С. 68-70 (0,4 п.л.)