В современном, стремительно меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, содействующих активному участию людей в общественной, культурной, политической и экономической деятельности, а еще обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Задача системы образования 21 столетия состоит не в передаче знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в способности учащихся использовать полученные в школе знания и умения в повседневной жизни.
Функциональная грамотность включает в себя:
- познавательную базу, представляющую собой органическую целостность предметных, метапредметных, интегративных познаний, умений и навыков, которые обеспечивают осознавание и осуществление определенных правил, норм и инструкций;
- образовательное пространство, которое представляет постигаемую обучающимися общность источников информации о сущности функциональных задач и методов их решения;
- способы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.
Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и следственно она формируется при изучении различных школьных дисциплин и имеет многообразные формы проявления:
- читательская грамотность
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность
- финансовая грамотность
- креативное мышление
- глобальные компетенции.
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих ученикам решать трудные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, командная работа в решении проблем. От того что мы живем в эру глобализации и взаимодействия, наши дети обязаны быть удачными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, дабы дети владели всеми нужными навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
Представляю разработанную технологическую карту урока «Получение и применение кислот. Химические свойства кислот» для 8 класса, в которой представлены приемы формирования функциональной грамотности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 8.
Предмет: химия.
Учебник: О.С.Габриелян. Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. - М.: Дрофа, 2013. - 286 с.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок-исследование).
Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников: для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, тетрадь, химическое оборудование и реактивы, периодическая система, таблица растворимости солей, оснований и кислот.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Функциональная грамотность |
||||||||
Организационный момент |
Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих, настрой на работу. |
Приветствие учителя |
|
||||||||
Мотивация |
Прием «А знаете ли вы, что…»
|
Слушают учителя |
Глобальные компетенции |
||||||||
- Какие вы знаете индикаторы?
- Как они изменяют свою окраску в щелочной среде? А в кислой? |
Отвечают на вопросы учителя | ||||||||||
Лабораторный опыт.
Опустить лакмусовую бумажку в пробирку с веществом. Итак, что же за вещество у вас в пробирках. Верно, это кислота. Если быто точными, то в водах сицилийского озера содержится концентрированная серная кислота. |
Выполняют лабораторный опыт, наблюдают, делают выводы. | Креативное мышление | |||||||||
Актуализация ранее изученного материала, целеполагание |
Прием «Знаю - хочу узнать»
Мы с вами столько уже знаем. Тогда, что мы хотим узнать в ходе урока? Это и будет целью нашего урока. |
Совместно с учителем заполняют таблицу
Формулируют цель урока |
Креативное мышление |
||||||||
Открытие нового знания |
Какая тогда тема урока? Тема урока «Получение и применение кислот. Химические свойства кислот». Запишите тему урока в тетради | Записывают тему урока | |||||||||
В тетради составляют опорный конспект по ходу изучения материала.
|
Зарисовывают ладонь, составляют опорный конспект |
Читательская грамотность Естественно-научная грамотность Креативное мышление |
|||||||||
Лабораторный опыт в группах (приложение 1).
Каждая группа изучает свойства серной кислоты, используя и инструктивные карты. После каждого выполненного опыта идет обсуждение. На доске ученики записывают уравнения реакций после каждого проведенного опыта, составляют ионные уравнения. |
Читают инструктивные карты, выполняют, опыт делают выводы, записывают уравнения реакций у доски и в тетради | ||||||||||
Итак, с какими же классами веществ реагируют кислоты? | Отвечают на вопрос учителя | ||||||||||
Динамическая пауза |
Наклоните головой вперед - назад столько раз, сколько атомов в фосфорной кислоте (восемь). Хлопните в ладоши столько раз, каков заряд у сульфат - иона (два хлопка) |
Выполняют упражнения |
|
||||||||
Первичное закрепление новых знаний |
Выполнение задания
|
Выполняют задание у доски, составляя уравнения реакций. Отвечают на вопросы |
Креативное мышление
|
||||||||
Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание |
Какой итог нашему уроку мы можем подвести? Итак, сегодня в рамках уроке мы изучили химические свойства кислот и экспериментально доказали эти свойства. |
Отвечают на вопрос учителя |
|
||||||||
Прием «Проложи фразу»
Я хочу сказать спасибо вам за урок, мне понравилось, как вы работали. Выставление оценок за урок. |
Высказывают свое мнение | ||||||||||
Домашнее задание (приложение 2) |
п. 39, выучить свойства кислот
Мне бы хотелось завершить урок мудрым высказываем М.В.Ломоносова: "Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений рождённых только воображением". Поэтому пробуйте, делайте, а не просто говорите. |
Записывают домашнее задание |
|