Педагог - это мастер педагогической деятельности, которая направлена на передачу опыта от старшего поколения к младшему. [5] Педагогическая деятельность, это самая древняя деятельность, которая зародилась в Древней Греции. Я.Я.Коменский в своих трудах восхвалял деятельность педагога и считал, что это самая превосходная профессия, которая освящается ярким солнечным светом.
Практически каждый курс педагогики начинается с того, что студентам открываются двери «Основ педагогического мастерства и профессиональной компетентности». Именно профессиональная компетентность определяет высший уровень педагога. Она включается в себя основные требования, критерии, классификацию, которые определяю такие компоненты, как:
- цель;
- субъект;
- планируемый или достигнутый результат деятельности;
- основные отличия и противоречия.
Профессиональную компетентность, так же рассматривают, как специфическую способность педагога, позволяющую эффективно решать типичные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях его профессиональной деятельности.
Компетенция - это личностные способности педагогического работника, которые относятся к его профессиональной деятельности. Доктор педагогических наук А.В.Хуторской считает, что если педагог компетентен, он:
- он не только учит, но и учится у своих учеников;
- может управлять развитием личности, направляя её на правильный путь;
- взаимодействует и сотрудничает, как с коллегами, так и со своими учениками;
- имеет инициативные и мотивационные качества личности.
Основы профессиональной компетентности педагога вошли в Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 г. [8]:
- педагог должен быть профессионалом своего дела;
- в зависимости от решений директора образовательного учреждения проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» также достаточно подробно представлена модель «Профессиональной компетентности педагога» - рис. 1.
Рис 1. Модель «Профессиональной компетентности педагога»
По мнению А.И.Турчинова профессиональная компетентность - это степень выраженности профессионального опыта. [9] Считается, что профессиональную педагогическую компетентность составляют: экспрессивные способности; дидактические способности; авторитарные способности; научно-педагогические способности; перцептивные способности; мажорные способности.
В.Я.Адольф, считал, что чем выше профессионализм педагога, тем лучше, это сказывает на психическом состоянии педагога: он грамотно и эффективно умеет снизить эмоциональную напряжённость, проявляет свою активность, позитивно относится к своей деятельности и её заработку. [1]
В первую очередь педагог и его уровень профессионализма оценивается, по цели и её специфике:
- цель педагога, в первую очередь определяется обществом т.е. педагог старается придерживаться общепринятых правил, которые были разработаны, его предшественниками. Все правила имеют один результат, который направлен в всестороннее развитие обучающихся. Советский педагог А.С.Макаренко в своих трудах всегда отмечал, что про профессионал работает по основному стандарту, но при этом свои педагогические действия он будет реализовывать индивидуально. [3] Педагог, должен уметь видеть цель и подбирать к ней свои подходы. К.Д.Ушинский считал, что педагог - это творец, который творит для того, кто его слышит и видит. [7]
- цель педагога, воспитание и обучение другого человека. Многие педагогические исследователи, относят данный пункт к понятию «Педагог обязан научить и воспитать». Да, с одной стороны - это так, но педагог Ш.А.Амонашвили, считает, что педагог не обязан это делать, так как, это «основа трагедии воспитания». [2] По его мнению, педагог, должен только направлять и помогать ребёнку в его становлении и обучении т.е. «педагог открывает двери, только тому, кто в этом нуждается». Эту же идею поддерживает советский педагог-новатор В.А.Сухомлинский, он считает, что педагог не обязан обучать и воспитывать, он должен вести за собой и мотивировать своими поступками других людей на их собственное развитие и самосовершенствование. [6]
Субъект педагогической профессиональности - это обратный отзыв учеников, студентов и их родителей. Педагог, через свою личность может положительно воздействовать на своего ученика. Профессионализм педагога, является достаточно высоким, когда педагог оказывает позитивно нравственное влияние на личность ученика, а это возможно только тогда, когда сам педагог постоянно находится в стадии самосовершенствования.
Рассмотрим основные виды профессиональной деятельности педагога. В первую очередь, это проведение и планирование воспитательной работы с учениками или студентами.
Воспитательная работа - это основная деятельность педагогики, направленная на управление различными видами деятельности с целью решения задач гармоничного развития личности обучающегося. [5] Воспитательная работа неразрывно связанна с таким понятием, как преподавание.
Преподавание - это критерий, направление которого содержит в себе элементы познавательной деятельности. По мнению русского писателя и просветителя Л.Н.Толстого воспитание и преподавание - это понятия, которые не могут существовать раздельно, она объединены одной целью. Лев Николаевич писал, что и воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно. [5]
Второй основной вид профессионализма педагога - это его педагогическое мастерство, структура личной преподавательской деятельности.
Педагогическое мастерство - это индивидуальная деятельность, которая строится на основных стандартах, но с дифференцированными изменениями в зависимости от личности и профессиональности педагога. [5] С технологической точки зрения, педагогическое мастерство, так же можно рассматривать, как высокую общую культуру, направленную на развитие профессиональных знаний и умений.
Понятие педагогическое мастерство состоит из двух типов работы:
- саморегуляция педагога - владение мимикой, жестами, своим поведением, умение регулировать признаки эмоционального состояния;
- воздействие педагога на группу или личность обучающихся - организаторские и ораторские навыки;
- Педагогическое мастерство реализуется на нескольких элементах:
- элемент идеалов педагога (гуманистическая направленность) - педагог должен уважать свою личность и личность каждого ребёнка, стараться выстраивать доверительные отношения на основе любви и уважения. Л.Н.Толстой писал, что, если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам - это учитель, совершенство. [5]
- - элемент профессионального знания педагога (это фундамент) - педагог должен в совершенстве владеть своим профессиональным языком своего предмета. В основе профессионального знания преподаваемого предмета лежит:
- комплексность изучаемой науки - значимость своего предмета и внедрение в его систему других изучаемых наук;
- личностная окрашенность предмета и её составляющих элементов - педагог должен понимать свой предмет и вкладывать в его структуру своё личностное отношение. Это отношение строится исходя из опыта, принципов и идеалов;
- самосовершенствование своих знаний - в связи с тем, что сегодня мир не стоит на месте, а развивается, то и педагог должен развиваться не только в рамках своего предмета, то и в других областях.
- элемент способности к педагогической деятельности - это способность быть педагогом. Педагогические способности - это личностные и профессиональные особенности, которые определяют педагогическую деятельность и её результат. В зарубежной и отечественной литературе выделяют следующие виды педагогической деятельности:
- коммуникативные способности - умения четко формулировать педагогическую мысль, быть коммуникабельным, как с коллегами, так и с учениками;
- перцептивные способности - умение понимать и сопереживать другим;
- динамизм личности - уметь управлять своими волевыми качествами, и логически выстраивать логическую цепочку для решения различных видом ситуаций;
- эмоциональная устойчивость - адекватное проявление эмоций вне зависимости от течения ситуации;
- оптимистическое прогнозирование - умение искать положительные черты личности, даже когда другие педагоги их не видят;
- креативное мышление - стараться идти в ногу со временем и использовать различные формы работы.
- подходить к своей работе творчески.
Каждый вышеперечисленный элемент - это комплекс, который объединяет один основной компонент - профессиональная компетентность человека. Педагогическая компетентность включается в себя личностные возможности педагога, его квалификация, позволяющая самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи. Педагогическая компетентность оценивается исходя из критериев квалификационной характеристики:
- теоретическая и практическая подготовка личности к педагогической деятельности;
- уровень наблюдательности;
- уровень развития организаторских, коммуникативных, развивающих, информационных и мобилизованных умений;
Исходя из квалификационной характеристики формируется основной перечень профессиональных функций педагога. В.А.Сластён выделял:
- диагностическая функция - распознавать и выделять основные качества личности;
- ориентационное-прогностическая функция - определение направления воспитательной работы;
- конструктивно-проектировочная - работа на позитивный результат;
- организаторская функция - умение организовать коллектив;
- информационно-объяснительная функция - педагог должен уметь объяснить любую тему в рамках его предмета обычным и понятным языком;
- исследовательская функция - педагог должен быть в постоянном поиске новых тенденций своего предмета.
Так же по мнению А.Г.Ангеловской к профессиональным функциям педагога можно отнести:
- умение из поставленной цели выявлять педагогические задачи4№
- умение логически завершать педагогическую мысль;
- умение создавать все условия для комфортного обучения и развития учащихся;
- умение адекватно оценивать знания учащихся согласно их психофизиологическим особенностям.
Все вышеперечисленные критерии, этапы, классификации является основной профессиональной педагогической компетентности, которая охватывает профессиональные и личностные задачи.
Педагог - это не просто человек, который передаёт важную информацию, - это человек, который учит правильно жить и реализовать свои действия в реальность. Педагогическая деятельность, воспитывает людей, которые «украшают» образование своим ценным мнением, поэтому для педагога очень важно, чтобы он умел организовать, как себя, так и обучающихся.
Педагог - это профессионал, который развивает новые формы мышления и деятельности. Его профессионализм имеет четкую структуру с определённым дифференцированным содержанием. На сегодняшний день исследователи затрудняются ответить на вопрос, каким точно должен быть педагог? - они затрудняются ответить на этот вопрос, как как для каждого педагога, свой уровень профессиональности определяется и оценивается, только исходя из своих личностных особенностей и обратной связь учеников.
Библиографический список
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-75.
- Амонашвили Ш.А. Как любить детей / Ш.А.Амонашвили. - М.: Школа понимания, 2013. - 76 с.
- Макаренко А.С. Воспитание детей в семье и школе / А.С.Макаренко. - Чкалов: ОГИЗ, 1941. - 150 с.
- Панков Ю.И. Профессиональная управленческая компетентность как фактор оптимизации деятельности руководителя государственной службы: социологический анализ: автореф. дис. канд. социол. наук. - М.: 2003. - 17 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников / В.А.Сухомлинский. - М.: РСФCР, 1956. - 229 с.
- Ушинский К.Д. История педагоги /К.Д.Ушинский. - М.: Лань, 1994. - 536 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата последнего обращения: 21.08.2022).
- Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской. - М.: Лань, 2002.- с. 86.