Программа дополнительного курса по математике «За страницами учебника математики» для 5-го класса

Разделы: Математика

Класс: 5


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программa дополнительного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачи факультативного курса по математике определены следующие:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Частота занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 18 учебных часов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Виды деятельности

Кол-во
часов

Планируемые рез-ты

Дата

Основы математики - 9 часов

1

Приемы устного счета

Тренировочные задания

1

Уметь рационально считать устно

2

О разных системах счисления

Работа с доп литературой

1

Знать какие системы счисления существуют

3

Как люди научились считать?

Работа с доп литературой

1

Знать когда и как научились люди считать

4

Открытия в арифметике, сделанные юными математиками

Работа с олимпиадными заданиями

1

Уметь решать олимпиадные задачи

5

История арифметики

Создание презентации

1

Знать историю арифметики

6

Занимательная арифметика

Создание презентации

1

Что называем занимательной арифметикой

7

Занимательная арифметика

Создание презентации

1

Что называем занимательной арифметикой

8

Занимательная арифметика

Создание презентации

1

Что называем занимательной арифметикой

9

Занимательная арифметика

Создание презентации

1

Что называем занимательной арифметикой

Геометрическая составляющая школьного курса математики - 9 часов

10

Логика и смекалка

Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру

1

Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания

11

Логика и смекалка

Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру

1

Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания

12

Логика и смекалка

Счетные палочки. Выкладывая из них заданную фигуру, он с помощью заданного количества перемещений палочек должен получить другую фигуру

1

Уметь получать новые фигуры из данной, путем перекладывания

13

Приёмы рационального счёта

карточки

1

Уметь рационально считать устно

14

Геометрия вокруг нас. Геометрия танграма

Игра-головоломка «Танграм»

1

Уметь составлять геометрические фигуры

15

Старые русские меры. Решение задач

Тренировочные задания

1

Знать Старые русские меры

16

Решение логических задач

Тренировочные задания

1

Уметь решать з-чи на разрезание

17

Решение логических задач

Тренировочные задания

1

Уметь решать з-чи на переливание

18

Решение логических задач

Тренировочные задания

1

Уметь решать комбинаторные з-чи

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Основы математики - 9 часов

Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученных в начальной школе; закрепить навыки математических действий с натуральными числами; продолжить развитие общеучебных умений и навыков.

После изучения данной главы учащиеся должны

  • знать: о разных системах счисления;
  • уметь: оперировать приёмами умножения на 5, 25, 11, 98, 99, 97, 94, 93; двузначного числа, оканчивающегося на 5, на само себя; правильно строить свои умозаключения.

Эта глава программы рассчитана на повышение и удержание интереса к предмету математике. Логические задачи представляют собой разного вида умозаключения, построенные на сюжетном материале. В их условиях содержатся сведения о свойствах и отношениях людей и вещей. На основе этих сведений требуется сделать вывод о наличии или отсутствии у объектов, описываемых в задачах, тех или иных свойств или отношений. Исторические сведения насыщены практическим материалом.

Геометрическая составляющая школьного курса математики - 9 часов

Основная цель - развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки.

После изучения данной главы учащиеся должны

  • знать: свойства геометрических фигур;
  • уметь: работать по заданному алгоритму; решать задачи на разрезание, переливание, перекладывание.

При решении геометрических задач раскрывается взаимосвязь образного и логического мышления. В процессе решения задач на разрезание проявляются связи между всеми компонентами умственной деятельности: пространственным, метрическим, интуитивным, конструктивным и символическим, а значит и соответствующими содержательно - методическими линиями школьного курса математики.

Решение кроссвордов заставляет искать ответы на разные по степени сложности вопросы. Если ответ находишь легко, то радуешься своим знаниям, если этот поиск труден и долог, найденный в результате его ответ долгое время остаётся в памяти.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце курса должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П., 2003г.
  3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
  4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
  5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
  6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
  7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
  8. Е.В.Галкин. «Нестандaртные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
  9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996 г.
  10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995 г.
  11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005 г.
  12. Интернет-ресурсы.
  13. Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. Шуба М.Ю.