«…Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
…У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов»
отрывок из стихотворения И.Никитина «Русь»
Реализуя одну из важнейших на сегодняшний день задач системы дошкольного образования - задачу нравственно-патриотического воспитания, необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком с рождения, те, которые ему наиболее доступны и, которые дарят ему окружающий мир, дом, родной край, народные традиции. А что может быть доступнее сказки? Значит мы, педагоги-дошкольники, должны как можно раньше начинать знакомить ребёнка с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества - сказками. Сказка становится добрым, мудрым другом ребёнка на долгие годы. В народных сказках применяются некоторые приемы воздействия на формирующуюся личность, с помощью этого в раннем детстве закладываются основы нравственного воспитания. А если основы нравственности приобретены в детстве, то сохраняются на всю жизнь и подсознательно всплывут в экстренной ситуации.
Используя сказку, надо стараться исподволь прививать ребёнку образец того как дети должны относиться к родителям, объяснять с каким трудом добываются деньги, показывать, что только трудолюбивый и упорный человек добивается своей цели, дать детям понять, что человек в ответе за своё поведение обязательно будет наказание, если нарушить закон. Необходимо стараться стремится пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, уверить в неизбежности победы добра над злом, закалить душевные силы ребёнка, донести сердцу ребёнка могучий творческий дух трудового народа, передать духовные богатства родной культуры.
Но для того, чтобы ребёнок осознал всё это, следует обсудить прочитанное, выслушать возможные вопросы детей и ответить на них, попросить ребёнка рассказать услышанное, тем самым развивая связную речь. Детям предлагается высказать своё отношение к добру и злу в сказке. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный. Он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, находчивости, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания. Нужно тщательно отбирать сказки, чтобы плохой пример не сделать примером подражания для подрастающего поколения. Сказки воспитывают не только детей, но и их родителей. Это весьма характерно. Так как родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности зачастую не затрагиваются вообще. А детям будет полезно изучение родословного семейного древа, истории своего рода, осмысление важных истин: семья - ячейка общества - начинается с традиций. Всё это мы наблюдаем в сказках.
Кроме того, народная сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это связано с тем, что чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным просторам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей Родины.
Говоря о нравственно-патриотическом воспитании, невозможно не вспомнить о былинах. С детьми старшего дошкольного возраста мы проводим цикл занятий «Русь Богатырская», приурочив его ко Дню Защитника Отечества, знакомим детей с жизнью и подвигами Русских Богатырей. Для многих ребят слово богатырь старинное и малоупотребляемое. А между тем, образ богатыря вобрал в себя лучшие качества русского народа. Это прежде всего бескорыстие, трудолюбие, отзывчивость, сострадание, щедрость, любовь к родному краю, а самое главное - это сила в сочетании с добротой. Богатырь - защитник слабых, помощник старым и малым, образец мужества.
Замечу, что эмоционально окрашенный материал воспринимается ребёнком более ярко и полно. Используя музыкальное оформление, обращаясь к изодеятельности, мы можем усилить детские впечатления, оставить более глубокий след в памяти ребёнка, помочь по-новому взглянуть на привычные для ребёнка вещи, развить детское творчество. Так, на занятиях используется музыкальное оформление в виде фрагментов «Богатырской симфонии» А.Бородина, фрагмента из цикла М.Мусоргского «Богатырские ворота». Происходит знакомство детей с репродукциями картин В.Васнецова «Богатыри», М.Врубеля «Богатырь», К.Васильева «Русский витязь», «На Калиновом мосту», «Бой Добрыни со змеем», триптих П.Корина «Александр Невский» и др. И сами дети охотно изображают полюбившихся богатырей, их снаряжение. Очень важно также знакомить детей с другими защитниками нашего Отечества, выдающимися историческими личностями - Дмитрием Донским, Александром Невским, героями великой отечественной войны и войны 1812 года, также называя их богатырями, т.е. защитниками, воинами. Хочется процитировать С.Михалкова «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующими поколениями, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Вводя слово богатырь в активный словарь детей, мы ищем богатырей среди наших современников. Это люди героических профессий - военные, спасатели, полицейские. Ну и, конечно же, каждый отец в глазах ребёнка может и должен выглядеть богатырём. Ведь дети редко воспринимают назидания и нравоучения, а личный ежедневный пример отца - лучший способ воспитать будущего богатыря, который поможет маме донести тяжёлые сумки, придержит дверь, никогда не обидит слабого, а если понадобится, встанет на защиту Родины!
Кроме этого, дети запоминают и начинают использовать в своих играх названия богатырского снаряжения: палица, булава, колонтарь, кольчуга, меч-кладенец, науши, копьё, колчан со стрелами, доспехи, латы. Современные дети употребляют порой непонятные и им самим иностранные названия, услышанные из мультфильмов. А старинные русские слова содержат смысл и положительную энергетику, нужную русскому человеку для развития языкового чутья.
Итак, комплексный подход к решению проблем нравственно-патриотического воспитания включает в себя не только нравственное, но и умственное, трудовое, эстетическое, а также физическое воспитание детей.
Таким образом, педагогические сокровища народа далеко не исчерпали себя. Более того, они постоянно возрастают. В этом, мне кажется, и кроется секрет бессмертия человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.
Приложение. Конспект ООД для подготовительной логопедической группы. Тема: "Русь Богатырская"
Список литературы
- Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 4-5 лет» (5-6, 6-7 лет): конспекты подгрупповых занятий логопеда. М.: ГНОМ, 2017.
- Былины о русских богатырях (в обр. А.Нечаева, И.Смирнитской).
- Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанников ДОУ/ под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: Сфера, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи» фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексическо-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна»/ М.: ГНОМ и Д, 2003.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» / М.: Аркти, 2005.