«Этапы достижения успеха» как один из инструментов в работе консультирующего психолога (из опыта работы)

Разделы: Школьная психологическая служба


Часто на прием к психологу обращаются родители с детьми по вопросам школьной неуспеваемости или низкой мотивации к школьному обучению. Так родители школьников сетуют, что ребенок не хочет делать домашнее задание, тянет время, ждет, когда мама придет с работы и поможет с домашним заданием. Конечно, каждый родитель уже выработал свои приемы, как с этим обходиться. Кто-то лишает игр на телефоне, нанимает педагога, который помогает с выполнением школьных заданий, есть те, кто пытается договориться с ребенком, чтобы он хотя бы начал выполнять часть заданий и т.д. Эти приемы могут быть успешными или не очень, чаще всего родители говорят о том, что они носят кратковременный эффект. Но я вижу часто родительскую боль и отчаяние, вижу возникшее недопонимание между мамой или папой и ребенком. Ребенок, как правило, сидит понурый и, казалось бы, безучастный. Тогда я задаю необычный вопрос родителю: «А что Ваш ребенок умеет делать очень хорошо? Есть ли что-то, за что Вы его можете похвалить?». Взрослый задумывается, а ребенок «оживает», когда слышит этот вопрос. Вопрос этот очень простой и, одновременно, сложный. Выясняется, что сын или дочь может что-то самостоятельно приготовить, или умеет отлично шутить, или сопереживать другому человеку, проявлять сочувствие, разбираться в телефоне лучше любого взрослого. Такой же вопрос я задаю и ребенку: «А в чем твоя мама (или твой папа) настоящий профессионал, мастер?». Дети школьного возраста чаще всего отвечают на этот вопрос так: лучше всех готовит (называет любимое блюдо), помогает с уроками, убирается в квартире лучше всех. После таких вопросов обстановка в кабинете психолога смягчается, и родители, и ребенок «выдыхают».

Здесь важно акцентировать внимание взрослого на сильные стороны его ребенка, то, в чем он успешен. Ведь именно это сигнализирует нам, взрослым, что дети постоянно развиваются. Пытливость (или любознательность) - это естественный интерес и любовь к новому знанию, который заложен в детях с рождения. И он не угасает, но приобретает разные формы. Поэтому родителям с помощью педагога-психолога важно увидеть и понять, в чем именно выражен этот интерес, понять его и назвать. Обсуждая это на консультации, мы вместе с родителями и ребенком находим тот самый ресурс, на который они в дальнейшем могут опираться, и который уникален именно для этой семьи.

Конечно, мы, специалисты, знаем, что с поступлением в начальную школу у ребенка начинается важный этап в развитии, связанный с необходимостью освоить новую деятельность - учебную. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот возрастной период закладываются важные основы умения учиться. В младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. Эти умения, в последствие, остаются с ним на всю жизнь. Каждый ученик овладевает учебной деятельностью по-разному. Зависит это от многих факторов: как развивался ребенок до этого, в каком окружении он рос, кто ему помогал. Задача психолога доходчиво и понятно рассказать родителю о новом этапе развития его ребенка. Целесообразно провести диагностическое исследование высших психических функций (таких как: память, внимание, мышление) в присутствии родителя, чтобы он увидел реальные возможности ребенка. Это хороший момент для обсуждения и построения стратегии помощи семье в обучении. Иногда такая беседа с родителями позволяет привлечь для оказания помощи в школьной неуспешности других специалистов (учителей-логопедов или дефектологов).

Многочисленные исследования развития учебной мотивации учащихся показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа. Изучением этого вопроса углубленно занимались советские ученые, такие как: П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и другие.

В этой заметке мне бы хотелось поделиться опытом организации такой работы в рамках психологического консультирования.

Один из инструментов данной работы - это этапы достижения успеха, взятые мною из коррекционно-развивающей программы «Золотой ключик». Эта программа разработана для организации коррекционно-развивающей работы с детьми 6-10 лет с проблемами произвольной регуляции деятельности, в том числе с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Авторы программы выделяют пять этапов достижения успеха.

  1. Первый этап - «Ставлю цель». Это этап целеполагания, который связан с вопросом: «Что я хочу сделать?».
  2. Второй этап - «Выбираю условия». На данном этапе осуществляется моделирование условий достижения поставленной цели. Поэтому основной вопрос на этом шаге: «Что мне нужно для этого?».
  3. Третий этап - «Составляю план». Планирование собственных действий является основной задачей данного этапа. Построение плана начинается с ответа на простой вопрос: «Как я буду это делать?».
  4. Четвертый - «Проверяю результат». Этот этап подразумевает выполнение самоконтроля и связан с вопросом: «Я достиг, чего хотел?».
  5. И пятый, завершающий этап - «Исправляю ошибки». Финальная стадия процесса реализации цели предполагает выполнение самокоррекции. Помогающим для этого шага является вопрос: «Есть ли другие варианты решения?».

Сначала мы вместе со всей семьей прочитываем эти этапы и обсуждаем на консультации, что каждый имеет в виду под словами «цель», «условия», «план», «проверка», «исправление». Как это понимает ребенок, как это понимает каждый из родителей. Затем психолог в беседе помогает членам семьи обнаружить, что данные этапы используются каждым человеком в решении повседневных дел. Например, мама может вспомнить, что для того, чтобы приготовить завтрак (это цель), ей нужны условия: продукты питания, электрическая плита, посуда, время. Все это она делает по определенному плану действий, например, замесить тесто для блинчиков, разогреть сковороду на плите и т.д. Дальше она проверяет результат: получилось ли то, что она задумала. Может исправить, если не понравился результат: добавить недостающие ингредиенты или убавить температуру на плите.

После этой вводной части разговора психолог предлагает ребенку при родителях обсудить, как можно использовать эти этапы при выполнении домашнего задания. Например, ребенок в качестве цели предлагает выполнить домашнее задание быстро. Тогда психолог может подчеркнуть, что задание можно сделать быстро и неправильно. Это не очень эффективная цель. Вместе с психологом ребенок может сформулировать цель иначе: сделать домашнее задание правильно, без ошибок. Затем ученик с помощью специалиста определяет, какие условия необходимы для выполнения задания. Обычно дети говорят: письменный стол, учебник, ручка, тетрадь. Психолог может добавить важное условие - время, например, сделать домашнюю работу за час. Обязательно нужно обсудить, за какое количество времени можно выполнить учебное задание, ведь на выполнение разных заданий уходит неодинаковое количество времени. Еще одним условием, на которое стоит обратить внимание - записывает ли ребенок домашнее задание самостоятельно или ждет, когда кто-то из взрослых его продиктует из электронного дневника.

После завершения обсуждения условий выполнения домашних заданий специалист предлагает ребенку обсудить план его действий. Будет ли он первым делом выполнять устные или письменные предметы, выполнять задание в черновой тетради, чтобы взрослые смогли его проверить или сразу писать в школьной тетради. Будет ли первым заданием то, что вызывает сложность, или, наоборот, тот предмет, который легче всего дается ребенку, и т.д. Затем психолог переходит к обсуждению с ребенком следующего этапа - этапа самоконтроля. На этом этапе школьник проверяет свой результат. Важно акцентировать внимание ребенка на том, что здесь ему может понадобится помощь взрослых в семье, чтобы проверить правильно ли он выполнил намеченные задания. Далее специалистом делается плавный переход к обсуждению следующего этапа - самокоррекции, в рамках которого ребенок может исправить допущенные ошибки.

Таким образом, родители с ребенком изучают на консультации этапы достижения успеха. В конце приема семье желательно дать памятку с описанием этапов. На повторной консультации можно с каждым членом семьи обсудить, что получилось, а с чем возникли затруднения. В беседе психолог может остановиться на рассмотрении определенного этапа, чтобы школьник мог научиться формулировать его правильно и выполнять эффективно. Такая работа необходима, чтобы в дальнейшем ребенок смог успешно каждый этап реализовывать самостоятельно.

Завершая цикл консультаций с семьей, специалисту имеет смысл подчеркнуть, что родители с ребенком познакомились с алгоритмом достижения успеха, который применим в любой деятельности, не только учебной. Важно объяснить родителям, что это тот инструмент, который позволит их ребенку пользоваться стратегией саморегуляции в различных видах деятельности (учебной и повседневной). В процессе освоения предложенной модели у ребенка будут постепенно формироваться навыки бесконфликтного взаимодействия с родителями.

Данная статья была посвящена одному из возможных вариантов работы с запросом, касающегося трудностей выполнения домашних заданий школьником. В заключение хочется подчеркнуть, что у каждой семьи есть свои возможности в преодолении трудностей. Специалисту нужно только определить стратегию и метод, которые будут эффективны для конкретной семьи.