ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программa дополнительного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Частота занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 18 учебных часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Виды деятельности |
Кол-во
|
Планируемые рез-ты |
Дата |
Основы математики - 9 часов |
|||||
1 |
Приемы устного счета |
Тренировочные задания |
1 |
Уметь рационально считать устно |
|
2 |
О разных системах счисления |
Работа с доп литературой |
1 |
Знать какие системы счисления существуют |
|
3 |
Как люди научились считать? |
Работа с доп литературой |
1 |
Знать когда и как научились люди считать |
|
4 |
Открытия в арифметике, сделанные юными математиками |
Работа с олимпиадными заданиями |
1 |
Уметь решать олимпиадные задачи |
|
5 |
История арифметики |
Создание презентации |
1 |
Знать историю арифметики |
|
6 |
Занимательная арифметика |
Создание презентации |
1 |
Что называем занимательной арифметикой |
|
7 |
Занимательная арифметика |
Создание презентации |
1 |
Что называем занимательной арифметикой |
|
8 |
Занимательная арифметика |
Создание презентации |
1 |
Что называем занимательной арифметикой |
|
9 |
Занимательная арифметика |
Создание презентации |
1 |
Что называем занимательной арифметикой |
|
Геометрическая составляющая школьного курса математики - 9 часов |
|||||
10 |
Логика и смекалка |
Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру |
1 |
Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания |
|
11 |
Логика и смекалка |
Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру |
1 |
Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания |
|
12 |
Логика и смекалка |
Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру |
1 |
Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания |
|
13 |
Приёмы рационального счёта |
карточки |
1 |
Уметь рационально считать устно |
|
14 |
Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма |
Игра-головоломка «Танграм» |
1 |
Уметь составлять геометрические фигуры |
|
15 |
Старые русские меры. Решение задач |
Тренировочные задания |
1 |
Знать Старые русские меры |
|
16 |
Решение логических задач |
Тренировочные задания |
1 |
Уметь решать з-чи на разрезание |
|
17 |
Решение логических задач |
Тренировочные задания |
1 |
Уметь решать з-чи на переливание |
|
18 |
Решение логических задач |
Тренировочные задания |
1 |
Уметь решать комбинаторные з-чи |
|
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Основы математики - 9 часов
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
После изучения данной главы учащиеся должны
- знать: о разных системах счисления;
- уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.
Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. На основе этих сведений требуется сделать вывод о наличии или отсутствии у объектов, описываемых в задачах, тех или иных свойств или отношений. Исторические сведения насыщены практическим материалом.
Геометрическая составляющая школьного курса математики - 9 часов
Основная цель - развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.
После изучения данной главы учащиеся должны
- знать: свойства геометрических фигур;
- уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.
При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно - методическими линиями школьного курса математики.
Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце курса должны уметь:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
ЛИТЕРАТУРА
- И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 1989 г.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П., 2003г.
- Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
- А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
- Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
- Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
- Е.В.Галкин. «Нестандaртные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
- «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996 г.
- Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995 г.
- И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005 г.
- Интернет-ресурсы.
- Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. Шуба М.Ю.